Губернатор Сахалинской области ответил на вопросы о своей отставке и строительстве аквапарка
Сегодня состоялась пресс-конференция губернатора области Александра Хорошавина. В своем коротком вступительном слове он сообщил, что в последнее время произошло много значимых для наших островов событий.
В частности, прошли выборы мэров и депутатов в ряде муниципальных образований. Состоялись рабочие поездки руководителя администрации Сергея Иванова и вице-премьера — полпреда президента страны по Дальнему Востоку Юрия Трутнева на Итуруп, где они высоко оценили ход реализации федеральной программы развития Курильских островов. На Итурупе вступил в строй первый построенный в постсоветское время с нуля современный аэропорт. На совещании, которое прошло на острове, шла речь и о новой Курильской программе уже до 2025 года стоимостью 68,4 миллиарда рублей. Сегодня вопрос о ней будет рассматриваться в правительстве страны.
Немало значимых событий произошло в нефтегазовом комплексе. Заработала платформа "Беркут", началась разработка месторождения "Северное Чайво". Рекордное количество участников собрала 18 международная конференция "Нефть и газ Сахалина", на которой руководители крупных отечественных и зарубежных компаний вновь подтвердили интерес к шельфу острова, несмотря на санкции.
В отношении упомянутых санкций активизировалась работа по импортозамещению, актуализированы соглашения с рядом регионов страны, подписано новое соглашение — с Крымом, на очереди Санкт-Петербург. В этом году область впервые за последние десятилетия добилась положительного естественного прироста населения.
Впрочем, губернатор практически сразу предложил перейти к вопросам.
Пусть простят коллеги, что не называю их конкретных авторов — это общие вопросы от населения области.
— В чем польза от соглашения с Крымом?
— Мы можем сотрудничать в области рыболовства, рыбопереработки, океанографии, кроме того, у нас большой опыт по освоению шельфа, а на шельфе полуострова будут проводиться разведочные работы. Мы объединены чеховским наследием. Конечно, Крым интересен в качестве оздоровительного курорта. Думаю, что в процессе сотрудничества появятся и новые направления.
— А что в отношении наших оздоровительных ресурсов?
— На Итурупе в следующем году начнется строительство санатория на 150 мест в местечке "Жаркие воды". Новый аэропорт обеспечит его доступность для всех желающих. На Кунашире так же изучается возможность строительства новых водолечебниц. Не так давно мы наконец-то взяли в областную собственность Дагинские источники. Уже выделены деньги на их начальное обустройство и проектно-изыскательские работы. В следующем году туда уже должна прийти асфальтовая дорога...
Впервые на пресс-конференции прозвучали видеовопросы жителей районов. Так, северокурильчане спросили о возможности поставки на остров "всепогодного вертолета", охинцы — о строительстве железной дороги до города, а также о судьбе городского парка, по поводу которого многое было обещано.
— Сейчас на Парамушир ходит теплоход "Гипанис" и летают вертолеты с Камчатки. Пока эта схема достаточна, но в перспективе, конечно, нет. Область заказала строительство двух вертолетов, они будут готовы где-то в середине будущего года. Один из них будет дислоцироваться на Курилах. Но "всепогодных" вертолетов и самолетов не бывает, поэтому в рамках новой Курильской программы будут строиться современные суда, которые свяжут Северо-Курильск с Сахалином.
А вот в отношении железной дороги до Охи — разочарую. Такой вопрос пока даже не прорабатывается. Пока мы делаем ставку на автомобильную дорогу. Из 850 километров трассы Южно-Сахалинск — Оха уже заасфальтировано около 500. Осталось 100 километров на участке Смирных — Тымовское, 100 километров Тымовское — Ноглики и 150 километров Ноглики — Оха. На содержание и строительство дорог мы направляем ежегодно 11 миллиардов рублей. Будет возможность — направим больше.
Что же касается парка в Охе, то местные власти затянули с проектированием. Как будет проект, деньги на реконструкцию сразу будут выделены. Уверен, что это будет очень красивый парк. И стадион — как в Невельске и Ногликах.
