Более 30 спортсменов вышло на старт "Снежного драйва" на Сахалине
На Сахалине состоялись первые официальные соревнования по ездовому спорту. Искусство взаимодействия с собаками на пятикилометровой снежной трассе демонстрировали экипажи упряжек — от 2 до 6 собак, а также любители скиджоринга — бега на лыжах в паре с четвероногим спортсменом. На несколько часов лыжная база в Троицком наполнилась криками болельщиков и возбужденным лаем хасок, маламутов и самоедов. Всего на старт гонки вышло более 30 спортсменов: 11 упряжек и 17 любителей парного штурма снежной трассы. Организаторы гонки признаются, что не ожидали такого количества участников — в прошлом году участие в "Снежном драйве" приняло чуть более 20 команд.
Особенный восторг мохнатые спортсмены ожидаемо вызвали у детей — юные сахалинцы не только болели за своих друзей из-за оградительной сетки, но и сами вышли на старт двухсотметровки.
— В этом году нам удалось получить аккредитацию сахалинского минспорта — так что соревнования прибавили в весе и статусе. Прошлой зимой мы уже проводили подобные состязания — но тогда это было просто для себя, неофициально, — перекрикивает звонкий лай президент Сахалинской федерации ездового спорта Дмитрий Архипов. — Очень много проблем вызывает удаленность региона — тяжело вывести собак на соревнования, на Сахалине практически не найти снаряжения. Приходится везти издалека — а оно итак стоит довольно дорого. Ценник спортивных нарт, например, начинается от 30 тысяч. Но энтузиасты находятся все равно — стараемся развиваться, общаемся, ездим в Хабаровск — куда поближе.
На старт дистанции упряжки выходят с промежутком в несколько минут — это необходимо для того, чтобы собаки не отвлекались на посторонние запахи. Но стартовать без происшествий все равно удалось немногим — некоторые псы путались, не успев выехать даже за стартовый коридор, другие с трудом справлялись с искушением обнюхать многочисленных операторов и фотографов на первом повороте. Лишь выйдя в чисто поле, псы несли во всю прыть, а каюры с трудом удерживались на легких нартах.
— На старте шестеркой управлять непросто. Собаки рвут с места очень сильно — можно упустить упряжку, — рассказывает каюр Иван Кротов. — Главное — найти общий язык с вожаком упряжки. У меня это чистокровный хасенок Зорик. Вожак — буквально золотая собака, ее очень долго надо тренировать — чтобы команды знала, слушалась. У нас вроде нормальные, но есть тонкости — ему 3 года, а со мной только полтора знаком — не всегда находим общий язык.
Вообще, по словам представителей оргкомитета, ездовой спорт на Сахалине, несмотря на все сложности, прогрессирует неплохо — несколько лет назад своих питомцев регулярно тренировали всего 3-4 человека. Сегодня по загородным полям рассекают до 30 экипажей одновременно. Но и это, признают в федерации, капля в море. Сибирских хасок, аляскинских маламутов, самоедских собак на Сахалине очень много. Но большинство проводит свой досуг на диване — хозяевам лень заниматься питомцами. В результате энергичные четвероногие буквально разносят квартиры, портят нервы и мебель. С плачевными для себя последствиями — в лучшем случае их отдают кому-то, а в худшем просто выбрасывают или садят на цепь. Воспитание культуры ухода и содержания ездовых пород — тоже одна из задач подобных состязаний.
Но, как показали соревнования, с ролью ездовой собаки с успехом справляются и "рядовые породы". Например, овчарка Юка в упряжке успешно соседствует со старшими товарищами — самоедами Шарпом и Эваном. В будние дни овчарка работает рядовым охранником, а каждые выходные проводит в спортивном ключе. Овчарки ничем не уступают "специализированным" псам и в скиджогинге. Наглядный пример — немец с гомеровским именем Лаэрт. По признанию хозяйки, Ирины Афанасьевой, проблемы с ним лишь на старте — умная собака "делает ослика" и не всегда понимает, зачем ее заставляют что-то тащить. Но после нескольких метров целины встречный ветер уносит все сомнения — пес отдается скорости и снежному драйву.
Сейчас организаторы "Снежного драйва" надеются на получение всероссийской аккредитации ездового спорта на всероссийском уровне — сейчас над этим совместно работают одноименная федерация и российский Минспорт. Положительное решение должно дать зимнему спорту огромный импульс — появится финансирование и статусные соревнования. Пока же ездовой спорт на Сахалине остается делом спортсменов-энтузиастов, а не профессионалов.