16+

Дальневосточные древности

Weekly, Южно-Сахалинск, Оха

В средневековой истории Сахалина много белых пятен, а оттого занимательнее и интереснее каждый новый найденный предмет.

1

Сахалинский областной краеведческий музей — один из ведущих научно-исследовательских и культурных центров Сахалинской области и Дальнего Востока. Основан в 1896 году в п. Александровском. В этом году научная общественность отметит 120-летний юбилей замечательного учреждения, который ведет исключительно важную работу по  изучению самобытной истории и культуры Сахалина.

Результаты исследований публикуются в российских и зарубежных, а также в двух музейных изданиях — "Вестник Сахалинского музея" и "Известия Института наследия Бронислава Пилсудского".

В номере №19 "Известий" за 2015 год в статье "К нивхам северного Сахалина" Альфреда Ф.Малевича, доктора филологических наук, профессора университета им. Адама Мицкевича в Познани и Университета Коперника в Торуни (Польша), и М.М.Прокофьева, этнографа, старшего научного сотрудника экспозиционно-исследовательского отдела Сахалинского областного краеведческого музея изложены краткие итоги поездки из Южно-Сахалинска в Москальво 23 сентября — 1 октября 2014 года.

Путевые наблюдения связаны с посещением традиционных мест проживания нивхов, расположенных в северной части острова  — в Охинском районе. В приложении к статье представлена фотография М.М.Прокофьева бронзовой пластины со "средневековым лунным? календарем", датируемая началом 1 тысячелетия н.э. (знак вопроса поставлен самим исследователем — прим. автора), сделанная во время этой поездки в музее при Центре Кыхкых (Лебедь) в Некрасовке.

Изображение на снимке напомнило мне прошлогоднюю поездку в Приморье, связанную с изучением культуры чжурчжэней, которые, как известно, во второй половине 13 века с началом эпохи глобализации приходили на Сахалин.

В Приморье на территории Краснояровского городища мне попал в руки предмет, аналогичный изображенному на фотографии, точнее его обломок, которому я, имея некоторую историческую подготовку, нашел тогда, как мне кажется, подходящее объяснение...

Но обо всем по порядку.

2

Удобная сопка в пяти километрах от Уссурийска на берегу реки Раздольной (Суйфун) неоднократно привлекала внимание людей, как в первобытную, так и в средневековую эпохи. Археологам хорошо известно, что здесь находилась чжурчжэнская крепость и город Кайюань (Краснояровское городище) — Верхняя столица государства Восточное Ся.

В начале 13 века народ чжурчжэней насчитывал более шести миллионов человек... Армия могла составлять не менее миллиона солдат. Контролировать огромную территорию, которую занимала Цзинь в то время, можно было только посредством сильной армии.

Поэтому в государстве и развивалось военное искусство. На северо-западных границах чжурчжэни создали систему горно-равнинных укреплений. Она включала в себя сложные многокилометровые (1500 -1700 км) сооружения, состоящие из ряда пограничных постов и крепостей.

Р. Раздольная (Суйфун) в районе Краснояровского городища
Р. Раздольная (Суйфун) в районе Краснояровского городища
Средневековая дорога, ведущая в  Краснояровское городище (XIII век)
Средневековая дорога, ведущая в  Краснояровское городище (XIII век)

На Суйфуне чжурчжэни строили укрепления преимущественно на сопках (естественная преграда) и усиливали искусственные препятствия (высокие валы, рвы, башни). Кроме земляных, в городищах были и деревянные оборонительные сооружения, в виде палисада из бревен или жердей, вкопанных вертикально в землю. В канун монгольского вторжения возводились новые крепости со сложными фортификационными сооружениями с максимальным использованием защитных свойств рек, болот, сопок и гор, на путях возможного продвижения войск неприятеля.

Среди пионеров-исследователей Дальнего Востока, оставивших нам не только этнографические данные, но и обративших внимание на археологические древности Дальнего Востока, крупный советский археолог и академик Сибирской академии РАН Алексей Павлович Окладников.

