16+

Айны Хоккайдо

Культура, Weekly

Саппоро — пятый по величине город Японии, столица Хоккайдо — самой ее северной префектуры. На языке народа айну, древних жителей Японских островов, Саппоро — "река, протекающая через равнину". Саппоро стал всемирно известен, когда в 1972 году здесь были проведены Зимние Олимпийские игры. Сейчас город знаменит пивом, раменом, фестивалем снега и  своими замечательными музеями, которые раскрывают природу, историю и культуру Хоккайдо.

В Саппоро заметно холоднее, чем в Токио, откуда я прилетел накануне. В окнах экспресса, следующем от аэропорта Читосэ в центр города, замечаю в окнах людей в теплой одежде. До вылета на Сахалин есть несколько часов, и я собираюсь посетить обновленный музей Хоккайдо, который был открыт общественности в апреле 2015 года и объединил Исторический музей Хоккайдо (открылся в 1971 году) и Исследовательский центр культуры (открылся в 1994 году) айну Хоккайдо. Музей Хоккайдо расположен в богатой естественной окружающей среде. Добраться туда можно от вокзала Саппоро в два приема — сначала на электропоезде, затем, пересев на автобус, следующий до Ноппоро — Парка Леса, где и находится Музей Хоккайдо.

Музей занимается исследованиями и изучением отношений между людьми и естественной окружающей средой, культуры народа айнов, стиля жизни иммигрантов, собирает и хранит документы и коллекции предметов духовной и материальной культуры жителей Хоккайдо, организует выставки, образовательные программы и другие мероприятия для жителей и гостей Хоккайдо. Здесь можно познакомиться с публикациями музея, приобрести разнообразные сувениры.

Сильный ветер шумит над Ноппоро, напоминая о приближении зимы. Климат Хоккайдо во многом сходен с климатом Сахалина.

Стоимость билета для взрослых — 600 йен, для студентов и учащиеся старших классов школы 300 йен. При этом стоимость билетов на человека для групп больше 10 человек соответственно на 100 йен меньше. Специальные выставки подлежат отдельной оплате. Вход для лиц с ограниченными физическими возможностями бесплатный. Для школьников до 16 лет и людей старше 65 лет также бесплатный. В этом случае будьте готовы предъявить документ для определения возраста (удостоверение учащегося, страховое свидетельство, водительские права и т.д.). Оплачиваю 600 йен и направляюсь в зал, посвященный культуре айнов.

Айны проживали главным образом на территории современного Хоккайдо, на юге полуострова Камчатка, Сахалине и Курильских островах. Происхождение этого народа до сих пор остается загадкой для научного мира. В начале 17 века в южной части Хоккайдо было создано японское княжество Мацумаэ. Но лишь в конце 19 века японцы стали активно заселять остров и строить здесь города. В настоящее время айны составляют меньшинство населения Хоккайдо. Айны — это самоназвание коренных жителей Японии, буквально означающее "человек", "настоящий человек".

Согласно официальным цифрам, численность их в Японии составляет 25 000 человек. В России по итогам переписи 2010 года было зафиксировано 109 айнов, из них 94 человека в Камчатском крае.

Айны создали богатую и многообразную культуру. Японское правительство в эпоху Мэйдзи включило Хоккайдо в состав Японии и начало освоение региона, в ходе которого образ жизни культура серьезно пострадали. Однако айны не были уничтожены и результаты их жизни и деятельности частично сформировали облик современного Хоккайдо.

Центральное место в экспозиции занимает традиционный айнский дом. Этот дом — древнее жилище, воссозданное под руководством Хама Яитиро (1916-1991), родившегося и выросшего в Сираои в местности Ибури. Оно немного меньше и изготовлено в соответствии с высотой потолка музея. Экспонаты, выставленные здесь, — оригиналы или воссозданные копии вещей, использовавшихся в жизни айнов 100-200 лет назад. Современные айны не ведут такой образ жизни, но есть люди старающиеся научиться традиционным искусствам и передать их, а некоторые пытаются внедрить эти вещи в современный быт.

Во времена, когда айны вели традиционный уклад жизни, добывая продукты питания, помимо охоты в горах и рыбалки в реках и море, они собирали горные травы и плоды деревьев, занимались земледелием. Айны охотились на кету, лосося и других рыб в реках, бурого медведя, оленя и пр. в горах посредством различных инструментов и ловушек, изготовленных с хорошим пониманием особенностей дичи. Вызывают интерес долбленое каноэ и марэк. Каноэ, находящее в экспозиции музея, использовалось в местности Читосэ. Подобные лодки применялись в основном для рыбалки и в качестве средства для переправы при пересечении рек. Экспонат над лодкой — это "марэк" на языке айнов, гарпун, использовавшийся при ловле кеты и других рыб. На мониторе показано, как, управляя каноэ, айны ловили рыбу с использованием такого гарпуна.

Продуктами питания стали также собранные своими силами головчатое и куриное просо, полученные от японцев рис, соль, мисо и другие продукты. Все, что добывалось, использовалось без остатка. Например, у медведя в пищу шло мясо и жир, а из шкуры изготавливали предметы обихода или применяли для товарообмена.

В старинной традиционной одежде айнов в качестве основных материалов, помимо полотна, сотканного из волокон растений, использовались меха, рыбьи шкуры и пр. Затем, когда айны стали получать хлопок в результате товарообмена или при работе в рыбном промысле, они стали изготавливать одежду с узором из хлопковых волокон и ниток, или сшитую целиком из хлопчатобумажной ткани. Современные айны не носят традиционную одежду в повседневной жизни. Но увеличивается число тех, кто надевает такую одежду при проведении различных церемоний, во время выступлений с традиционными песнями и танцами. Одним из материалов для изготовления одежды айнов являлось полотно, сплетенное из разрезанной коры вяза. Это полотно можно здесь потрогать, посмотреть каким образом прикреплялась вышивка, характерная для такой одежды.