Естественно, прозвучал и аналогичный вопрос о городском парке областного центра.
— Бывший мэр просил принять его в областную собственность, нынешний — оставить. В любом случае мы будем помогать парку финансово.
— Если говорить о оздоровительном туризме, медицине, то даже в Южно-Сахалинске серьезный кадровый голод. Не хватает ни врачей, ни медсестер. Можно ли обязать выпускников нашего медколледжа обязательно отрабатывать определенный срок в наших больницах?
— Обязать нельзя. Поэтому мы идем по другому пути — предоставляем дополнительные стимулы. Квартиры, подъемные. Для этого разработана специальная программа. В планах этого года привлечь в область 100 врачей. Уже готовы приехать 150. По среднему медперсоналу планируется привлечь в этом году 150 человек. Поступило уже 165 предложений. Наш медколледж выпустил 132 специалиста. 104 из них уже распределены по нашим клиникам. То есть постепенно проблему мы решаем.
Понятно, очень много вопросов было по санкциям. Как известно, областной бюджет во многом зависит от нефтегазовой отрасли, а ограничительные санкции как раз ее и касаются.
— Тем проектам, которые уже есть, ничего не грозит. В числе участников новых проектов нет стран-санкционеров — есть Китай, Индия. А что касается перспектив, то Япония, например, активно предлагает строительство трубопровода Сахалин — Хоккайдо. В ноябре я буду в Японии, и уже более подробно уточню позицию ведущих компаний.
Но уже сейчас наши многочисленные встречи с влиятельными лицами соседних стран показывают общую с нами позицию — путем силового давления ничего не решить, нужны только взаимовыгодные договора. Мы готовы идти по этому пути. Напомню, кстати, что весь СПГ нового нашего завода, который собирается строить "Роснефть" уже законтрактован.
— Но, например, Газпром заявляет, что этот завод на Сахалине не нужен. Каким образом вы можете повлиять на ситуацию?
— Решение спора между двумя крупнейшими государственными компаниями — не уровень губернатора. Это компетенция президента страны. Мне бы хотелось, что бы на Сахалине было все — и новый завод СПГ, и 3 линия действующего завода. И каждому проекту правительство области окажет всяческое содействие. Как именно все будет, сказать не могу. Может быть, Газпром предложит "Сахалину-1" выгодную цену за газ и построит трубу на Японию. В любом случае область будет в выигрыше, поскольку налоги останутся у нас.
Но районы живут не только нефтью и газом. Тревожные сообщения приходят из Углегорского района. Владелец шахты ООО "Сахалинуголь-6" Олег Мисевра собирается ее закрывать. Вслед за шахтой попадают под ликвидацию локомотивное депо, ВГСЧ, обогатительная фабрика — всего около тысячи человек.
— Я, безусловно, в курсе этой ситуации. Собственник доказал убыточность предприятия. Шахта уже много лет или стоит, или выдает ничтожные объемы топлива. По законам рынка она должна была давно закрыться. Но тысячи человек — если брать не только работников, но и членов их семей — в локальном районе останутся без средств к существованию. Туда сейчас выезжает первый заместитель председателя правительства области, чтобы изучить возможность вхождения области в уставной капитал предприятия. Без этого финансовую поддержку шахте областной бюджет оказать просто не сможет.
— Путина была не слишком удачной. Но почти месяц у Стародубского существовал своеобразный "лови-городок" — браконьеры практически не скрываясь добывали лосось. При активном "бездействии" полиции, пограничников и рыбоохраны. Но если идет речь об импортозамещении, то это уже вопрос не криминально-экономический, а политический. Куда смотрит власть?
— Контролируют промысел и борются с браконьерством федеральные структуры. Область не имеет никаких полномочий — ни поймать, ни оштрафовать... Мы неоднократно обращались к руководителям федеральных ведомств по поводу происходящих безобразий. Нас пока не слышат. Но упрек принимаю. Надо быть более настойчивым.
