В облдуме рассказали о недоступности доступной среды для инвалидов
На обсуждение вопроса о доступности услуг и объектов для инвалидов собралось много людей. На заседание постоянного комитета по социальной политике в областную думу пришли представители различных министерств и общественных организаций. Одни были готовы ответить на вопросы, а другие — их задать. Из заявленных участников не прибыла на встречу министр соцзащиты Ольга Орлова, чем в думе были очень недовольны.
С докладом выступила замминистра соцзащиты Татьяна Романец. Она обратила внимание присутствующих, что на обсуждении только проблемы в рамках программы доступной среды. В 2021 году было освоено 81,5 миллиона рублей из средств областного бюджета, они были распределены между министерствами. Деньги были направлены на улучшение условий доступности для инвалидов, улучшили 13 государственных объектов, 2 объекта занятости, 1 объект культуры и 10 объектов здравоохранения. На строительство дополнительного корпуса реабилитационного центра для инвалидов потратили
Всего в этом году на средства программы запланирована адаптация 65 объектов, из них государственных — 20, муниципальных — 45, в том числе 16 жилых домов. 1700 объектов подвержены постоянному мониторингу соцзащиты, к ним относятся магазины, больницы, банки, школы, почтовые отделения и организации. На сегодняшний день 1360 объектов в статусе от "условно доступные" до "доступны полностью". К концу 2030 года будет обеспечен беспрепятственный доступ ко всем приоритетным объектам, заявила Романец. В 2022 году в 18 районах распределена субсидия в размере 20 миллионов рублей из областного бюджета. Основными видами работ по улучшению доступности являются обустройство входных групп с расширением дверей, установка поручней и пандусов, специальное оборудование туалетов, тактильные указатели. Чтобы провести работы и анализ ситуации по районам, депутаты запросили статистику по муниципальным образованиям отдельно.
Так как каждое министерство проводит разные мероприятия, было принято решение перейти к обсуждению вопросов и предоставлять слово тем, кто за это отвечает.
К микрофону вышла Юлия Богданова, председатель регионального отделения всероссийской организации родителей и законных представителей детей-инвалидов. На таком мероприятии она оказалась впервые и была не готова, но все же не растерялась и задала свой вопрос. Она отметила, что не всякое мероприятие можно посетить с больным ребенком, будь то лечение или развлечение. В Чехов-центре и детском театре кукол нельзя без проблем подняться с больным ребенком на второй этаж. Или, придя в детскую стоматологию, отправиться на лечение, которое проводят на втором этаже, родители справляются, несут детей на руках, но это "трудновато", особенно, если мама одна.
Следующей обращать внимание на проблемы доступности вышла коллега по цеху Наталья Суворова, координатор совета серебряных волонтеров в сфере здравоохранения. Она рассказала, что в области около 400 инвалидов, большая часть из которых находится в областном центре, а это 250 человек. Чтобы было понятно, насколько доступна среда, она предложила присутствующим представить, что сегодня до дома им придется добраться на инвалидной коляске. Проблемы начнутся с первого крыльца, на котором пандуса либо не будет вообще, либо он будет непригоден для спуска. Далее встретятся плохо очищенные дороги и тротуары, неоснащенный общественный транспорт, бордюры, пятый этаж дома. Это первая очевидная проблема.
Далее волонтер поделилась историей из Тымовского, где общество инвалидов из-за обмана попало в ловушку. Их помещение, которое предоставила администрация, дважды перепродали за большие деньги. Сейчас Следственный комитет и прокуратура разбираются с этим вопросом. Люди, которые возглавляют такие центры, должны получать помощь и поддержку, считает Наталья Суворова. Ведь они в одном лице должны быть и бухгалтером, и налоговиком, а по факту это, например, бывшая доярка. Далее она затронула вопрос приема на работу людей с ограниченными возможностями, которые не могут получить желаемые должности.
