Пореченский конфликт глазами мэра и депутатов Макарова. Сахалин.Инфо
14 сентября 2024 Суббота, 22:42 SAKH
16+

Пореченский конфликт глазами мэра и депутатов Макарова

Пореченская школа, Спецкор, Политика, Макаров

Поездка в Макаров на День города, кроме хороших впечатлений (Праздник города в Макарове), позволила продуктивно пообщаться с участниками и практически главными героями длящегося третью неделю в Южно-Сахалинске конфликта. С 8 сентября жители села Поречье, недовольные реорганизацией их школы в начальную, стоят в пикете у администрации Сахалинской области. На эту тему было уже высказано множество разных мнений, здесь я приведу с минимумом комментариев взгляд на проблему тех, кто стоял у истоков этой "войны" - депутатов районного Собрания и мэра района Сергея Клюшниченко.

Народные избранники считают, что ситуация не так драматична, как звучит в устах голодающих у АСО. Депутат, просивший не называть его имени, "потому что я не участвовал в конфликте непосредственно", уверен, что главная проблема - равнодушие и пренебрежение местной власти к людям:

- Ситуация состоялась еще в марте из-за нелепой работы администрации района. Когда был первый сход в селе по реорганизации школы, превращению ее в начальную, мэр направил туда представителя финуправления и своего второго заместителя. Это люди, которые совсем не могут разговаривать с населением. Они все представили так, что вызвали негативную реакцию пореченцев. А среди них есть такие личности, как Ларикова, постоянно находящиеся в конфронтации с властью, они и подняли шум. Мы, депутаты, вышли на мэра в апреле и предложили, чтобы он разговаривал с людьми предметно: например, малоимущих, которые не смогут на весь день отправлять ребенка сюда, надо как-то подкреплять деньгами. Многие дети пореченцев не могут одеться так, как городские, и чувствуют свою ущербность. Об этом должен был говорить глава администрации, обещать спонсировать и обеспечивать полноценным питанием. С автобусом тоже непонятно: или часть детей после уроков надо отвезти домой, а эта схема не была отработана - дескать, все будут ждать в интернате. А вместо диалога мэр говорил с ними на повышенных тонах. В Поречье часть учителей была местные, часть - макаровские. Но пореченским все было безразлично, они повели себя не как остальные сельчане. Пошли на поводу у отдела образования, только Травина как-то адекватно отнеслась. Протоколу намерений, который мы подписали с главой администрации, они не поверили. Разобрались с ним и стали добиваться трехстороннего. Кстати, в районе деньги на содержание школы есть, мы проводили чрезвычайную сессию Собрания. Только у протестующих это ничего не вышло, и они остались у администрации области. И вокруг них начались политические игры кандидатов в депутаты... Все это - недоработки мэра. Надо было вести диалог, идти на уступки, чтобы родители отпустили детей в школу. Местная власть пришла не совсем законно, и сейчас все это продолжается.

Депутаты приводят множество фактов, говорящих о небезгрешности администрации. Из-за них Собрание, по их словам, разорвало все отношения с мэром и его командой и ушло в глухую оппозицию.

- Ситуация в целом, - продолжает депутат, - драматична только для пореченцев. В Макарове их не поддерживают, говорят, что дети должны учиться в нормальной, полноценной школе. Но можно понять далеко не богатых родителей, которые там, а их дети - на стороне. Криминальная обстановка в районе далеко не идеальная, мало ли куда могут попасть деревенские дети.

- Думаю, драматичность ситуации в том, - вступает в разговор Анатолий Русских, учитель с многолетним стажем, - что глава администрации, когда начинал этот процесс, не посовещался с вышестоящими организациями, как все лучше сделать. Согласно документу, который пришел в район из департамента образования, в сельских школах не должно быть меньше 14 учеников в классе. У нас на Сахалине средняяя наполняемость - 7 учеников. Таким образом, "под распыл" пускаются все сельские школы, в том числе - 2 у нас. Две школы в районе уже потеряли - это Пугачево и Горное. В Горном был школьный комплекс, спортзал - один из лучших в области. В этих селах было около 200 детей. Дело в том, что как только в конце 90-х закрыли школы, так и моментальнол умерли поселки! Их не стало, превратились в дачные пригороды. Такая же участь ждет и Поречье, я уверен. Там тоже великолепный школьный комплекс, сравнительно новый, отличный спорткомплекс. Как только начал подниматься вопрос о реорганизации, частные элементы начали подступать - "а нельзя ли из спортзала сделать холодильник?". Я знаю, что так и будет в будущем! И школу коммерсанты превратят в хозпостройки. А затем все разрушат - в Подгорном руины, то же самое в Пугачево. В этом главная трагедия - ведь в пикете стоят и бездетные люди. Они понимают, что если не будет духовной инфраструктуры, вся остальная будет нарушена. А то, что рыбаки приедут - это ведь чужие люди! Им нет дела до бед села...