Он начал работать в Приморье с 1953 года во главе Дальневосточной археологической экспедиции и почти тридцать лет работал в крае. Замечательным источником по истории древних культур Дальнего Востока является книга А.П.Окладникова и А.П.Деревянко "Далекое прошлое Приморья и Приамурья" (1973).

В тайны наиболее интересных древних металлических зеркал, которые являются "продолжением окружающего мира", найденных во время раскопок в 1993 году посвятил Э.В.Шавкунов, который начал работать с С.П.Окладниковым будучи еще студентом. Как объект научного исследования зеркала впервые привлекли внимание археолога в 1953 году, когда после сильного наводнения, вызванного пронесшимся над Приморьем очередным тайфуном, потоками воды на одном из участков колхозного поля вблизи деревни Хмельницкой был смыт толстый слой почвы и обнажен зарытый некогда, очевидно чжурчжэнским шаманом, клад из девяти бронзовых зеркал. Любопытна докторская диссертация Э.В.Шавкунова "Культура чжурчжэней — удигэ и проблема происхождения тунгусоязычных народов Дальнего Востока" (1984).

Помимо дальневосточников на территории округа в 1960-70-е года работали археологи из других отделений РАН. Так, на Краснояровском городище работал М.В.Воробьев (Ленинград). Результатом его работы стала монография "Чжурчжэни и государство Цзинь" (X в. — 1234)". В книге, подготовленной по материалам письменных и археологических источников, рассматриваются вопросы происхождения чжурчжэнского этноса, многие стороны политической истории, общественной организации, хозяйственной жизни до и после образования империи Цзинь, взаимоотношения чжурчжэней с другими народами империи и с окружающим миром.

В 1995 году Приморской археологической экспедицией Института истории, археологии и этнографии народов ДВО РАН были начаты исследования Краснояровского городища по программе "Сохранение археологического наследия Российской Федерации".

В настоящее время это самый исследуемый и посещаемый туристами археологический памятник. Перспективный план исследования включает два направления: 1) сохранение памятника, т.е. в первую очередь работы проводятся в зонах хозяйственного и природного разрушения памятника, а также в местах порчи культурного слоя браконьерскими шурфами; 2) научное исследование, в которое входят вопросы, связанные с причиной возникновения, становления и развития горных городищ на территории Приморья, их функционального назначения, внутренней планировки, фортификационных особенностей.

Свою лепту внесли ученые и студенты Дальневосточного федерального университета. Несколько памятников выявлено студентами-историками, в том числе во время выездов "на картошку".

— Подъемного материала еще хватает по огородам, кто-то отдает исследователям, кто-то нет... вместе с руководителем клуба юных археологов "Резерв" (Уссурийск) Александром Мезенцевым, с которым мы идем по главной дороге средневекового города.

Рассматриваем спутниковый снимок Краснояровского городища. Оно выглядит огромным равнобедренным треугольником. По свидетельству археологов, это наиболее эффективное городище из существовавших когда-либо на территории Приморья. Оно занимает площадь в 180 га и построено по всем оборонительным канонам, сформировавшимся в глубокой древности. Длина крепостных валов составляет 8 км, высота до 5 м.

На территории городища располагается село Утесное (до 1972 года Суйфунское). Валы 12-13 веков вскрыты в некоторых местах — в них проделаны проезды к домам. И здесь чжурчжэнскими инженерами использовался способ ханту. Грунты с органическими примесями и насыпные грунты по своим механическим свойствам — слабые грунты.

Естественным основанием городища являются супесчанные почвы со значительным преобладанием песка над глиной. Поэтому они плохо сохраняют структуру. Почва шевелится, растаскивает валы, по сторонам меняя первоначальное положение валов — растирая и сминая. Поэтому чжурчжэни их уплотняли и подсыпали неоднократно, доставляя грунт с речных долин...

— Прослоечки могут означать временные рамки строительства, периоды, когда валы досыпали, делали выше.

Кроме того, супесчанные почвы слабо удерживают влагу и вообще создают менее благоприятные для растений физические условия. Если судить по фотографиям начала 20 века, сопка была лишена всякой растительности. Под верхним слоем практически чистый песок. Такой грунт легко развеивается, а обувь и одежда пылится.

