Миграционная служба: глобальные задачи и местные проблемы
На прошедшей вчера пресс-конференции руководство Сахалинского управления Федеральной миграционной службы рассказало об итогах работы за прошлый год. Поводом для встречи стало вступление с 15 января поправок в закон о правовом положении иностранных граждан в России и новый закон о миграционном учете. Кроме того, 1 января структуре исполнился год.
По словам руководителя УФМС Ольги Савченко, задачи перед миграционной службой стоят глобальные. Иностранцев с каждым годом въезжает все больше, среди них - не только высококвалифицированные специалисты и законопослушные граждане.
Еще один громадный пласт работы - заявленная с 1 января замена паспортов на документы нового образца, биометрические. По словам Савченко, у нас пока для этого нет никаких условий. Первые полгода, как минимум, на Сахалине будут решать вопрос с помещениями, сотрудниками, сетями связи для передачи данных. Желающих получить новые паспорта может утешить то, что наказывать за их отсутствие пока никого не собираются.
Серьезная проблема - то, что работодатели, приглашающие на работу иностранцев, везут в регион преимущественно обычных рабочих. Так, в строительстве в прошлом году было занято почти 13 тысяч человек. Это китайцы, филиппинцы, северокорейцы, наши бывшие соседи по СССР. Работодателю это выгодно - платят низкоквалифицированным иностранцам мало, россияне за такие деньги работать не пойдут. Чтобы решить проблему демпинга, в этом году введено так называемое "квотирование". Гостей из дальнего и ближнего зарубежья будут впускать на работу в ограниченном количестве, конкретно из какого государства и какой профессии. Цифры для Сахалина еще не названы.
Продолжается процесс "легализации" нелегальных мигрантов. Объявляемая недавно "амнистия" логически переросла в утвержденное законами "самоотмывание". Живешь на территории России нелегально, с давно просроченными документами - приходи в ФМС и начинай регистрацию с "чистого листа". Никто карать не будет. С другой стороны, такие поблажки не приведут и к вседозволенности. Зубы госмашины стали куда острее - в конце прошлого года приняли 189 Федеральный закон, в котором оговорены поправки мер наказания в КоАП. Суммы стали неизмеримо больше, доказать в суде правонарушение нелегалов "миграционщикам" теперь станет проще.
Обещанное федеральными властями наступление на рынки с целью "выдавить" иностранцев и дать спокойно торговать россиянам тоже на первый взгляд неплохо продвинут новые миграционный законы. С 1 января число "гастарбайтеров" в розничной торговле должно было сократиться до 40%. После 1 апреля их не должно там быть вообще. Со вчерашнего дня иностранцам уже запретили торговать алкоголем и медикаментами. Правда, непонятно, куда денутся пресловутые перекупщики, не дающие жизни фермерам в Европейской России - заниматься оптом гостям из-за рубежа не запретили. Им специально оговорены такие "позиции", как "торговый агент". Представители ФМС говорят, что на примере Хабаровска картина будет примерно следующей: русскому продавцу на рынке пятеро китайцев будут "агентски" ввозить вещи. И спрос за плохое качество будет с россиянина - он предприниматель, с поставщиками у него юридически оформленные отношения. Трудно представить, чем обернутся такие новшества, но роста цен как минимум ожидать, наверное, стоит. А какой простор для фантазии - китайцы, ставшие из бегающих на рынке с кипами штанов, боссами над нашими соотечественниками... Ведь иностранцам запретили только работу, в которой они непосредственно общаются с покупателем. Чайна-таун, "триада" - какие еще ассоциации?..
По признанию руководителей УФМС, драконовских мер по "зачистке" рынков в новогоднюю декаду не проводили, чтобы не создать социальной напряженности. Но и без этого на китайских рынках острова "смели" почти всю одежду и ширпотреб, распродаваемый по бросовым ценам. Судя по всему, впервые это барахло можно было купить почти по реальной стоимости.
Перед и после Нового года из региона уехало немало китайцев. Гости с Кавказа поступают проще - они проходят законные процедуры и становятся гражданами России, особенно много таких было среди представителей армянской и азербайджанской диаспор.
Самая интригующая из глобальных годовых целей ФМС - отработка плана добровольного переселения. Сахалин включили в число "пилотных" регионов, которые примут в этом году первых "бывших наших". Мы готовы дать "стол и кров" 200 семьям из 4-х человек. Это ориентировочные цифры, если вдруг наплыв желающих в наши края будет непредвиденно серьезным - примем до 1100 человек. Из федерального бюджета им будут выдавать подъемные, оплачивать проезд и контейнер. Область должна будет предоставить жилье - общежития. После получения статуса россиян переселенцы "будут решать свои жилищные вопросы на общих условиях". По заявке специально созданной в администрации области комиссии, нам очень нужны учителя и врачи в районы. Сразу возникают вопросы: куда будут селить гостей? Большинство оставшихся в области общежитий давно коммерческие структуры. Кого и куда будут выселять, чтобы пустить 200 семей? И что значит - "решать жилищные проблемы на общих условиях"? Встать в пожизненную очередь за квартирой или пару сотен лет копить с зарплаты учителя? Конечно, вариант - то, что они будут спокойно жить в деревнях, нести детям "разумное, доброе, вечное", лечить селян, но в подобную пастораль верится слабо. Кто поедет на такие условия? Ностальгия должна быть просто зверской, значит - плохие условия жизни там. Какие знания и квалификация остались после 16 лет борьбы за жизнь в часто недружественных республиках Средней Азии или Прибалтики врачей и учителей?.. Не станут ли эти люди очередной "лимитой" в Южно-Сахалинске, подрабатывающей где придется и живущей в съемных квартирах за бешеные деньги? Вопросы, на которые внятных ответов чиновники пока не дают. "Дан приказ ему" - сделать надо... И упрек этот совсем не к ФМС, которая будет просто выдавать переселенцам паспорта. Думать надо было на другом уровне.
Кроме глобальных целей и задач, никто не отменял и работу по паспортизации граждан России. Вот с этим в прошлом году, во время становления ФМС, были сложности. Штат сотрудников после реорганизации сократили на 30%, очереди в паспортных столах стали просто громадными. Выросло и число желающих получить, к примеру, загранпаспорт - по сравнению с 2005 годом их выдали на 2000 больше. Это при том, говорит Савченко, что во многих районах "паспортистов" - один-два человека.
При поддержке областных властей и понимании проблемы московского руководства службы "миграционщики" надеются преодолеть беду с работниками, помещениями и оснащением. По крайней мере, им это пообещали.
- Если посмотреть, сколько мы внесли в бюджеты денег, - говорит Ольга Евгеньевна, - то видно: в 2005 - меньше миллиона рублей, а в прошлом - 14 миллионов. В федеральный - 47 миллионов. То есть мы служба, которая сама себя окупает, чем больше сотрудников - тем больше мы делаем, больше денег приносим.
То, что власть и высокое начальство видит и разделяет их беды, руководители УФМС повторяют как заклинание. Может, и правда услышат, и, кроме того, чтобы "спрашивать" и давать глобальные задачи, начнут помогать деньгами?