"А зори здесь тихие..." — война с женским лицом
Военная драма "А зори здесь тихие..." Рената Давлетьярова обоснованно позиционировалась будущими зрителями как ремейк легендарного фильма 1972 года Станислава Ростоцкого с одноименным названием, экранизацией бессмертного произведения Бориса Васильева.
Факт появления нового фильма заставлял волноваться и переживать: лишь бы это была действительно экранизация, а не очередной боевик по мотивам произведения, буквально за уши притянутый к знаменитой повести. Опасения не оправдались.
К фильму изначально предъявлялись высокие требования, чтобы, как минимум, не выглядеть бездарным и ущербным на фоне картины 1972 года. Новые "Зори..." были обречены на сравнение со старой версией и с честью это сравнение выдерживают.
Повесть о пяти девушках-зенитчицах, погибших в боях местного значения где-то за линией фронта, рассказана основательно и несбивчиво размеренным и спокойным закадровым голосом Сергея Гармаша. Каждый рассказ, словно маленькая новелла, названная по имени героини, повествующая о причинах, приведших этих хрупких девушек на войну, о событиях, ранивших души, а теперь саднящих, как свежий рубец.
История обличает в героинях не воителей и бравых солдат, а обычных девочек, которых никто и никогда не готовил воевать и убивать; они беззащитны и нуждаются в крепком плече рядом, а в итоге сами должны становиться защитниками Родины от грозного врага, держаться плечом к плечу и стараться быть сильными и храбрыми.
Каждая девушка — уникальный характер с сильными и слабыми сторонами, и ни одна из них не подлежит осуждению.
Вот Галя Четвертак (Кристина Асмус) рванулась из укрытия в панике и ужасе. Струсила! Испугалась! А в итоге пала бессмысленной жертвой без малейшей попытки сопротивления. "Дура!", — слышится шепот в кинотеатре. Дура? А вы себя на ее место поставьте. Не струсили бы? Не всем суждено быть отважными героями.
Или Соня Гурвич (Агния Кузнецова). Она и война — параллельные прямые, однако пересеклись. Смерть бойца Гурвич, словно крик о помощи: "Зачем? Зачем убивать друг друга?" Чем конкретно провинилась эта молодая девочка, чтобы ее, ниточку, связующую поколения, — ножом в сердце.
Лиза Бричкина (Софья Лебедева) так торопилась, с такой самоотдачей мчалась за подмогой, что не рассчитала сил, утонула в гиблом болоте. Еще одна ниточка оборвалась. А следом и Женя Комелькова (Евгения Малахова), до последнего бившаяся с врагом, и Рита Осянина (Анастасия Микульчина), сделавшая нелегкий шаг, пустившая пулю в висок, лишь бы не стать обузой из-за ранения.
Война беспощадно истребляет созидающую женскую сущность, даже закаленный мужской характер надламывается под грузом вины за смерть безвинных девушек.
Стремление показать чуждость войны всему человеческому с лихвой воплощено в фильме "А зори здесь тихие..". В нем нет лишних и ненужных моментов. Даже сцена в бане здесь не ради "обнаженки", а ради высокой цели продемонстрировать красоту женского тела, чтобы пришло осознание, во что стреляли.
С технической точки зрения фильм не перегружен спецэффектами, зато много акцентов на панорамных съемках безумно красивых мест. Отлично подобран актерский состав, особенно девушки, каждая актриса — точное попадание в образ, правда, некоторые из них остались не вполне раскрытыми. А вот старшина Васков в исполнении Петра Федорова явно уступает Андрею Мартынову, сыгравшему Васкова в фильме 1972 года; не хватило искренности, горечи, надрыва, роль исполнена хорошо, но "недо...". Возможно, влияние оказывает сложившееся мнение об образе Федорова после участия в "Сталинграде".
Неуместной показалась фоновая музыка. Эпично-пафосные композиции не слишком совпадали с визуальным рядом: хотя в процессе просмотра слух и зрение начинают воспринимать картинку и музыку как единое целое, все равно подсознательно ожидаешь другую мелодию: тише, проще и понятнее, ведь это не грандиозная решающая битва, а только страшный эпизод страшной войны.
"А зори здесь тихие..." — достойный внимания фильм, добротная экранизация с удачно воплощенными персонажами, задевающий за живое, способный растрогать и разбередить душу. В угоду современным веяниям он лишен пристального фокусирования на деталях, когда действие будто замедляется, вместо этого имеем динамичную картинку, яркую, активную, держащую в напряжении и захватывающую внимание.
Независимо от оценки "А зори здесь тихие..." Рената Давлетьярова уже выполнили крайне полезную функцию: может быть, кто-то после просмотра захочет прочитать повесть Васильева или пересмотреть советскую экранизацию.
Фильм можно посмотреть в кинотеатрах