— А что у нас с ценами?
— Мы первыми в стране создали оперативный штаб по контролю за ними, практически сразу после введения санкций. На ряд продуктов скачок был резким, особенно на мясо кур. Но тут, как утверждают, негативную роль сыграли приморские оптовики. Сейчас их проверяют. А у нас ситуация с ценами стабилизировалось. Где-то продолжается повышение — в пределах 5 процентов, а где-то и понижение.
Что же касается мяса кур, то я уже упоминал о межрегиональном сотрудничестве. Наша делегация сейчас работает в Белгороде. Кроме того, реализуется и ряд сельскохозяйственных проектов и в нашей области.
Не услышали мнение области и по поводу грядущего перевода часовых стрелок.
— Здесь много предложений и профессионалов и непрофессионалов. С одной стороны, очень неудобно отрываться от часового пояса Хабаровска и Владивостока. С другой — потеря светлых вечеров... Словом, если будет четко выраженное мнение общества, правительство области будет поднимать вопрос об изменении часового пояса.
— А контролируете ли вы выборы в муниципалитетах? Сегодня например, состоялось "установочное" заседание городской думы областного центра?
— Конечно, контролирую. Как-никак "вертикаль власти". Но хотелось бы ответить шире. Сейчас внесены очень серьезные изменения с ФЗ-131, по которому работают органы местного самоуправления. Совершенно условно назову лишь несколько. Сейчас мы через областную думу можем отменить выборы мэров, и в районах будут работать сити-менеджеры. Или, например, ликвидировать Углегорский муниципальный район и образовать два городских округа — Углегорский и Шахтерский.
Не подумайте, что так и будет — я говорю совершенно условно. На самом деле никаких административных решений приниматься не будет. Сейчас я встречаюсь с районными депутатами и говорю — думайте, что больше всего подходит для ваших избирателей. Затем мы проведем большой съезд всех депутатов области, который и должен ответить, что нужно менять, а что и так хорошо работает. Решение будет принято только после этого.
— А следите ли вы за ситуацией с "Тихоокеанским Внешторгбанком", руководитель которого сейчас в одном из московских следственных изоляторов?
— Безусловно. Отслеживаю с первого дня. Это крупный и весомый для области банк. Сейчас там ситуация стабильная. Как юридические, так и физические лица открывают новые счета. Я думаю, задержание президента банка с самим банком не связано. Точно не знаю, могу только предполагать. Предполагаю, что это связано с историей вокруг корсаковского порта. Но, повторюсь, ничего утверждать не могу...
Прозвучал вопрос о строительстве (точнее, остановке строительства) областной психиатрической больницы.
— Это серьезный объект, общей стоимостью 1,8 миллиарда рублей. Он разбит на две очереди. Срок сдачи первой 2016 год, второй — 2017. Конкурс выиграла компания "Трансстрой — Сахалин" и передала подряд одной из своих "дочек". Но у компании начались финансовые проблемы. Область тут не причем — фирма работала у Газпрома, который задержал платежи. Но теперь ситуация урегулирована, в августе строительство возобновилось. Правда, я не уверен, что строительство первой очереди завершится теперь в 2016 году, но в 2017 году больница должна вступить в строй.
Уже вне рамок пресс-конференции корреспондент ИА Sakh.com задал губернатору еще несколько вопросов.
— Ходят упорные слухи, что в декабре вы должны подписать заявление о вашей досрочной отставке.
— Впервые слышу. Впрочем, не так — слухи о моей отставке ходят каждый год.
— Опять же по слухам — при газификации ТЭЦ-1 "налево" было "выведено" то ли 1,5, то ли 1,7 миллиарда рублей.
— Те, кто знает о бюджетном процессе, скажут, что это невозможно. За нашим бюджетом внимательно следят все контролирующие органы, вплоть до Счетной палаты, и общественность. То есть ответ однозначный — это только слухи.
— Ладно, а когда начнется строительство обещанного водно-оздоровительного комплекса с олимпийским бассейном?
— Да оно уже на днях началось...