Лесной проект
Состоялся очередной Госсовет, на котором шла речь об импортозамещении.
Непосредственно о нем говорить не буду, обращу внимание лишь на фразу из комментария губернатора области Олега Кожемяко (на нее, кстати, обратил внимание не только автор этих строк) о том, что "сейчас мы очень заинтересованы и в развитии деревообрабатывающего производства. Ищем инвесторов, которые могли бы заняться развитием этого направления".
Многие, о которых уже шла речь, сразу вспомнили о том, что это направление уже давно развивает компания "БМ Сахалин", намеревавшаяся построить в Александровск-Сахалинском районе крупное деревообрабатывающее производство. Проект этот был объявлен приоритетным, инвестиционным и получил определенное бюджетное финансирование.
Из слов губернатора выходит, что ничего не получилось?
Тут, естественно, начались рассуждения о деятельности прежнего руководства области, в том числе инвестиционной. Кто-то утверждал, что ее не было вовсе, кто-то — что все было бездарно провалено.
Ситуация обычная: у сограждан либо короткая память, либо стремление — даже не в угоду новому начальству, а так, ради самоудовлетворения, — потоптаться на прошлом.
Поэтому совершенно коротко о прежних инвестпроектах. Впервые перечень "приоритетных инвестиционных проектов Сахалинской области" был утвержден распоряжением правительства Сахалинской области 28 октября 2011 года.
Здесь были развитие овощеводства в ЗАО "Совхоз Заречный" ("Красногорская заимка") — теплицы построены, сейчас предприятие взялось за новый инвестпроект — строительство крупной молочно-товарной фермы в Пензенском; строительство свинокомплекса на 12 000 голов в селе Таранай — комплекс построен и теперь намерен расширяться; строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с ледовым манежем ООО "Бриллиант" — "Арена-Сити" построена и теперь инвестор берется за строительство аквапарка.
Кроме того, в списке было строительство и реконструкция эксплуатационных скважин месторождения Одопту-море — тут, собственно, без комментариев, нефтяники знают, что делают: проект развития шахты "Ударновская" — здесь не вполне удалось, и области по сути пришлось брать шахту на свой баланс, но она работает.
И еще был проект технического перевооружения углепогрузочного комплекса в порту "Шахтерск" и увеличение объемов добычи бурого угля на Солнцевском месторождении на участке недр "Южный". По этому направлению тоже идет плановая работа. Более того — неделю назад в Москве на заседании правительственной подкомиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона были признанны приоритетными три проекта, в том числе инвестиционного проекта ООО "Восточная горнорудная компания" — по дальнейшему развитию Солнцевского месторождения, шахтерского порта и строительству 28-километрового конвейера от месторождении до порта.
Ранее компания намеревалась вести такой конвейер до мыса Изыльметьева, где в свою очередь собиралась строить новый порт. Но теперь вот решили переиграть. И в итоге добились финансирования от Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
Был в этом списке и проект "Комплексное деревообрабатывающее производство. Создание высокотехнологичного лесопильно-деревообрабатывающего предприятия с годовым объемом лесозаготовок 747 тыс. м3 и объемом переработки пиловочника 463 тыс. куб.м., в том числе пиломатериал лиственный (сухой) — 6,0 тыс. м3; элементы деревянного домостроения — 50 тыс. м3; пеллеты — 100 тыс. т; дрова населению — 29,0 тыс. м3; щепа технологическая — 100 тыс. куб м.". Оператором проекта была названа компания "БМ Сахалин". Это дочка хабаровской группы компаний "Бизнес-Маркетинг", которая с 1992 года занимается экспортом лесной продукции в страны АТР, с 1998 — реализует ряд проектов по лесопереработке в Хабаровском крае.
С того времени список пересматривался, расширялся, кое-что из нового, например, Технический институт СахГУ, газовые энергоблоки Южно-Сахалинской ТЭЦ-1, гидростроевский комплекс "Пирс в бухте Крабовая — холодильник в Корсакове — рыбоконсервный завод в Озерске" уже работают, некоторые в стадии реализации или проектирования.
Скажу по секрету: помните, как в июне после уничижающей критики Юрия Трутнева "за некачественное планирование социально-экономического развития, а также отсутствие какой-либо работы по созданию в регионе территорий опережающего развития" был освобожден от должности министр экономического развития Сергей Карпенко? Так вот: все, о чем он докладывал на том совещании, полностью осталось в инвестиционных планах области. Добавились только крупные инвестпроекты в сельском хозяйстве и рыбная биржа, но это уже не частная инициатива Олега Кожемяко, а государственный заказ. Еще ряд проектов был обозначен модным словом ТОР. А так — все что было, то и осталось.