- Вторая часть трагедии, - продолжает Анатолий Аркадьевич, - социальная. Да, народ там бедный, честно говоря и выпивающий. Я учитель во 2-й школе и видел много детей, почти все пореченские были изгоями, за исключением детей учителей. Сельские дети, которые живут в интернате, чувствуют себя неуютно. Они сразу подпадают под влияние улицы, местной шантрапы. Учась хуже местных детей, они чувствуют себя изгоями, так что в этом я родителей поддерживаю. Надо им создать нормальные условия в интернате, чтобы компенсировать потерю семьи, хотя бы в духовном плане, тогда родители пошли бы на уступки! Сейчас дело вроде идет и к этому, Шубина даже пообещала подарить автобус - такой маленькой школе. Но тут проблема в чем: утром привезти - вечером отвезти. А потом - у одного в 3 часа курсы, в 5 - музыкальная школа. Мы посчитали - только на бензин уйдет 300 тысяч! А плата водителю, а амортизация? На содержание той школы будет уходить меньше. Кроме того, детей здесь надо кормить, оборудовать для них место. А сейчас встал вопрос, чтобы взять их на полное содержание, представляете, во сколько это выльется! Миллиона три, не меньше... А местная власть так уперлась только потому, что пришел приказ сверху. Нам сообщили в министерстве образования, что наш регион находится на эксперименте, в числе еще 9. Все эти новшества, инновации, они не нужны детям, что это эксперимент такой над ними? Наши дети и так очень загружены, мы не готовы к экспериментам, а тут еще эти реорганизации.

На вопрос о качестве образования в пореченской школе Русских отвечает осторожно:

- Так во многом и было, но причины тут большей частью социальные. Там давно нет детского сада - дети приходят в школу неподготовленные. Учителя из города не заинтересованы были там оставаться - уезжали первым же автобусом. Педагогов в школу, если ее сохранить, найти было бы элементарно - к нам приехал человек, он очень инициативный. Вся проблема - в главе администрации. После выборов, 2 года назад, он просто преобразился - стал "удельным князем". А ведь можно было найти применение и школе, и убедить родителей. А в здании можно было бы открыть межорайонный интернат для малообеспеченных детей. Таких, у кого нет одного или двух родителей, много в нашем, Поронайском, Смирныховском, Томаринском районах. А за школой там отличная зона отдыха. А школа рассчитана на 120 детей, представляете? Мэра это не заинтересовало...

Мнение мэра района Сергея Клюшниченко просто диаметрально противоположно, он высказывает его, не стесняясь в выражениях. Видно, что человеку смертельно надоел этот конфликт:

- Давайте называть вещи своими именами. В Поречье живет 430 человек. А тем, что сегодня происходит, занимается максимально 14. И есть только 4 или 5 семей. у которых условия обучения детей меняются. Какие цели преследуют остальные - непонятно. Другие дети ездили и раньше, учились в начальной школе, или, как у Лариковой, учились и учатся в городе с первого класса. Поэтому то, что сейчас происходит - просто сделать гадость власти. Тут ведь речь о школе не стоит, о детях - тем более! Например, Мулланурова там живет совсем недавно. Мы выселили ее по суду из города, из 4-комнатной квартиры, за бардак и неуплату. А ее дочь с серебряной медалью закончила нашу среднюю школу три года назад. И вообще, страдает там 3-4 семьи, но они забитые, малоимущие. И честно говоря, надо было это сделать немного раньше. Там есть родители, которые просто эксплуатируют детский труд. Дети все лето порют икру, приносят родителям, те продают и тут же пропивают. То, что происходит сегодня, было все время. Никогда в сентябре в Поречье дети не учились. Грибы, ягоды - дети весь день в сопках. Проедь по поречью сейчас - ни одного ученика дома! Все в сопках! Этот бардак надо было давно прекращать. Мы не имеем права за бюджетные деньги выращивать деградированный класс. Наш автобус каждое утро стоит у пореченской школы и сейчас. И речь о деньгах никогда не шла, об экономии. Не пойму, кто это перевернул? Мы, как муниципалитет, ничего не выиграли от того, что делаем. Я как содержал коробку здания, так и продолжаю. Учителей из Макарова мы уговаривали работать там, как жители города они не имели сельских надбавок. Сейчас мы никого туда не загоним - провели письменный опрос, все отказались. А местные вообще наотрез - не хотят они работать в школе, где полупьяные родители двери ногами раскрывают. Последний раз говорил с пикетчиками, предлагал поговорить. Они хотят поставить своего директора, а кто будет заполнять трудовые книжки, кто будет нести ответственность? Мэр? Ребята, вам школа нужна или что-то еще? Знаешь, что произойдет, если они будут учиться в городской школе и не придут? Директор, специалисты вместе с участковыми через час будут у них - "где ребенок!". Они знают, что в Макарове этот номер не пройдет. И пропивать деньги, которые им выделяют на детей, никто не позволит.

