В суде по делу Хорошавина очень захотели увидеть Надсадина
Заседание Сахалинского областного суда по делу Хорошавина сегодня получилось насыщенным. Напомним, сейчас идет рассмотрение
До обеда было заявлено около 10 ходатайств. Два ходатайства касались мэра Южно-Сахалинска Сергея Надсадина.
Сначала Сергей Вершинин, защитник Лескина, попросил допросить в качестве свидетелей бывшего замгубернатора Дмитрия Братыненко и Сергея Надсадина.
— В ходе рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции защитой неоднократно предпринимались попытки вызова для допросов свидетелей: мэра города Южно-Сахалинска Надсадина Сергея Александровича и Братыненко Дмитрия Федоровича, который в 2014 году занимал должность заместителя губернатора Сахалинской области, руководителя аппарата губернатора и правительства Сахалинской области, — начал оглашать ходатайство защитник Лескина. — Эти свидетели должны были рассказать об обстоятельствах, связанных с порядком формирования избирательного фонда на выборы депутатов городской думы 5 созыва, порядком формирования смет и источников его наполнения, привлечением политтехнологов к избирательной кампании. Практически показаниями этих свидетелей должно было быть опровергнуто само событие преступления — получение взятки.
Однако свидетели не смогли явиться в суд. Братыненко на момент вызова в суд был вице-губернатором Еврейской автономной области, на территории которой как раз тогда объявили режим ЧС из-за массового затопления населенных пунктов. Когда должны были вызвать Надсадина, в Южно-Сахалинске тоже объявили ЧС — из-за ликвидации последствий зимнего циклона, а потом у мэра была командировка в Москву.
— В целях опровержения обвинительного приговора и одновременно подтверждения заведомой невиновности Лескина и Хорошавина считаю необходимым заявить данное ходатайство в суде апелляционной инстанции, поскольку сообщенные этими свидетелями обстоятельства могут стать основаниями для отмены обжалуемого приговора, — сказал Вершинин.
Лескин поддержал ходатайство. Он добавил, что с Братыненко была заявлена видео-конференц-связь, но она так и не состоялась. А Надсадин изложил свои показания письменно и направил в адрес Южно-Сахалинского городского суда. Но эти показания не были оглашены.
Адвокат Хорошавина Евгений Балабас тоже поддержал идею вызвать Братыненко и Надсадина, поскольку это ключевые свидетели и могут сообщить массу полезной информации.
— Свидетели действительно ключевые, — согласился Хорошавин. — Более того, Надсадин избирался в эту же кампанию, и финансировалась его избирательная кампания из того же самого фонда. И хотелось на эту тему поговорить. Мы заявляли такие ходатайства в суде первой инстанции и по Братыненко, и по Надсадину. Суд не возражал против этого, согласовал такие допросы, они назначались. Братыненко переносился несколько раз в связи со сложностями различного рода. В том числе и Надсадина переносились допросы. Те письменные показания, которые Надсадин прислал в адрес суда в связи со своей занятостью, были судом отклонены и не приняты, не пришиты к материалам дела, что называется.
Далее выступила прокурор Ольга Абрамец. Она посчитала, что оснований для вызова этих свидетелей в суд второй инстанции нет. Судебная коллегия с ней согласилась. Ходатайство, заявил председательствующий судья Александр Горовко, не конкретизировано и не мотивировано. Сторона защиты не представила доводов о том, какое значение будут иметь показания этих свидетелей для оценки других представленных сторонами доказательств. Кроме того, сторона защиты не обосновала невозможность предоставления показаний этих свидетелей в суде первой инстанции.
Однако на этом упоминание фамилии Надсадина на сегодняшнем заседании не закончилось. После обеда Вершинин заявил еще одно ходатайство. На этот раз не о допросе мэра, а об оглашении его показаний — тех самых, которые он в письменном виде предоставил суду первой инстанции.
— Закон позволял огласить эти показания, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 281 Уголовно-процессуального кодекса. У нас не допрошен и не оглашены показания ключевого свидетеля. Мы считаем, что приговор нельзя было выносить без оглашения показаний либо допроса этого свидетеля. Поэтому в этом судебном заседании я ходатайствую об оглашении показаний Надсадина Сергея Александровича, — сказал адвокат и назвал тома уголовного дела, в которых эти показания содержатся.
Оглашение показаний важно потому, продолжил защитник, что в тот период Надсадин тоже выбирался в мэры и деньги на эти выборы шли из того же бюджета, из которого брались на выборы в гордуму 5 созыва.
Председательствующий судья спросил, на основании чего конкретно предлагается огласить именно сейчас показания Надсадина. На основании того, что он не прибыл тогда на заседание, ответил Вершинин, и его показаний так никто и не услышал.
Хорошавин, Лескин, Балабас ходатайство поддержали, прокурор — снова нет. Когда настал ее черед высказываться, она заявила, что сторона защиты в суде первой инстанции сама выбирала время, когда Надсадин должен был явиться для дачи показаний. Смысл сказанного был такой — суд не виноват, что разыгрался циклон и мэр не смог прийти. Защита могла бы уже тогда, а не сейчас, заявить ходатайство об оглашении его показаний, но не сделала этого, сказала Абрамец. Поэтому сейчас для удовлетворения ходатайства нет оснований.
Коротко посовещавшись на месте, судебная коллегия вынесла отказ в удовлетворении и этого ходатайства тоже.