Транспортная полиция Сахалина: работы еще много

18 февраля 1919 года всероссийским центральным исполнительным комитетом (ВЦИК) был утвержден декрет "Об организации межведомственной комиссии по охране железных дорог России". По сути это стало первым шагом на пути создания структурного подразделения МВД РФ, ответственного за обеспечение правопорядка на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта, а также организацию специальных и воинских перевозок в Советском Союзе. С тех пор этот рабочий день является неофициальным профессиональным праздником работников транспортной полиции России.
О том, чем живет сегодня Сахалинский линейный отдел внутренних дел на транспорте, мы попросили рассказать врио начальника Павла Орешкина.
Отсчет деятельности Сахалинской транспортной милиции идет с октября 1947 года, когда было образовано управление охраны министерства государственной безопасности на Южно-Сахалинской железной дороге и Сахалинском морском пароходстве, которое в марте 1953 года (после объединения МГБ и МВД) было переименовано в дорожно-транспортное управление МВД на Южно-Сахалинском отделении железной дороги и Сахалинском морском пароходстве.
Затем был ряд реорганизаций, отражающий изменение транспортной схемы области, и в связи с реформированием МВД России, в октябре 2010 года Сахалинское ЛУВДТ (линейное управление) реорганизовано в Сахалинский ЛОВДТ (линейный отдел).
18 июля 2011 года, Сахалинский ЛУВДТ, был преобразован в Сахалинский линейный отдел МВД России на транспорте.
— Транспорт и транспортная инфраструктура всегда были зоной повышенной опасности и ответственности.
Нашей основной задачей является профилактика и борьба с преступностью, поддержание общественного порядка на объектах железнодорожного, морского и воздушного транспорта области, обеспечение личной и имущественной безопасности граждан на вокзалах, станциях, в пассажирских поездах, аэропортах, морских портах.
Тут нет ничего нового. Однако линейный принцип построения оперативной деятельности отличается от территориального тем, что охватывает сразу несколько муниципальных образований. Здесь, сами понимаете, есть своя специфика.
Кроме того, социально-политические изменения в обществе, происшедшие в конце прошлого века, привели к появлению новых видов преступности и во многом изменили методы преступных посягательств. Преступность все более приобретает экономическую направленность, поэтому изменились и приоритеты в работе отдела ЭБ и ПК. Основное внимание обращаем на выявление коррупционных преступлений, связанных с взяточничество, коммерческим подкупом, злоупотреблениями, связанных с незаконным расходованием средств в рамках различных федеральных и областных программ. Как известно, на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов транспорта — портов и аэропортов сейчас направляются большие деньги. Есть проекты по расширению терминалов в Шахтерске, строительству пассажирского вокзала терминала в Корсакове, модернизации Холмского порта, будут углубляться все порты на территории области… Словом, есть над чем работать.
В последние годы серьезное внимание уделяется охране морских биоресурсов от преступных посягательств со стороны криминала, коррупции. Не то чтобы мы осуществляем тотальный контроль, но специфика нашей области такова, что все проходит через нас. Поэтому тесно взаимодействуем с другими правоохранительными органами, отрабатываем оперативную информацию. Самым крупным "уловом" прошлого года стала партия — 1,4 тонны — икры, которую по поддельным документам пытались вывезти через аэропорт Южно-Сахалинска в Москву.
И еще немного о специфике нашей области. Как известно, основной объем товаров, продуктов, материалов, оборудования, к нам завозится. Грузооборот довольно значительный. И, скрывать не буду, все проверить невозможно. В Корсаков с Владивостока на одном контейнеровозе более ста контейнеров за раз. Поэтому работаем опять же в тесном взаимодействие с другими службами, по поступающим оперативным данным.
Например, совместно с УФСБ по Сахалинской области задержали сначала 2 контейнера, а потом по нашей информации еще 3 контейнера с незаконным алкоголем — водкой с Северного Кавказа, питьевым спиртом. 5 двадцатитонных контейнеров — это немало. Самое интересное, что продукция по результатам анализа оказалась безопасной и соответствующей всем ГОСТам. Но акцизные марки были поддельные, то есть налицо было экономическое преступление. В настоящее время решается вопрос об утилизации вышеуказанной продукции.
И, кстати, нашим сотрудникам за одну из партий предлагали взятку в 200 тысяч рублей. Факт был задокументирован, возбуждено уголовное дело.
Всего в прошлом году нами было возбуждено 306 уголовных дел.
В структуре зарегистрированных преступлений порядка 30 процентов связаны с кражами чужого имущества, 22 процента с незаконный оборот наркотиков, 12 процентов — экономической направленности. Приобретают актуальность преступления, совершаемые мигрантами, которые подделывают документы обосновывающие законность пребывания их на территории области.