На вопросы о доступности транспорта выступающей сообщили, что область снабдили социальным такси, которое приобрели на средства субсидии, в каждом районе имеется по одной такой машине, также некоторые учреждения имеют свой собственный
Один из депутатов заинтересовался необходимостью постройки корпуса в реабилитационном центре для инвалидов. Как выяснилось, там сделают дополнительные кабинеты и расширят перечень услуг. На сегодняшний день мощностей центра хватает, чтобы всех обеспечить. А вот по вопросу оперативной установки лифтов присутствующих удивили, для этого надо провести реконструкцию здания и только потом построить лифт. Замечание о том, что никто не жаловался на отсутствие подъемников, удивило приглашенных представителей инвалидных организаций.
— Почему нельзя установить специальный подъемник? — спросил депутат Игорь Осипенко. — Он не требует реконструкции здания. Это недорого и можно решить до конца года.
Доступностью услуг для детей-диабетиков у представителей областного минздрава поинтересовалась депутат Ирина Никитина. Она решила, что этот вопрос вполне уместен, потому что дети с определенной степенью заболевания являются инвалидами, а получаемые услуги для них недоступны, но не все коллеги в зале заседаний поддержали тему и просили коротко изложить мысль. Если не сходил один раз в театр, то можно пережить, а если не получил лекарства или нет оборудования, то это другой вопрос, считает Никитина.
Первый вопрос — это анализы, которые дети-диабетики не могут сдать по районным больницам, им приходится ехать в Южно-Сахалинск и обследоваться платно, а потом ждать результаты. Второе — это установка телефонов эндокринологам, к которым невозможно оперативно попасть в случае экстренной ситуации. И, конечно, рецепты на
Замминистра здравоохранения Ирина Великанова в ответ на это сказала, что вопросы сейчас не касаются обсуждаемого проекта "Доступная среда" и за дополнительной информацией просила обращаться напрямую в минздрав. Наталья Суворова к этому добавила, что следить за своим здоровьем диабетики могут совместно с организацией серебряных волонтеров, где ежемесячно проводят видеоконференции.
— Почему они не касаются, вы с чего решили? — озадачилась Никитина. — Доступность в сфере услуг, вы читайте, как написано. Предоставление рецептов, почему вы не можете ответить на этот вопрос?
Ответа не последовало. Не отходя от микрофона, Ирина Великанова рассказала, что в детской областной стоматологии выделены средства на ремонт лифта, уже разработана проектно-сметная документация. В стоматологии для взрослых идет работа, связанная с преобразованием инвалидного кресла в стоматологическое. Сейчас ведутся закупочные процедуры, к работам планируют приступить в ближайшее время.
Еще одним наболевшим вопросом стала транспортировка лежачих больных, которых, например, выписывают домой, а довезти их не на чем. Вопрос спецтранспорта уже поднимали в минсоцзащиты в прошлом году. На 2022 год выделено 4,1 миллиона рублей на приобретение специальной машины для перевозки, первая появится в Южно-Сахалинске, и если проект будет удачным, то такой вид социального такси появится во всех муниципальных образованиях.
К вопросам доступности услуг решили отнести и обеспечение инвалидов медицинскими изделиями (памперсы, белье, пеленки), которые не доходят по назначению месяцами. Как оказалось, во всем виноваты исполнители контрактов, федеральное законодательство и ФСС, на которых никто не может повлиять. Депутаты настаивали на содействии областных министерств в этом вопросе, которые могли хотя бы ускорить доставку до получателей.
— Инвалидам все равно, федеральный это бюджет или проблемы в законодательстве. Что, совсем руки опустили? — задали вопрос в адрес минздрава.
— Нет, — ответила Великанова.
— А что делаете? — прозвучал вопрос уже в никуда.
Доступность улучшается, но работы еще очень много, это факт. Одним заседанием решить множество вопросов невозможно, но хорошим моментом стало то, что все высказались. После долгого заседания было запланировано решение нескольких вопросов на отдельных встречах, рабочих группах, совещаниях, где темы рассмотрят отдельно. Вопросы надо решать точечно и без обвинений, решили члены рабочей группы. Часть из них можно предусмотреть заранее, часть — профинансировать, а часть — ускорить.