Южно-Сахалинскую свалку одевают в грунтовый саркофаг
В конце декабря минувшего года администрация Южно-Сахалинска приняла решение о ликвидации на городской свалке очагов возгорания бытовых отходов, так как продукты горения отрицательно влияют на окружающую среду. Этим вопросом вплотную занялся первый вице-мэр Виталий Гомилевский. Деньги на первоочередные работы - около 2-х миллионов рублей - были выделены из резервного фонда области.
Как утверждает директор МУП "Дорожник-04" Николай Лисовенко, с того времени, то есть уже более двух недель, на свалке ежедневно работает по три, а в иные дни - четыре бульдозера, которые послойно распределяют по дымящимся поверхностям грунт, привозимый десятком машин. Землю берут на новостройках микрорайона Зима. Польза для островной столицы двойная: постепенно исчезают земляные завалы возле строящихся домов и ликвидируются отвратительно чадящие костры на свалке. В настоящее время, говорит Николай Лисовенко, самосвалы засыпают очаги горения по периметру свалки, затем землей будут засыпаны откосы. Создаются запасы грунта, чтобы в дальнейшем не останавливать работу из-за его отсутствия. В целом планируется закрыть земляным саркофагом три четверти площади огромного полигона. Следует напомнить, что за полвека существования свалка превратилась в гигантскую пирамиду с высотой до 20 метров и диаметром в 500 метров. Пока выполнена примерно 1/20 часть запланированных работ, до 15 марта они, предположительно, закончатся. Функционировать будет лишь одна четверть всей площади свалки, но этого, утверждает Лисовенко, для нужд города достаточно. Вновь поступающие бытовые отходы подвергаются уплотнению и пересыпанию землёй через двое суток. Проблем с завозом грунта не возникнет, надеется Лисовенко, так как его будут свозить со всех новостроек, если, конечно же, удастся найти общий язык со строителями. Важно не прекращать утилизацию отходов. Сейчас ежедневно до 1,5 тысяч кубометров земли на свалку привозит фирма "Гренада", договорённости с которой добился первый вице-мэр Виталий Гомилевский. Ведь строителям в любом случае надо благоустраивать новостройки, и, прежде всего, убирать за собой развороченную землю.
Сейчас из-за того, что обитатели полигона - бомжи, систематически жгут на отходах костры, работникам "Спецавто" приходится проводить тушение новых очагов горения водой, для чего на свалке постоянно задействована одна ассенизационная машина. Отходы будут по-прежнему поступать сюда до тех пор, пока не построят новый полигон по утилизации мусора. С бомжами пока никто воевать не собирается. Как говорит Лисовенко, с уменьшением площади свалки они сами её покинут, так как исчезнет возможность копаться в грудах мусора. То же самое произойдёт и с воронами.
Так что скопление прожорливых птиц, клубы дыма неподалёку от взлётной полосы - всё это опасное для воздушных ворот области соседство навсегда уйдёт в прошлое. Как скоро?
Как только откроют новую свалку, которую еще не спроектировали.
Мэр Фёдор Сидоренко считает, что администрация города поступила правильно, учтя возражения экологов и отказавшись, после некоторых колебаний, от строительства нового полигона в районе Хомутово. Теперь появился другой вариант - построить его в 17 километрах от города, на юго-западе. Там есть необходимые залежи глины, что позволит проводить послойную технологию утилизации предварительно спрессованного мусора.
Экологи не возражают против данной площадки, остаётся начать финансирование проекта и приступить к строительству. При слаженных действиях городской и областной администраций, считает мэр островной столицы, стройку можно начать уже в наступившем году. Финансирование работ пойдёт из бюджета развития области, ведь деньги требуются огромные. Напомним, что проект только первой очереди полигона в Хомутово по предварительным подсчетам обошёлся бы в случае его реализации в 100 миллионов рублей. И предложенный ныне вариант вряд ли обойдётся дешевле.
Наряду со строительством новой свалки в будущем получат развитие проекты строительства мусоросжигающих установок - как импортных, так и отечественных. А в данный момент для нас с вами хорошо уже то, что существующая свалка понемногу "одевается" в земляной саркофаг, не отравляя воздух в такой степени, как прежде.
Любовь Груздева.