Недетская страшилка
В одном черном-черном городе по черным-черным улицам ходят люди с черными-черными пятками. Когда они возвращаются домой, полы в их квартирах тоже становятся черными. В этом городе черные лужи, черные дворы, уборщицы в черных платках никак не могут отмыть черные следы в магазинах, и под карканье черных воронов кто-то с черными-черными намерениями все высыпает и высыпает шлак…
Детская страшилка? Сказка на ночь для малыша в семье с готическим мировоззрением? Или реальность? Увы, не первое и не второе. После шума, поднятого на форуме Sakh.com, и публикации, в которой вице-мэр Поронайского района Ольга Гапова убеждала нашего корреспондента, что
"У нас уже третья зима без шлака", — говорила в феврале Гапова.
Неправда, уверены жители Поронайска. Кого ни спроси, ответят — посыпают. В любое время года. Зимой шлак используют вместо пескосоляной смеси, летом — вместо щебенки или песка. Когда сухо, в городе пыль, когда дождь — чернильная грязь.
Конечно, за руку мы никого не ловили, но достаточно посмотреть на переулки в районе бывшего цемзавода — машины, выезжающие из них на заасфальтированную улицу Гагарина, оставляют черные следы. Беговая дорожка на стадионе возле школы №7 тоже посыпана шлаком. Любая яма на дороге или во дворе, любая строительная площадка и единственный полигон ТБО принимают на себя удар от противника, имеющего черный пояс по загрязнению города.
"Мы отказались от использования шлака этой зимой, — уверял Sakh.com в прошлом году мэр Поронайского района Александр Радомский. — Еще в прошлую зиму начали отказываться, но не хватило песка. Сейчас у нас улицы посыпаются исключительно песком".
Чтобы проверить, куда вывозят шлак, мы вместе с местным активистом Романом Назаровым заняли наблюдательную позицию у центральной котельной Поронайска. Рядом с ней кладбище и улица 40 лет ВЛКСМ. Наверное, риэлторам приходится хорошенько помучиться, чтобы найти покупателей квартир в этих домах: мало того, что окна с видом на могилы, так еще и проветрить невозможно — с северной стороны ветер несет мельчайшую шлаковую пыль, которая въедается в интерьер, придавая ему все пятьдесят оттенков серого.
— Это кладбище называют шлаковым, — рассказывает Роман. — Недавно на встрече с мэром я задавал вопрос насчет этого, а мэр сказал — у меня тоже там родители лежат. Может, для него это и нормально, но для нас — нет. Чтоб я своих родных в шлаке хоронил… А вице-мэр Гапова на встрече с населением сказала — я вам гарантирую, что шлак в городе никто не высыпает. Но вы посмотрите, весь город в нем! Тут, у котельной еще больше шлака было, все развезли. Я сюда приезжал с представителем прокуратуры — полное бездействие, всем плевать.
Пока мы разговариваем, кузов уже второго грузовика окончательно заполняется порцией шлака, и машина начинает отъезжать от котельной по ведущей в город черной-черной укатанной дороге.
— Куда это повезли?
— Не знаю, наверное, ямы засыпать во дворах.
— А давайте посмотрим?
— Давайте.
Садимся в машину и следуем за грузовиком. Он подъезжает к перекрестку с Восточной — улицей, растянувшейся вдоль залива Терпения, — и поворачивает налево. Становится понятно, что конечная точка маршрута — не полигон ТБО. Шлак везут в город.
— Ох, красавцы! Мне даже интересно, куда они его сейчас. Я больше чем уверен, что отсыпают дворы, вместо щебенки, чтобы уменьшить себестоимость, а сверху бетон заливают. Это мое мнение. Просто я знаю, как на буме делается, — Роман поворачивает вслед за грузовиком на Комсомольскую.
— Давно посыпают?
— Да всю жизнь его сыпали. Травля какая-то. Я об этом говорю, не молчу, а меня прессуют. Я частный предприниматель. Естественно, они подключили административный ресурс, сам прокурор ко мне ездит с проверками. Даже не знаю, чем все это закончится. Вот куда его везут!
Улица Шмакова. Мимо проезжает брат-близнец нашего грузовика, и тоже с полным кузовом черного содержимого. С левой стороны видим строительную площадку, украшенную равномерными кучами шлака, — здесь возводят кооперативные гаражи. Но наш объект преследования направляется дальше и останавливается у ворот поронайского филиала "Сахалинэнерго". Внутрь нас не пускают, но и отсюда прекрасно видно, что шлак здесь используют для отсыпки территории. Охранник на проходной интересуется, зачем мы фотографируем. На вопрос, что здесь делают, отвечает: "Просто выравниваем территорию". И задает встречный вопрос: "А вы что, противники шлака?"
— Вот так же они его повсюду развозят, — констатирует Роман.
На обратном пути нам снова встречаются грузовики. Как проворные муравьи, снуют они туда-сюда до самого вечера. Поронайцы рассказывают, что видели зимой такую картину: едет по одной из главных улиц прокурор, а перед ним — КАМАЗ, полный шлака, который двое рабочих лопатами раскидывают по проезжей части. И ничего как будто не происходит.
Многие местные жители ко всему этому уже привыкли. Тем же, кто никак не может смириться, в поронайской санэпидемстанции объясняют — шлак промытый, безвредный, экологически чистый, так что сыпать можно.
Поронайский городской прокурор Алексей Степанов в телефонной беседе с корреспондентом ИА Sakh.com сказал, что работает с середины мая, про шлак ничего не слышал, жалоб от жителей по этому поводу не поступало.
Его заместитель Сергей Обухов подтверждает — жалоб нет. Единственное, на недавней встрече мэра с общественностью прозвучал вопрос о шлаке, горы которого скопились возле котельной.
— Мы провели проверку — действительно, там большое скопление отходов производства, причем, опасных отходов, — говорит Обухов. — В адрес руководителей организации внесено представление об устранении нарушений при обращении с отходами. Административное дело направлено в Росприроднадзор. Что касается высыпания шлака в городе, я сам специально за коммунальщиками не смотрю, но в том районе, где я живу и работаю, я не видел, чтобы сыпали. Если у вас есть такие факты, можете направить нам официальное обращение, мы его рассмотрим.
Может и правда чернота в городе — дела минувших дней? Ну, высыпали немного на территории одного предприятия, это ничего не говорит о масштабах. А то, что в переулках и дворах раскинулась черно-серая масса, так шлак — он въедливый, высыпали года три назад, вот до сих пор и лежит… В эту теорию отлично вписываются слова и прокурора, и мэра, и вице-мэра, сказанные в разное время…
Но, увы, маленькая несостыковка. Их много на самом деле, но вот самая свежая. На этих фотографиях, сделанных 8 июля, — проезд во дворах возле магазина "Мир" в микрорайоне Бумажник, проще говоря, на буме. 7 числа здесь разровняли слой щебенки, которую на следующий день покрыли шлаком. Следующий этап — бетонирование. В Поронайске любят использовать такой специальный бетон, который быстро начинает крошиться, как печенье. Достаточно взглянуть на тротуары на улице Октябрьской, но это отдельная тема. Суть в том, что шлак применяли, применяют и, видимо, не собираются отказываться от этого материала. Подумаешь, экология. Зато бесплатно.