В религии айнов считается, что "у всех вещей этого мира есть душа". Среди них животные, растения и прочее, приносящее человеку милость природы: огонь, вода, предметы обихода и другие, необходимые для выживания вещи: погода, заразные болезни и другие явления, не зависящие от человека, почитаются в качестве "камуи". Этот мир основан на взаимоотношениях и взаимовлиянии человека и "камуи". Такое отношение к миру порождает мудрость и готовность защищать безопасность и здоровье себя и своих близких.

В традиционном доме айнов находится очаг: место для сидения каждого члена семьи, места для сна и хранения драгоценностей и ритуальных предметов четко определены. Исследователи утверждают, что в очаге никогда не затухал огонь. Благодаря непрестанному поддержанию огня земля прогревалась, тростник стен и крыши служил теплоизоляционным материалом, что помогало пережить суровые зимы.

В связи с освоением Хоккайдо айны испытывали много трудностей. Традиционный уклад жизни айнов стали рассматривать как "варварский", их обычаи были запрещены, под запрет попали охота на оленей и ловля лосося, которые до сих осуществлялись относительно свободно, кроме того айны насильно выселялись с мест своего проживания. В последнее десятилетие 19 века почти во всех городах и селах количество переселенцев значительно превысило количество айнов. Одновременно на них усилилось давление политики ассимиляции, отрицавшей традиционный уклад жизни народа айнов. Их заставляли принимать японские имена, носить такие же прически, как у японцев. В этих условиях в 1899 году правительство обнародовало акт об охране коренных жителей Хоккайдо. Однако содержание этого акта на деле лишь усиливало влияние японских обычаев и образа жизни.

В условиях изменения традиционного уклада жизни айны старались приспособиться к новой обстановке: во всех районах были люди, которые работали в сельском и рыбном хозяйстве; люди, которые создавали школы для того, чтобы дети могли получить нормальное образование; люди которые занимались общественной деятельностью по признанию прав на землю тех, кто изначально жил здесь. В 1910 годы айны стали активно выражать свою волю на японском языке: в газетах и журналах появились высказывания о необходимости борьбы с проявлениями дискриминации и предрассудками в отношении айнов, обсуждения будущего народа. Стали появляться сочинения айнов и издаваться журналы айнов на добровольных началах. С другой стороны, во время русско-японской войны и азиатско-тихоокеанских войн айнов также призывали в армию и многие айны были мобилизованы для поддержания войны.

Япония, победив в русско-японской войне в 1905 году, получила территорию Сахалина, и вместе с ним коренные жители острова айны перешли в юрисдикцию Японии. Однако позже Япония проиграла в войне и потеряла Сахалин. И многие айны переехали жить на Хоккайдо. К трудностям жизни до отъезда с Сахалина прибавилась необходимость строительства жизни на новом месте, на новой земле. После поражения Японии и благодаря демократизации айны начали общественное движение за охрану своих земель и жизненного уклада. Со второй половины 60-х годов минувшего века набирает силу дискуссии на тему пересмотра устройства общества и политики, пересмотра отношения к культуре айнов. Айны начинают записывать и сохранять памятники традиционной культуры, заниматься ей передачей.

Интересна экспозиция "Из предания одной семьи". Она посвящена вымышленной семье айнов: от лица мальчика — ученика младших классов ведется рассказ о том, как он слушает историю собственной семьи от бабушки и дедушки. Это позволяет в деталях почувствовать, как жили айны в разные эпохи, начиная с эпохи Мэйдзи (1868-1912 годы) до настоящего времени.

Автор
Автор

На сегодняшний день большинство айнов проживают на Хоккайдо вместе с японцами, на одной территории в разных его районах, начиная с Саппоро. Также, поступив в университет, трудоустроившись или заключив брак, многие айны уезжают в Токио, Осака и другие города и районы за пределами Хоккайдо. Одежда, еда, жилье современных айнов — их образ жизни ничем не отличается от подавляющего большинства людей, населяющих Японию.

Подход к осознанию современными айнами своей традиционной культуры и истории тоже отличается разнообразием. Есть люди, которые активно занимаются исследованием и передачей культуры айнов, всерьез желая передать ее будущим поколениям. С другой стороны, многие, хотя и не задумываются об этом в повседневной жизни, ценят собственную историю и культуру.

6 июня 2008 года японский парламент признал айнов самостоятельным национальным меньшинством — большой прогресс для страны, всегда отстаивавшей свою этническую однородность.

Для получения информации можно воспользоваться информационными листами на японском, китайском, корейском, русском языках. В научную библиотеку можно попасть, воспользовавшись лифтом Главного выставочного зала. Здесь можно заниматься исследованиями или воспользоваться информационно-справочными услугами библиотеки. Имеется зал для отдыха и смотровая площадка, откуда открывается замечательный вид на Саппоро, лесопарк и Монумент к столетию освоения Хоккайдо.

В настоящее время на Хоккайдо работает несколько интересных музеев, посвященных айнам, а в деревне Сираои воссоздана деревня айнов, где представители этого народа демонстрируют свое мастерство в национальных формах искусства и ремесел, сохраняются традиционные промыслы и культурные памятники малочисленной народности.

Подписаться на новости
Читать 4 комментария на forum.sakh.com