Сахалин простился с народной артисткой Кларой Кисенковой
12 апреля 2019 года сахалинские зрители увидели новый спектакль под названием "Пока она умирала". Одну из главных ролей в нем сыграла народная артистка РСФСР Клара Кисенкова. Этот спектакль стал для нее последней премьерой, но тогда об этом никто не мог и подумать. Казалось, так будет всегда — Чехов-центр, Клара Константиновна и "ее детки", как она с любовью называла молодых артистов, аншлаги, аплодисменты, гастроли, цветы…
Сегодня в театре, который за 57 лет стал для Клары Кисенковой настоящим домом, простились с ней, признались ей в любви, вспомнили, какой она была настоящей. Настолько настоящей, что говорить о ней хочется только в настоящем времени, без всяких "была". И многие родные, друзья, коллеги Клары Константиновны так и делают. Рассказывают о ней — и, кажется, сейчас наберут знакомый номер и спросят: "А помните, как мы с вами…".
Эту потерю еще предстоит осознать, пережить и смириться с ней.
Александр Агеев, художественный руководитель Чехов-центра
— Очень сложно подобрать слова… Ушла эпоха. Она была последней из могикан. И при каждом разговоре и упоминании Клары Константиновны, где бы я ни находился, я всегда говорил, что восхищаюсь этим человеком, потому что у нее в трудовой книжке одна запись — это Чехов-центр. 57 лет она посвятила служению театру. И она всегда говорила — "легко, талантливо и без нажима". А нас она называла "все вы мои детки". Она, конечно, для нас была учителем. Мне посчастливилось, что я ходил с ней на одной сцене. Мы играли несколько спектаклей с ней, и я вообще начал свою жизнь в театре со спектакля, который назывался "Деревья умирают стоя, или Блудный внук". Меня туда вводили, и вводила меня она. Я пришел, не было даже бороды у меня, с блокнотом, что-то записывал, пометки ставил… И она поворачивается к Андрею Владимировичу Кошелеву, который уже тоже, к сожалению, ушел, царствие ему небесное, поворачивается — а он меня учил, мой мастер, — и говорит: "Мне нравится этот мальчик". И с этого благословения все, собственно, и началось. Поэтому… Не знаю, путаются мысли, сложно что-то большее сказать. Мы вместе работали 12 лет.
Татьяна Корнеева, директор Чехов-центра
— Этот человек для меня был большим-большим другом, наставником, с которым я всего лишь два последних месяца не разговаривала по утрам. Клара Константиновна точно знает, что мне ее очень не хватает. Мне кажется, что и всем нам ее будет не хватать еще очень-очень долго, потому что такую легенду, такую звезду заменить будет просто невозможно. Ее можно будет только воспитать. Клара Константиновна, спасибо вам большое за все, что вы сделали для этого театра, для нас, для каждого. И я вас уверяю, мы будем следовать вашим наставлениям и будем всегда работать легко, талантливо и без нажима. Я вас очень люблю. Спите спокойно и ни о чем не тревожьтесь.
Татьяна Максимова, артистка Чехов-центра
— Я единственная в театре, кто с ней больше всех отработал. Сколько мы разговаривали, она мне говорила — Таня, ты всегда будешь за наше искусство, ты самая старшая. Мы с ней знаете как первый раз познакомились? Я когда приехала молодой артисткой в Чехов-центр, она сразу стала играть мою мамочку. Я — Красная Шапочка, она — моя мамочка. И она все время потом мне пела "до свиданья, доченька", а я ей — "до свиданья, мамочка". У нас была такая фишка постоянно. Она знаете человек какой? Даже не знаю, как сказать. У нее настолько четко выстроена как-то логика, к любой ситуации она подходит, так трезво отвечая, что ты думаешь — откуда она эти слова берет? Она меня научила одной такой вещи. Мы как-то поехали на гастроли в Иркутск, и все артисты уже получают багаж, а мы с ней стоим вдвоем. Я так удивилась, у меня постоянно так, что я получаю багаж последней, а тут вдруг я с народной артисткой вместе. И она мне говорит — Таня, никогда об этом не переживай, значит, ты особенная, мы с тобой особенные. И после этого я как-то легче стала к этому относиться. И получается, что сейчас она выбрала меня, что я особенная. Она умерла в мой день рождения, представляете. Но она сделала так, чтобы это было не в первой половине дня, чтобы меня успели люди поздравить, чтобы я получила хорошие эмоции. Это знак, что какая-то связь между нами. Я ее буду помнить всегда. А последний разговор у нас был в ее день рождения, 30 июля. Я отдыхала в Москве и ей позвонила. Конечно, здоровья в таком положении уже не пожелаешь, мы знали, что она болела. Поэтому я пожелала просто, пусть все будет хорошо. Она уже года два не была в театре. В последний раз приходила на спектакль "Евгений Онегин". Я ей потом сказала — вы, наверное, думаете, кто все эти люди. Она уже, конечно, большинство молодежи не знала. Она говорит — Таня, я точно так и думаю. Но она была рада, что такая хорошая молодежь в театре. Всегда переживала, постоянно звонила — расскажи мне, как сбор труппы прошел.
Владимир Киндинов, руководитель группы "Джаз Тайм"
— Сейчас, к сожалению, я уже в театре не работаю, уже шестой год. Но за то время это было расстояние в 21 год — мы все время были с ней рядом. Не всегда получалось так, что у нас совпадали стили работы: мы играли эстрадную музыку, больше занимались концертной деятельностью, а Клара Константиновна занималась своей работой. Но потом наступило время, когда мы работали вместе, в основном мы участвовали в работе театрального худсовета. Мы всегда были с ней проникнуты дружбой. Она была всегда жизнерадостная, плохого настроения я у нее никогда не видел. Всегда это был энтузиазм в работе, всегда это было желание работать и всегда это был успех. Успех — неизменный, потому что она сама по себе была к этому причастна настолько, что там другого быть не могло. Она стояла у истоков, и всю жизнь посвятила театру, и продолжала до последнего момента быть в театре. Я не думаю, что у нее что-то было другое в мыслях. Все время воспоминания, все время думы какие-то о работе… Здесь ничего не скажешь. Конечно, и звание ей дали заслуженно, она действительно народная артистка, ее все знали и все будут помнить, причем долго. Я вот сколько буду жить, я ее никогда не забуду. Вечная о ней память. Жаль, конечно, но жизнь такая штука…
В последний путь из театра любимую артистку проводили долгими аплодисментами.
Сах.ком выражает соболезнования родным и близким Клары Кисенковой.