"Чисто Ленин на броневике": со скандального проезда в Черемушках убрали вазоны
Вчера вечером жители Черемушек провели несколько часов у злополучного дома №13а по Спортивному проезду. Сахалинцы решили организовать собрание, чтобы разобраться в законности перекрытия единственного нормального проезда к нескольким домам. В итоге на месте успели побывать представители мэрии, полицейские, а вазонную блокаду сдвинули с проезда при помощи погрузчика. На все понадобилось несколько часов.
Активисты Черемушек отправили приглашение на собрание губернатору, мэру Южно-Сахалинска, председателю областной думы и депутату городской, представителям департамента градостроительства и землепользования администрации города, областного ГУ МЧС, УГИБДД по Сахалинской области. Поговорить приехали только представители мэрии.
Жители микрорайона собрались возле дома с перекрытым проездом, чтобы получить ответы на свои вопросы, однако конкретики добиться не смогли. Поднялся шум, люди кипятились, лаяли собаки. За собранием из своих окон наблюдали жильцы дома №13а.
— Здесь прослеживается криминальный вариант, использование служебного положения в своих целях. Вы сказали, что этот кусок дороги не был предусмотрен, но в конце концов его кто-то сделал. Кто тогда должен это нарушение сию минуту убрать? — задавал вопросы местный житель.
Среди выкриков звучали предложения к мэрии отменить приватизацию и забрать проезд, негодования по поводу места для новой дороги — вдоль детского сада, и эмоциональные тирады о невозможности проехать экстренным службам. Представители мэрии предложили взглянуть на проезд, и толпа переместилась к пешеходной аллее — той самой, по которой проезжала
Одна из присутствующих рассказала, что жильцы окрестных домов, которые ранее
— Сегодняшним днем нас предупредили: "Мы пошли вам навстречу, но если после 13 числа не будет открытия всех проездов, мы перекрываем". Скажите, пожалуйста, проблема у человека наглядная, как ему решать? — спрашивала женщина, показывая на героя предыдущей новости Сах.кома — мужчину, жене которого вот-вот предстояло рожать. — Мы понимаем, что нам нужна дорога, но она нужна была еще вчера! Нам нужны письменные ответы, гарантии людей, которые будут заниматься этим, сроки. Нам с 17 года обещают.
— Я вам обещаю, что буду заниматься, — отвечал чиновник.
— Что нам делать через два часа? — не унимались южносахалинцы.
— А почему принято решение через два часа закрывать? — не мог взять в толк представитель мэрии.
— В прошлом году вставал вопрос остро, — зазвучал другой голос. — Они не показывали документы, они ими трясли, но вазоны были убраны. Но вдруг сейчас у них появляются документы, которые они публикуют, и закрывают проезд. Вопрос в том, почему в сентябре 21-го не было у них прав, а сейчас появились? Еще раз настаиваю, участок, который этот дом получил — он невероятно большой, ни у кого в Черемушках нет такого участка. И
— Не могу. Вы хотите сейчас решить судьбу частной собственности. Вот я сейчас как чиновник зайти в квартиру и сказать: "Ребят, вот именно так будем поступать", не могу. Там должно пройти такое же собрание. Если бы кто-то из них хотел встретиться, он бы вышел...
— Они не хотят. У нас уже идет конфликт год, а когда у людей конфликт год, они адекватно не могут друг с другом разговаривать, — объяснил муж беременной сахалинки. — Я ходил к бабушке, попытался ей сказать: "Бабуля, у меня жена...", я по-человечески говорю, давайте уберем, решим вопрос на время. Она на меня кинулась с палкой.
— Раз жители этого дома не хотят общаться, мы попробуем с ними проговорить, но это будет в нормальное дневное время. Мы попробуем с ними связаться, — уверил чиновник. — Кто готов проголосовать за дорогу вдоль вот этой аллеи?
— Нет! — прозвучало хором.
— Кто против?
В ответ поднялось множество рук и зазвучали возмущения.
— Здесь перемешались прошлое и будущее. Никто в этом не хочет разбираться, старье с новьем перепуталось, но на данный момент долго это будет или нет? Вот есть разрешение здесь дорогу разместить. До августа убрать блоки, проверить эти документы по межеванию и собственности. Здесь детский сад и люди паркуются, — предлагала выход одна из активистов.
Кроме предложения войти в рабочую группу, по данному вопросу ничего нового люди не услышали. В это время сахалинец с беременной женой собрал мужчин, и толпа двинулась к вазонам. Жители Черемушек решили взять проблему в свои руки.
Южносахалинцы успели сдвинуть пару вазонов, пока не пришла одна из инициаторов перекрытия. Клавдия Григорьевна потребовала ничего не трогать и вызвала полицию. Вновь разгорелись жаркие споры. Мужчины тем временем продолжали двигать вазоны, пока не лопнул трос.
Сахалинец, переживающий за беременную жену, махнул рукой и ушел за погрузчиком. Тем временем скандал набирал обороты — стороны конфликта собрались вокруг вазонов. Звучали ругань, оскорбления, предложения, едва ли не проклятия. К активистке дома №13а присоединилась группа поддержки — дочь и мужчина, они привели с собой крупную собаку без поводка и намордника. Некоторые пытались начать конструктивный диалог — например, мужчина, заявивший, что он нейтральная сторона, так как живет в другом микрорайоне, пытался убедить Клавдию Григорьевну и ее семью в необходимости установить сервитут — право пользования частным имуществом. Другим предложением было заменить вазоны на шлагбаум и выдать жильцам соседних домов ключи. В это время представители мэрии города уехали.
