Отца троих детей не отпускают на Сахалине, несмотря на объявленную отсрочку
Минобороны РФ предоставило отсрочку от мобилизации
— Ему принесли повестку 22 сентября вечером, 23-го он пришел в военкомат в Южно-Сахалинске. На момент призыва отсрочка полагалась только тем, у кого четверо и больше детей. Хотя в России вообще-то многодетными считаются все, у кого больше троих детей, — начинает рассказывать сахалинка.
9 октября она случайно увидела в телеграм-канале главы комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нины Останиной публикацию. В ней говорилось об указании генштаба ВС РФ №315/2/3658 от 4 октября по поводу отсрочки для тех, у кого трое детей и больше. Там был перечень документов, которые должен предоставить многодетный отец, чтобы получить отсрочку. Изначально, рассказывает мать Виталия, в этом списке кроме паспорта и свидетельств о рождении детей были еще свидетельство о разводе или о смерти жены. То есть, получается, отсрочка предоставлялась одиноким отцам троих детей. Однако потом это условие убрали. Но до региональных военкоматов, по словам сахалинки, изменения дошли не сразу, поэтому было потеряно время и пришлось доказывать им, что Виталий имеет право на отсрочку.
Однако это доказывание до сих пор не привело к результату, несмотря на то, что военный комиссар Сахалинской области Роман Романов написал в часть рапорт по поводу Виталия. Его должны были отпустить, но замкомандира воинской части 35390 Алексей Ясинский отказывается это делать. Мать мобилизованного описывает все свои действия.
12 октября она пошла в областной военкомат. Пришлось долго ждать, потому что Романова не было. Но удалось попасть к его заместителю Борису Малову. Сахалинска показала ему указание, передала комплект документов, все объяснила.
— Я так поняла, что он вообще не видел такого, потом посмотрел у себя в компьютере и говорит — да, мы тоже получили этот документ от Минобороны, но неисправленный вариант. То есть тот, где нужно быть отцом-одиночкой. Он сказал, что переговорит с Романовым, и потом мы созвонимся. А потом он говорит — вы хорошо почитали, там же для тех, у кого нет супруги. Я говорю — уже есть исправленный вариант. Но он ответил — Романов не может взять на себя такую ответственность, — рассказывает сахалинка.
Вечером этого дня она снова поехала в военкомат. Уже в десятом часу вечера удалось пообщаться с Романовым.
— Он сказал, что эти изменения — фейк, и у него нет пока оснований предоставить отсрочку моему сыну, — говорит женщина.
На следующий день информация о том, что отсрочка в качестве "жеста доброй воли" полагается всем отцам троих детей, появилась во всех СМИ. Мать Виталия снова побежала в военкомат. Военного комиссара удалось застать после обеда. Его также ждали женщины из Смирныховского района, с таким же вопросом.
— Я ему снова объяснила ситуацию, он говорит — я возьму у вас документы и буду писать рапорт. Взял документы, паспорт, свидетельства о рождении. Все сверил, отчества, фамилии. Я спросила, когда что-то будет известно. Он ответил — будьте на связи с сыном, он вам позвонит, скажет. Это было позавчера часов в 16. Романов сказал, что рапорт отдаст командиру части, — продолжает восстанавливать хронологию сахалинка.
Вчера сын позвонил ей и сказал, что никаких новостей нет, он по-прежнему на полигоне в Успенском. Женщина снова позвонила в военкомат, чтобы еще раз встретиться с комиссаром. Ей сказали, что он поедет на полигон в Успенское. Она поехала туда. В итоге Романов дал ей номер Алексея Ясинского.
Говорить с ним по телефону было тяжело, прерывалась связь. Он тоже был на полигоне, у шлагбаума при въезде на который стояла женщина. Ясинский, выезжая с полигона, подошел к ней, и удалось поговорить вживую.
— Я говорю, рапорт Романова есть, документы мы сдали, почему не отпускаете сына. Он отвечает — ваш сын приписан к части, получил оружие, прошел подготовку, я уже не могу его никем заменить. Я попросила оставить его на Сахалине хотя бы до выяснения обстоятельств, не отправлять пока на материк. Он говорит — у меня нет оснований. Но дело в том, что в указании нигде не написано, с какого числа руководствоваться этим новым правилом, насчет отцов троих детей. Там не сказано "с момента подписания документа" или что-то такое, значит, должно распространяться и на тех, кого мобилизовали раньше, — считает мать Виталия.
Она обратилась в военную прокуратуру, но боится, что может не успеть.
Получается странная ситуация, рассуждает сахалинка. На всю страну объявили о том, что отцам троих детей полагается отсрочка, но человека не отпускают, потому что его некем заменить. При этом других, у кого есть бронь или серьезный диагноз, отпускают. Хотя, судя по обращениям в редакцию, фраза "некем заменить, поэтому не отпустим" звучит в последнее время все чаще.
Сах.ком обратился на горячую линию по вопросам мобилизации по номер 122. Там сказали, что отцов троих детей не должны призывать, но затруднились ответить, как быть с теми, кого успели мобилизовать до подписания этого документа. Родственникам советуют обращаться в военную прокуратуру и составлять обращение на портале госуслуг.
Сах.ком пытается дозвониться до военного комиссара Романа Романова, чтобы получить комментарий по этой истории.