Японец из "Хоноки-Сахалин": больше никакого бизнеса в России
"Хоноку" замело, но в ее жизни это особенно ничего не меняет, ведь она не достроена. И будет ли достроена и чем в итоге станет, неизвестно. Sakh.com обещал найти третьего учредителя этого банного предприятия, чтобы выяснить, понравилось ли ему делать бизнес в России и хочет ли он еще. Это получилось удивительно быстро, и несмотря на то, что общение с господином Ивадерой состоялось через переводчика (он гражданин Японии и японец), из его ответов все очень понятно.
— Как вы узнали о планах построить "Хоноку" на Сахалине? Кто предложил вам вступить в проект?
— Все началось с того, что
— Почему вам был интересен проект на Сахалине?
— Считал, что реализация проекта общественной бани на Сахалине, с его схожим холодным климатом и возможностью извлечения природного минерального источника, послужит популяризации культуры японской бани среди сахалинцев, и объект будет востребован.
— Когда вы почувствовали, что в проекте есть проблемы? Как это выявилось?
— В ходе строительства, примерно с осени 2018 года, у российской стороны стало не получаться выполнять решения по вкладыванию средств. Очень часто стали меняться решения, закрепленные в протоколах собрания участников. Кроме этого, с использованием сложных транзакционных схем стали поступать требования к японской стороне по внесению дополнительных средств.
— Сколько средств (личных, заемных) вы вложили в этот проект?
— Все вложенные средства — это собственные средства нашей компании. По отношению к доле участия в 40% нашей компанией вложено более 50% от общей суммы вложений участников. Сумма вложений превышает 200 млн рублей.
— Как вы считаете, что стало причиной консервации объекта?
— В ходе реализации проекта использование средств стало непрозрачным, и затраты на строительство очень значительно превысили изначально запланированные показатели. Кроме этого, российские участники, за исключением
— Как вы считаете, как можно выйти из кризиса, который образовался в проекте?
— Остальные участники с российской стороны, за исключением Олега Болутенко, оперативно вносят дополнительные средства в соответствии с долями участия — это выход. Кроме этого, просто необходима финансовая поддержка со стороны государства.
— Как вы оцениваете готовность "Хоноки" на Сахалине? Сколько времени и средств, по вашей оценке, нужно на то, чтобы достроить и ввести этот объект?
— Готовность объекта оцениваю в 70%. В связи с тем, что объект в заброшенном состоянии прошел две зимы, его восстановление и завершение займет минимум год, и на это потребуется, по моему мнению, более 200 миллионов рублей.
— Жалеете ли вы о том, что согласились софинансировать этот проект? Что в целом думаете о бизнесе в России?
— Очень сожалею, что принял приглашение Сергея Дмитриева. Думаю, что хорошо, если бы была возможность изначально вместе с Олегом Болутенко правильно построить бизнес-проект. По остальным участникам слишком много сложных и непрозрачных моментов, что и привело к трудной ситуации. Ещё раз в России заниматься каким-либо бизнес-проектом желания нет.
***
Напомним, проект японской бани презентован на ВЭФ с участием президента Владимира Путина. Посетить объект планировала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. В настоящее время у бани три учредителя: Дмитриев, Болутенко и Ивадера-сан. Больше полутора лет на объекте ничего не происходит.