— Основной вал, как в Пекине, только не облицованный кирпичом. Может быть, если бы монголы не разбили чжурчжэней, они бы тоже их облицевали кирпичами.

Рвы, окружавшие крепостные стены, глубоки и сегодня.

— С водой рвы выглядят более живописно, что бывает после сильных дождей.

Между деревьями ходят куры, тянутся заборы частных владений. В Утесном стоял кирпичный завод. Половина старого Уссурийска построена из кирпича, изготовленного здесь. Завод был построен еще до революции и занимал территорию частично за городищем, а частично — внутри него. Осталась лишь труба печи для обжига кирпичей.

Здесь же располагалась военная часть. Одно из брошенных военными и более или менее сохранившихся зданий предполагается использовать под музейно-просветительский комплекс — филиал Музея Уссурийского городского округа. Здание передали, землю же пока нет. Здесь предполагается устроить выставочный зал, проводить учебные экскурсии по городищу. Музейный комплекс может стать еще одним специфическим центром научных исследований, направленных на изучение предметов древнего прошлого Приморья, обладающих исторической ценностью, на городище. Рабочее название проекта "Царь-град" (столичный город).

Здесь в 1991 году на юго-западной стороне сопки на одном из огородов житель села Утесного Геннадий Николаевич Глушко нашел и передал резервовцам чжурчжэнский цельнокованый шлем. До сих пор находили прямые, пластинчатые. Место, где нашли первый шлем, раскопали. Были найдены утраченные к настоящему времени кость и череп, а также железные панцирные пластинки, лавролистный наконечник копья, долотовидные наконечники стрел. Изображение шлема было опубликовано, но из-за плохой сохранности находки полную его реконструкцию сделать не удалось.

— Пацанята играли в футбол, увидели в песке "железку"..., — рассказывает Геннадий Глушков, которого мы встретили в этот день. Он занимался ремонтом хозяйственных построек.

— Все, что нахожу, кладу на видное место, чтобы передать при случае на общую пользу.

В 1994 году на том же месте и при тех же обстоятельствах резервовцами здесь были найдены остатки жилища и еще два шлема. Их расчистку произвел А.В.Мезенцев. В настоящее время шлемы хранятся в фондах музея Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока.

— Нам удалось зафиксировать все детали, относящиеся к шлемам. Он может показаться кому-то тяжелым. Но если представить, что в него летели стрелы, на него падали камни, и куски дерева, наверное, он не покажется таковым, — рассказывает Александр.

— Подождите, — вдруг окликает нас Геннадий Николаевич, когда мы уже отправились к автомобилю. — Вспомнил, по весне на огороде лопатой поднял вот этот предмет — возьмите, если интересно...

Принимаю с благодарностью обломок металла, плохо понимая, что за предмет неожиданно оказался у меня в руках... Коллективное обсуждение не приносит результата...

Только уже на Сахалине после возвращения с материка за письменным столом нахожу ответ. Обломок явно был частью предмета круглой формы, назначение которого мне еще предстоит выяснить... Мысль прорисовать недостающие детали возникла где-то на уровне подсознания. Возможно, всплыли образы предметов, хранящихся в музеях Приморья.

Хватаю карандаш, и тут же делаю контур предмета, затем переместив его по кругу, очерчиваю его вновь — и так шесть раз. Получилось что-то вроде кольца лыжной палки, диаметром — 20 см, которыми я и мои сверстники пользовались в 70-80-е годы минувшего века.

Места разломов хорошо фиксируются, не оставляя сомнение в истинной конфигурации предмета, частью которого является найденный металлический железный обломок. По периметру просматривается орнамент, представляющий собою цепочку чередующихся равновеликих ромбов и окружностей, как будто вдавленных в металл. Такой же, но не столь крупный орнамент, нанесен на поверхности внутреннего обвода.

Одна сторона "кольца" гладкая и как будто соприкасалась с каким-то другим предметом, дополняя или украшая его. Таким предметом мог быть, например, чжурчжэнский щит...

Впереди видны выступающие вперед ребра жесткости, о которые возможно "спотыкались" сабли неприятеля. Вероятно, на этом этапе размышлений я должен был остановиться, но...

