30 ноября 2022 Среда, 18:08 SAKH
16+

Сайт закрыт, читайте новости на новом сайте iasakh.com

ПСО за год потратило 350 миллионов рублей на прикорм сахалинских СМИ

Финансы, Политика, Южно-Сахалинск

Большинство средств массовой информации в Сахалинской области живет за счет денежной трубы, к которой им пришлось присоединиться ради существования. От неё легко могут отключить и уничтожить, например, районную газету. И никто не будет переживать, что это муниципальное предприятие и работу потеряют те же чиновники, но рангом ниже. Такова система.

Сах.ком решил разобраться, кому же падают бюджетные миллионы и в каком объеме. Правительство Сахалинской области не стало отвечать на этот вопрос, а предложило агентству изучать сайт государственных закупок. Перед этим автор заглянул в бюджеты 2021 и 2022 годов, чтобы узнать, какое количество средств было заложено на пропагандистский аппарат ИВЛ.

Деньги на СМИ прячутся в госпрограмме "Совершенствование системы государственного управления", где для них выделена отдельная вкладка. Последними поправками в 2021 году решено было увеличить сумму до 353,5 миллиона рублей. А вот в 2022 году аппетиты правительства стали больше — 388,4 миллиона рублей. Цифры на 2023 и 2024 годы тоже есть, но они не окончательные. Наверняка они станут больше, чем 322 и 324 миллиона рублей соответственно.

Главным раздатчиком бюджетных средств СМИ является не само правительство (оно с 2020 года этим не занимается), а управление делами ПСО и губернатора. Подведомственное учреждение, через которое легко и удобно можно проводить многие траты. Кому приходят деньги? Практически половина суммы в 2021 году ушла ОАУ "Издательский дом "Губернские ведомости". Это и так государственное учреждение, но ему нужно все больше и больше денег.

Сах.ком обнаружил десятки контрактов органов государственной власти (и их подведов) с "Губернскими ведомостями" на общую сумму 172,8 миллиона рублей. 77,5 миллиона рублей пришли от управделами губернатора и 60,5 миллиона рублей — от министерства цифрового развития и связи. Последние не только публиковали информацию, но и разыгрывали тендеры на трансляцию телеканала в далекие уголки области. На это ушло больше половины от их вклада в бюджет издательского дома.

Кто ещё платил за материалы "Губернским ведомостям"? 2,9 миллиона рублей отдал за пиар "Сахалинавтодор", 9,4 миллиона — минздрав, 4,4 миллиона — минсоцзащиты. Меньше всего заплатило агентство по обеспечению деятельности мировых судей — всего 25,3 тысячи рублей. Большинство контрактов разыграны в пределе полутора или двух миллионов рублей, чтобы не привлекать особого внимания.

Второе ответвление денежной трубы уходит в медиахолдинг АСТВ. Основное юридическое лицо получило 109,8 миллиона рублей, и лидеры тут те же: управделами выделило 51,6 миллиона рублей, а минцифры — 28,4 миллиона. Последние, по аналогии с "Губернскими ведомостями", дали возможность жителям Сахалинской области наслаждаться островным СМИ за счет бюджета. Только здесь речь не о телевидении, а о радио.

11,7 миллиона рублей для АСТВ выделила мэрия Южно-Сахалинска в лице агентства по развитию города. Полиция нашла на пропаганду 7 миллионов рублей, минздрав на пиар — 2,9 миллиона, минкульт — 3,2 миллиона. Важно отметить, что все контракты разыгрываются по 44-ФЗ, но борьбы за них практически никогда нет.

У учредителей АСТВ есть ещё одна компания — это ООО "Медиа-Партнер", под которым в эфир выходит "Дорожное радио". И в направлении данной радиостанции уплыли в 2021 году 43,3 миллиона рублей. И больше всего денег снова дает управделами ПСО — 31,7 миллиона рублей. Другие контракты были не больше 2,5 миллиона рублей. Вторым в рейтинге идет ТИЦ с 2,4 миллиона рублей. Финальной компанией в пуле можно считать ООО "Телекомпания "Эхо Сахалина", но у неё всего два поставщика: минздрав дал 2 миллиона рублей, а управделами — 3,4 миллиона.

Проблематично отследить деньги, которые идут для островного отделения ВГТРК. Их получает напрямую головная компания, и от управделами ПСО, например, было за год выплачено 35 миллионов рублей. Наверняка это только вершина айсберга и общая сумма выше. ООО "КП-Сахалин" получило 21,3 миллиона рублей от управделами и 551 тысячу рублей от мэрии, а заодно подвед правительства направил 2,8 миллиона рублей напрямую в АО "ИД "Комсомольская правда".

Старейшее СМИ островного региона "Советский Сахалин" тоже сидит на дотациях: оно получило 8,8 миллиона рублей от управделами, 1 миллион рублей — от мэрии Южно-Сахалинска и 286 тысяч рублей — от министерства сельского хозяйства и торговли. Часть мелких контрактов отдается небольшим изданиям (в том числе районным), но все их перечислять нет смысла. В общей картине это статистическая погрешность.

Может ли Сахалинская область обойтись без того, чтобы по 350 миллионов в год тратить на хвалебные оды правительству? Ответ на данный вопрос очевиден. Только вот без таких дотаций большинство изданий и медиахолдингов просто не выживут. Тем же "Губернским ведомостям" придется сократить зарплаты руководству и штат, потому что в рыночных условиях издательский дом прогорит.

Новости по теме:
Подписаться на новости