Областная психбольница ветха и пожароопасна
Вчера представители госпожнадзора посетили одно из заведений Южно-Сахалинска, попавшее в "черный список" МЧС из-за пожароопасности - областную психиатрическую больницу. Недавно ей было вынесено предписание о закрытии, но суд решил ограничиться штрафом в 10 тысяч рублей. Если больницу закрыть, почти 4 сотни больных, среди которых немало социально опасных и тех, кто просто не выживет без постоянного присмотра, окажутся на улице...
Главврач Олег Шаровецкий к визитам пожарных привык. Он не отрицает, что ни в одном здании комплекса больницы (а это 25 строений, из них - 9 стационаров) нет противопожарной сигнализации. Но это - не главная беда. По приказу министерства здравоохранения (еще 92-го года выпуска) на каждом окне спецобъекта обязательно должны быть решетки. С другой стороны - капитальные преграды при пожаре превратят больницу в братскую могилу. И если в отделениях, где содержат "неопасных" пациентов, их эвакуируют вместе с медперсоналом, то корпуса вроде 4-го - "принудительного лечения", или 3-го - "судебно-психиатрической экспертизы", станут душегубками почти стопроцентно. "Ноу-хау" нашей психбольницы, говорит Шаровецкий - "балконный выход". "Распашные" решетки, по его словам, ставили - они быстро ржавеют под дождем. А реально работающий выход - пластиковая балконная конструкция с дверью, на которой стоит массивная решетка, открываемая изнутри.
Такую нам показали в 4-м отделении, где содержатся "больные по приговору суда". Несколько "решек" преграждают дорогу в коридор, по обе стороны которого - двери в палаты. Из них с любопытством выглядывают мужчины специфической наружности, многие - с синими от "наколок" кистями. Эваковыход - в сестринской, ключ от "балкона" - а находится это все на первом этаже - висит в шкафу. Крепкие ребята и профессионально внимательные медсестры обещают быстро вывести всех - "если что". Кстати, к этому корпусу нареканий не так много - недавно сделали ремонт, проводка вроде бы в порядке.
Еще бы сигнализацию - но это, говорит главврач, стоит огромных денег. На один корпус - от 250 до 300 тысяч рублей. Сейчас понимания по этому вопросу с администрацией области достигли, и 9 миллионов на всю "противопожарность" больницы обещают, осталось их дождаться.
Самый страшный, 3-й корпус, изношен на 100%. В нем содержат для психиатрической экспертизы преступников. "Вменяем" - "невменяем". Полежав в "третьем", свихнуться немудрено: решетки, конвой в милицейской форме, облупленные стены, тусклые лампочки под бурым потолком, темнота, теснота - в лучших традициях российского кино "о психушках". Обследуемых сейчас только семеро из 25-ти, лежат в 2-х камерах. Остальные пусты, говорит завотделением Виктор Бершаденко - стены просто-напросто осыпаются. А по нормативам они и пол должны быть отделаны арматурой, так что - "больше принять не можем".
Пожарные показывают нарушения - лампа без плафона, провода под обоями, не закрыт распредщиток в коридоре - а проводка вокруг него уже оплавлена. Эвакуационный выход один, и только для медперсонала. Спрашиваем здоровенного прапорщика, как будут эвакуировать больных при пожаре. Вопрос поставил его в тупик. "Позвоним, приедет караул, вневедомственная тоже быстро приезжает". Оно вроде и понятно - 2 охранника даже семерых преступников выводить не должны - опасно. Но ответ прапорщика на вопрос о том, умеет ли он пользоваться огнетушителем, обескуражил: "вырвать и ударить". Инспектор пожнадзора ахнула и начала объяснять, что ничего ударять не надо - "поломаете", но страж порядка слушал невнимательно.
Этому корпусу почти полвека, последние 4 года, говорит Шаровецкий, решали вопрос - строить новое или искать здание-дублер. Привычная неторопливость власти привела к тому, что если не решить вопрос сейчас - завтра можно получить завалившуюся или сгоревшую "экспертизу" с трупами.
Резюмируя, главврач сказал, что никаких денег вкладывать в это здание смысла нет, оно вот-вот само развалится. Зато скоро начнется конкурс среди строительных компаний - администрация области наконец выделила 8 миллионов 200 тысяч на перевод отделения. Запланирована "рокировка" - с 1 апреля освободят детское отделение, там сделают реконструкцию и ремонт по нормам содержания преступников, а 1 сентября переселят "судебно-психиатрическую" туда. 36 детей пока подселят в сокращаемое психосоматическое, а на месте снесенного барака, где сейчас обитает "третье", построят детское. Если найдутся деньги...
По словам Шаровецкого, их больница, построенная 50 лет назад, устарела полностью. Строго говоря, подлатывать ее - все равно что покойника реанимировать. Результат предсказуем: все равно развалится. А ведь всего три года назад был практически решен вопрос о строительстве новой больницы на 500 коек, целого комплекса у здания тубдиспансера, в Больничном переулке. Тогда был почти закончен проект, выделены деньги, но смерть губернатора Фархутдинова поставила на затее крест. Новая областная власть посчитала, что есть места поважнее и оставшиеся от проекта 7 миллионов перераспределили другим заведениям.
Надежда еще остается - наш регион могут включить в дальневосточную программу строительства медучреждений. Если вопрос внесут, может быть, к 2010 году больница все же появится.
А она нужна области как воздух. Главврач говорит, что потребность велика, и не только для изоляции от общества опасных больных. Потенциально любой может попасть в отделение неврозов - там приводят в порядок психику людей после сильных стрессов, депрессий, да мало ли чего: жизнь сложная. Если не поправить разум человека сразу, потом он может попасть в больницу уже на принудительное лечение...
Шаровецкий считает, что преступно сокращать места в отделениях - высшие федеральные чиновники высказываются последнее время "пусть, мол, дома лечатся". Экономия, конечно. А в активе можно получить подобие недавнего подмосковного случая, когда "сокращенный" больной в день выписки, не объясняя причин, зарезал троих на железнодорожной платформе...
Фотографии предоставлены пресс-службой ГУ МЧС по Сахалинской области.