Большое внимание уделяется обеспечению антитеррористической безопасности. Здесь мы вплотную работаем с компаниями транспортной сферы, которые по федеральному закону должны обеспечить защищенность своего объекта от террористических угроз. Проводится комиссионное обследование, ведется большая работа по профилактике.
Профилактика, это, кстати, одно из основных направлений нашей деятельности.
Например, мы обеспечиваем максимальное присутствие сотрудников при посадке пассажирских поездов. И полицейские не просто стоят, они отрабатывают ориентировки на лиц, которые уже были причастны к различным инцидентам.
У нас есть специализированные технические системы, например, "Розыск-Магистраль". Сотрудники имеют доступ к базам данных билетов транспортных предприятий и могут вычислить ранее судимых за наркотики, кражи и т.д., и ввести их в поле зрения оперативных работников и полицейских, которые заступают на дежурство в поезде. За такими людьми, скажем так, будут внимательно приглядывать.
То же самое касается и наркотиков. Специфические повадки перевозчиков, в принципе, известны, невольно они себя все равно выдают, и если человек вызывает подозрение, его могут пригласить на досмотр.
На сегодняшний день немалую проблему представляет обеспечение общественного порядка на транспорте.
Громких случаев с пьяными авиационными дебоширами у нас не было, но пару раз не допускали до рейсов чрезмерно выпивших людей с целью недопущения вовремя полета нарушения порядка и спокойствия граждан.
В поездах ситуация посложнее.
Известная проблема с некоторыми вахтовиками, которые после рабочих недель стараются расслабиться при помощи употребления спиртосодержащих напитков. Железнодорожникам система смены вахт уже известна и нам тоже. На этот период мы усиливаем наряды.
Последний случай был пару месяцев назад — когда на посадку на поезд пришли подвыпившие граждане. Не пустить их в вагоны было нельзя. Если человек находится в состоянии алкогольного опьянения — это не основание для запрета. Естественно, в поезде они продолжили распитие, нарушая правила проезда, общественный порядок и спокойствие граждан. Наши сотрудники составили протокол, отстранили от поездки. А компанию проинформировали об инциденте. Как вы знаете, на шельфовых проектах, разговор в отношении подобных нарушений довольно жесток…
Стоит иметь в виду и тот факт, что наши вагоны постепенно оснащаются камерами видеонаблюдения. И это нам очень большое подспорье. Нарушитель начнет заявлять, что полицейский все выдумал, или просто придрался из-за неприязненных отношений, или захотел сделать себе показатели, а тут пожалуйста — объективная видеозапись…
Кстати, сотрудники полиции несут дисциплинарную ответственность за происшествия, случившиеся в пассажирских поездах, в зоне их поста, а поезда это и есть их пост. Поэтому они занимаются, прежде всего, разъяснительной профилактической работой возможных правонарушений и недопущения краж личного имущества граждан. Например, кто-то оставил в открытом купе телефон. Задача полицейского сообщить об этом владельцу и предупредить о том, чтобы внимательно следил за своими вещами.
Ведь, как известно, кражи личного имущества на транспорте раскрыть непросто. Свидетельская база утрачивается — сосед с поезда сел на самолет и ищи его по всей стране. Но у нас есть определенный алгоритм, и мы стараемся предельно быстро все отрабатывать. Помощь оказывают и камеры наблюдения. Главное — потерпевшему после обнаружения пропажи надо как можно быстрее обратиться в полицию либо к проводнику пассажирского поезда. Своевременное обращение к сотрудникам полиции способствует раскрытию преступления по "горячим следам".
В целях профилактики в поездах по громкой связи по этому поводу регулярно делаются сообщения.
И, надо сказать, что граждане воспринимают это положительно. Зачастую на железнодорожном вокзале сотрудники полиции, а также бдительные и неравнодушные граждане обнаруживают оставленные без присмотра сумки, коробки и другие вещи. В таких случаях у сотрудников транспортной полиции и администрации железнодорожного вокзала отработан алгоритм действий. К данным мероприятиям привлекаются сотрудники всех силовых ведомств с целью недопущения террористических проявлений. Несмотря на то, что в ходе проверки оказывается, что это обычные вещи, оставленные без присмотра, мы отрабатываем сообщения, как положено. У нас есть специальная кинологическая служба, собаки, обученные на поиск взрывчатых веществ, боеприпасов, наркотических веществ. А то, что граждане становятся все более неравнодушными, это очень приятно.
Принимаемые меры сотрудниками полиции во взаимодействии со всеми заинтересованными ведомствами, организациями приносят свой положительный вклад в обеспечение правопорядка на объектах транспорта, идет снижение совершаемых преступлений. Тут, конечно, сказывается и уменьшение пассажиропотока на железнодорожном транспорте, но немалую роль играет и наша профилактическая работа. Так, например, за 2012 году было выявлено 19890 административных правонарушений, а в 2013 — 12491 правонарушения.
Словом, определенные успехи у нас есть. Хотя работы, конечно, много…