К 15-летию невельского землетрясения: чем сахалинцы могут помочь сейсмологам
Ровно 15 лет прошло со дня
2 августа 2007 года произошло не одно, а сразу два сопоставимых по магнитуде землетрясения с разницей около трех часов. Как говорит заместитель директора по науке компании "Геофизтех" Алексей Коновалов, на то, чтобы собраться, приехать, опросить население и проанализировать собранную информацию, ушло чуть более суток.
— Это, конечно же, дало обобщенную картину сейсмических проявлений. Но до сих пор нет четкого понимания о вкладе каждого сильного землетрясения, произошедшего в Невельском районе, в сейсмические проявления. Например, записи станции IRIS, расположенной в Южно-Сахалинске, показывают, что второе землетрясение было больше по амплитуде, но менее продолжительным, — рассказывает сейсмолог.
По его словам, экономические и человеческие потери могли быть серьезнее, если бы невельское землетрясение было чуть больше по магнитуде или если бы его очаг располагался чуть ближе к Невельску. А если бы оно произошло месяцем позже, в сезон интенсивных и продолжительных дождей, то многие склоны сопок, насыщенные водой, могли перейти в неустойчивое состояние в результате сейсмических колебаний и сползти на город.
— Произошедшее — это опыт, — продолжает Алексей Коновалов. — Жителей это научило быть более подготовленными к таким неприятным сюрпризам природы. Ученых-сейсмологов это сподвигло искать и разрабатывать все более современные и оперативные способы оценки последствий землетрясения. Один из таких способов удалось реализовать с помощью жителей нашего региона.
Сейчас, в эпоху информационной грамотности населения и развитой цифровой коммуникации, методика оценки сейсмической интенсивности по откликам через интернет нашла широкое применение во всем мире, говорит ученый. Это отличный способ получения информации о землетрясениях с привлечением населения. Анкетирование значительно сокращает время на полевые выезды и опросы людей, ощутивших землетрясение, на месте, а сами данные приносят огромную пользу ученым и оперативным службам. Такую интенсивность, которая оценивается с привлечением респондентов, принято называть "народной".
— Смысл откликов в том, что при их большом количестве из одной локации они заменяют станции. Хотя сейсмологам в идеале нужно все и побольше, но при отсутствии станций ощущения людей становятся разумной мерой оценки уровня сейсмических колебаний, — объясняет важность метода Алексей Коновалов.
На протяжении последних шести лет методика оценки "народной" интенсивности тестировалась в Сахалинской области с помощью открытого сейсмологического сервиса
Помочь сейсмологам сформировать максимально точную картину землетрясения легко. В анкете всего восемь вопросов, писать ничего не нужно, достаточно поставить галочки, оценив свои ощущения во время толчка, положение предметов, повреждения зданий и т. п. По этим индикаторам определяется мощность сейсмического события.
— Люди во время и после землетрясения выбегают, как правило, с мобильными телефонами. Они в таком состоянии, что хотят поделиться пережитыми ощущениями, это помогает их разгрузить психологически. И нам заодно информация полезна. Но понятно, что заполнять анкету нужно только тогда, когда вы уже в полной безопасности, — говорит Алексей Коновалов.
Совсем недавно сахалинская компания-разработчик данного ресурса обновила свое приложение в App Store, на днях планируется запуск приложения в Google Play. Теперь пользователям доступна моментальная информация о "народной" интенсивности, которую регистрируют сами жители. На Яндекс-карте можно увидеть зарегистрированную интенсивность, отмеченную цветом и привязанную к населенному пункту, откуда поступили отклики. При работе с приложением можно увидеть количество поступивших откликов. Эта информация постоянно обновляется по мере заполнения респондентами опросных листов. Разработчики надеются, что новые технологии оперативной оценки последствий землетрясения позволят более точно прогнозировать инженерный риск повреждения городской инфраструктуры и будут востребованы обществом и оперативными службами.
Напомним, в последнее время ученые говорят