На вопрос об административном давлении на пореченцев Клюшниченко сказал:

- Давление идет от пикетчиц на тех, кто остался в селе, чтобы они не отдавали детей в школу. А здесь работают милиция и прокуратура по факту нарушения прав детей. А мое постановление о реформировании мы давно отменили, по протесту прокуратуры. Все оно шло по приказу учредителя - отдела образования. С их стороны никаких нарушений не было. С моей - было, но я к этому отношения не имею. В приказе все было расписано, я просто издал постановление - "реорганизовать". А потом отдел все расписал - уведомить родителей, выделить сопровождающих. Самое смешное - я с августа от них добиваюсь, чтобы они подали в суд именно на приказ. Они не подают, потому что их проконсультировали, что это не прокатит, приказ не отменить. А 26-го у них суд по отмене моего постановления, которое давно мной отменено! Анекдот... Мне позвонили, сказали - "на суд можете не приезжать". А в протоколе мы предлагали до 1 января сохранить школу, собирались немного стемнить. Не отменяя одного приказа, издали бы второй, потому что с 1 января оттуда бы уволились все учителя. А теперь я там закрою не только среднюю, но и начальную школу, потому что 1 января оттуда сбегут все преподаватели. Если я сейчас, идя у них на поводу, не добьюсь реорганизации школы в сельскую малокомплектную, какой идиот пойдет туда работать - подушевое начисление, 2 человека в классе и зарплата ноль! Представляете, что такое трудоустроить человека в зимние каникулы? У нас среди зимы школа останется без преподавателей. А теперь, благодаря пореченцам, еще семь или восемь районов приостановили реформирование. И что будет 1 января? Все, что от нас зависело, мы сделали. Они вечно выдвигают новые требования, я готов уже был на все. Думаю, надо проявить жесткость власти по защите прав детей. У меня тут есть пригороды - поселок Горный, полное бездорожье. Есть за речкой поселок Шахтовый, знаешь сколько детей? Вон там - Набережная, улица Северная. Дети пешком в пургу добираются 25-30 минут, а этим ехать по дороге 5 минут, причем она всегда расчищена, в любые бураны. Разговоры о реорганизации идут уже лет 8, и поречнцы привыкли, что если надавят на власть - то получат свое. Потому что не доводили до конца - начнут и бросят. И развратили себя и детей.

Тем временем, пикетчицы прекратили голодовку - "власть все равно не реагирует, подозревают нас, что мы едим ночами, к тому же стало сдавать здоровье - давление скачет". Сегодяшний суд перенесли на 3 октября, как говорит Светлана Мулланурова - хотят получше ознакомиться с материалами:

- А сегодня к нам подходили иностранные журналисты. Первый их вопрос был - "вы ощутили на себе "нефтедоллары?". Мы ответили, что если бы ощутили, тут бы не стояли... И передали через них обращение к форуму "Нефть и газ" о том, чтобы иностранцы дали нам на школу денег, если их нет у нашей власти. Пикет мы будем продолжать по-любому, сегодня с утра нас было 8, сейчас - четверо, когда закончится уборка урожая, через пару дней приедут еще люди. А сегодня из района давили на нашего библиотекаря - мол, зачем ты участвовала в уроках? Мы ведь в первых числах, с 3-го по 8-е, вели ознакомительные лекции для деток, для 5-9 классов - подготовка к школе. вели сами, ведь учителей не было. А дети и сейчас каждое утро приходят в школу...

Клубок противоречий закрутился так, что миром закончится дело вряд ли. Пикет не использовал в политиграх, не обыграл в свою пользу только ленивый. Будем ждать исхода событий.

Подписаться на новости