Активисты идти на уступки не собирались. На место прибыла полиция, а буквально через несколько минут подъехал и погрузчик. Его встретили аплодисментами.
Двигать преграду не стали — правоохранители решили разобраться в документах. Активисты в конце концов вынесли огромную папку бумаг, однако понять, что в них к чему, сходу не получилось. Полицейские связались с дежурным и попросили помощи.
Стояние продолжилось. Темнело.
Спустя некоторое время приехали еще несколько полицейских, стало тише. За это время часть жителей микрорайона разошлась по домам, некоторые наблюдали за происходящим из окон и с балконов.
Полицейские и мужчина с погрузчиком пытались убедить дочь активистки убрать вазоны хотя бы до постройки альтернативного проезда. А приехавший на место майор полиции разбирался в документах Клавдии Григорьевны. Та уверяла, что имеет полное право устанавливать блоки и вазоны, так как земля находится в частной собственности. В доказательство она предъявила несколько ответов и постановлений, в которых было указано, что проезд через территорию дома №13а к улице Тихоокеанской не предусмотрен (хотя о сквозном проезде речь в этом конфликте даже не шла), а также то же самое в отношении домов по адресам Горького, 2 и 2а.
Однако здесь в разговор вступила одна из противниц перекрытия. У южносахалинки оказался в наличии ответ вице-мэра Южно-Сахалинска на обращение Клавдии Григорьевны, датированный 11 июля 2022 года, в котором указано, что принято решение реализовать альтернативный внутриквартальный проезд, проектно-сметная документация к которому уже разработана. Но в этом же письме крылось и решение ситуации.
— Я вам читаю ответ на Спортивный проезд, Клавдии Григорьевне. Это был вам ответ прислан, если что, — обратилась сахалинка к полицейскому и активистке. — "Установка ограждений проездов в виде бетонных блоков, вазонов или иных конструкций не предусмотрена на территории многоквартирного дома".
— Это неправильно! У нас по документам проезда нет, это наша собственность, — упорствовала пожилая женщина.
— У вас тоже должен быть такой ответ, просто вы мне его не показываете. Я согласен с этим постановлением, блоки ваши незаконно стоят, — высказался правоохранитель.
— Администрация не имеет права командовать на территории частного дома, они нам только согласовывают эскизы блоков, — пыталась доказать свою точку зрения активистка, однако за ее спиной уже вовсю двигали блоки и вазоны — жители Черемушек даже не дождались официального разрешения полиции.
Решению полиции активисты не смогли ничего противопоставить и наблюдали за устранением блоков и вазонов вместе с остальными. Чуть ранее дочь Клавдии Григорьевны успела потребовать обещание у мужчины на погрузчике, что 15 августа все вернут обратно.
— Всем спасибо, встретимся 15 августа, — провозгласил сахалинец из кабины, на что из толпы раздался комментарий: "Чисто Ленин на броневике".
Однако пришлось еще и двигать вазоны "на частную территорию" — женщины аргументировали требование тем, что за ней имущество могут украсть или повредить. За время перестановок еще часть народу успела разойтись, но с завершением работ во дворе все равно раздались аплодисменты.
Полиция проследила, чтобы основная часть жителей Черемушек разошлась, и тоже покинула двор. Остались всего несколько человек и Клавдия Григорьевна. На вопросы о причинах такого поведения она рассказала следующее:
— Мы в 2019 году хотели перекрыть этот проезд. Тогда вице-мэром была Куприна Наталия Юрьевна, она собрала нас и говорит: "Давайте договоримся так, вы пока не перекрывайте проезд, мы сделаем проезд к домам 2 и 2а". А вот эти дома — даже разговора не могло быть, она сказала тогда, если они ставят блоки — они должны с северной стороны блоки поставить, а въезд у них должен быть с Тихоокеанской. Мы посоветовались с собственниками, решили — быстро это сделаем. Проходит год, два, у нас есть гарантийное письмо, проходит три, половинка этого. Мы идем в мэрию к [вице-мэру Южно-Сахалинска] Ковальчуку на прием, говорим: "Где дорога? Мы будем перекрывать, так как у нас есть гарантийное письмо. Так как вы свои обязательства не выполнили, мы будем перекрывать дорогу. И он сказал: "Ваше право, перекрывайте. Вазоны мы вам согласовали, вы имеете право их установить". Если они отдали в частную собственность территорию, они права не имеют никакого.
Сахалинка заявила, что готова подтвердить все сказанное в суде, и уверила, что он обязательно состоится. Администрация города, судя по всему, также не собирается придумывать способы выйти из ситуации, кроме строительства новой дороги.
"Принятое решение по обустройству капитального проезда по западной стороне детского сада "Светлячок" (
Клавдия Григорьевна также убеждала всех, что асфальтированный проезд вдоль дома сделал предприниматель, который строил дом в этом районе. Тот самый дом, который вырос на месте, где должен был быть проезд по плану. Однако с этим люди не согласились. Они уверены, что работы проводил город, также как и расчистку зимой, и благоустройство. Один из жителей района сказал, что у него есть фото 1967 года, на котором видно этот проезд, только грунтовый. Другие рассказывали, что еще десятки лет назад водили через этот проезд детей в сад. Вопросы о том, почему по документам там зеленая зона, и каким образом ее тогда вообще заасфальтировали, а также почему вместо запланированного проезда на улице построили дом, остались без ответа. К согласию сахалинцы не пришли, и активистка отправилась домой.
А утром мужчина, который пригнал погрузчик и освободил проезд, сообщил редакции Сах.ком, что ночью к его дому проехала скорая помощь. Его жена благополучно родила дочь.