А вот БМ-ский проект пока не получается. Хотя идея в принципе была неплоха. Расчетная лесосека, то есть количество леса, который можно вырубать в год без ущерба для окружающей среды, на Сахалине составляет 2,2 миллиона кубометров. Но введенные с 2008 года заградительные таможенные пошлины на круглый лес отрезали наш лесопромышленный комплекс от внешних рынков. С 2010 года экспорт "бревна" прекратился. К радости офисных защитников природы и беде жителей лесозаготовительных поселков, откуда ушла последняя работа. Лесопромышленники же лишились инвестиционного ресурса и возможности создавать что-либо новое.
В 2014 году было заготовлено 322 тысячи кубометров леса, или 15 процентов от допустимой ежегодной вырубки. Деловой древесины из этого количества было 222 тысячи кубометров. Ежегодно выпускалось 60-70 тысяч кубометров пиломатериалов — исключительно для узкого внутреннего рынка, и стоил этот пиломатериал, как и всякая "ручная работа", недешево. В нынешнем году: "Успехом в работе островных лесопромышленников можно назвать то, что им удалось выпустить больше готовой продукции. Так, пиломатериала было изготовлено 76 тысяч кубометров (в прошлом — 69 тысяч кубометров)".
Словом, когда удалось вызвать интерес крупной материковской компании к сахалинскому лесу, тем более к его переработке, это было принято на ура.
Однако далее началась "политика". Место строительства нового завода — Александровск-Сахалинский — сразу вызвало недоумение у старых работников отрасли. Возможные к промышленной вырубке лесные ресурсы остались только на севере острова — в Охинском, Ногликском районах, немного в Тымовском, Смирныховском, на севере того же Александровского. Но все они находились очень далеко от предполагаемого лесозавода. На одной перевозке "бревен" можно было бы разориться. А вывозка готовой продукции? Александровский порт? Но он практически полностью разрушен и занесен песком. Куда логичнее было ставить производство у железной дороги в Тымовском или Ногликском районах.
Словом, логистика была совершенно никуда, однако, повторюсь, началась чистая "политика". Нужно было хоть как-то обозначить перспективы Александровск-Сахалинского, где нет уже ничего, кроме истории, которая, как выяснилась, не кормит.
Изначально заготовку леса планировалось начать в 2012 году. Но из-за значительного падения цен на экспортных рынках лесопродукции, в том числе в юго-восточной Азии, не получилось. Впрочем, проект понемногу продвигался — в "бумажной" своей части. Были заключены договора аренды лесфонда, сформировано техзадание на проектирование объездной технологической дороги от площадки завода (земля уже отведена) к морскому порту, разработаны технические требования к дороге общего пользования Александровск-Сахалинский — Хоэ, ремонт и реконструкция которой была определена в то время в 300 миллионов рублей, разработан проект магистральной лесовозной дороги. Ну и шел поиск инвестора, который бы согласился вложить деньги в это дело, поскольку сам "БМ Сахалин" готова была выступить лишь оператором проекта.
К нынешнему году удалось только возобновить экспортные поставки леса. В феврале с Сахалина через Холмск впервые за много лет ушла первая партия — 4 тысяч кубометров. За первое полугодие было отправлено 25 тысяч кубометров леса на 2 миллиона долларов. Но это все, чего удалось добиться за 5 лет.
Все остальное осталось только в "протоколах намерений". Например, в начале сентября прозвучало: "Китайская компания вложит 7 млрд. рублей в деревообрабатывающий проект на Сахалине. Соглашение между компанией "БМ-Сахалин" и "Дальневосточной строительной компанией 24 бюро китайской железнодорожной строительной корпорации" подписано 5 сентября в рамках Восточного экономического форума. Завод рядом с Александровском-Сахалинским планируют построить за два года, еще за пару лет — выйти на проектную мощность. В результате там будут производить 150 тыс. тонн сухого пиломатериала, 50 тыс. тонн клееного бруса и 100 тыс. пилет (топливных гранул) в год. Это будет безотходное производство, рассказал член совета директоров "БМ-Сахалин" Александр Пудовкин".
То, что кубометры перепутаны с тоннами, ладно. А вот то, что поиск инвестора по-прежнему продолжается, это уже серьезно настораживает. Впрочем, то же самое можно сказать и про "морской биотехнопарк", кстати. О нем тоже говорят уже не один год...