В книге "Далекое прошлое Приморья и Приамурья" неожиданно для себя нахожу изображение солярной бляшки Троицкого могильника, размещенное академиком А.П.Окладниковым на страницах своей книги. Оно удивительно точно повторяет угаданное мною внешнее очертание предмета и демонстрирует недостающее звено — его центральную часть — малый круг с расходящимися в стороны лучами. Находка сделана Амурским отрядом Института истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР при раскопках Троицкого могильника на реке Белой — притоке реки Зеи, в Амурской области в районе Благовещенска в начале 70-х годов (раскопки Е.И.Деревянко).

Как сообщается в публикации Евгении Ивановны Деревянко — ученицы А.П.Окладникова, в погребальном инвентаре найдено большое количество керамики, бытовые вещи, конское снаряжение, украшения, предметы вооружения, а также "бляшки, пряжки и наконечники ремней от широкого наборного пояса мохэского воина из бронзы и серебра".

Вывод ученого еще более увлекателен: "В целом, инвентарь характерен для мохэских племен VI-VII н.э. и имеет аналогии в памятниках чжурчжэнского времени и у современных тунгусских народов Дальнего Востока, что свидетельствует о генетической связи мохэ, чжурчжэней и современных народов Дальнего Востока (нанайцев, ульчей)". Кроме археологических материалов в основе заключения лежат данные антропологии и этнографии коренных амурских народов, а также данные письменных источников. Солярный культ (лат. solaris — colaris — солнечный) — культ, связанный с почитанием одного из главных светил — Солнца, распространенный среди земледельцев и скотоводов, начиная с неолита до начала 2 тысячелетия.

В прикладном искусстве разных веков идея суточного движения Солнца как источника тепла, света получило у каждого народа свое название и олицетворялось в различных символах и образах. Неизменный порядок, в котором солнце совершало свое дневное и годичное течение, нашло отражение в виде множества солярных знаков. Солнце изображалось в виде диска, колеса с лучами или без них, в виде креста в круге, четырехугольника с точкой в центре, символизирующей мировую ось.

Реконструкция предмета, найденного на территории Краснояровского городища, сделанная автором (2015)
Реконструкция предмета, найденного на территории Краснояровского городища, сделанная автором (2015)
Солярная бляшка Троицкого могильника на р. Белой Амурской области (А.П.Окладников, А.П.Деревянко, 1973)
Солярная бляшка Троицкого могильника на р. Белой Амурской области (А.П.Окладников, А.П.Деревянко, 1973)

Получается, что обломок диска, найденный на территории Краснояровского городища, свидетельствует о том, что солярные диски были унаследованы чжурчжэнями от их предшественников и предков — мохэских племен, видевших в них символ солнца  — как главного природного светила, дающему жизнь всему на земле, а позднее олицетворявших собою у разных народов власть, победу, закон и справедливость...

И все же возникает еще один вопрос: "Почему бляшки, найденные в разных местах, сломаны"? Ведь бляшка, которая хранится при центре Кыхкых (Лебедь) из Некрасовки также разломана. И здесь снова на помощь приходит А.П.Окладников: "Как правило, вещи в могильных комплексах мохэ повреждены: у сосудов пробито дно, железные мечи сломаны. Это значит, что вещи "умерщвлялись", чтобы их души шли в страну мертвых вместе с душою умершего человека, их хозяина".

Высока вероятность, что бляшки  — и найденная Е.И.Деревянко, и другая, часть которой оказалась у меня, а теперь и некрасовская "пластина" — сломаны преднамеренно, а не пришли в негодность в результате физического воздействия, не связанного с ритуалом погребения. Если учесть, что в непосредственной близости от места, где был поднят обломок диска, резервовцы подняли "плохо сохранившийся" цельнокованый шлем, а также ныне утраченные кость и череп, что свидетельствует о том, что здесь, на юго-западной стороне городища, находилось ни что иное, как погребальный комплекс...

И еще несколько аргументов в пользу этой версии. Исследуя погребальные обряды мохэских племен А.П.Окладников приводит в пример могильник в Найфельде где захоронению подвергались не трупы умерших, а отдельные и разрозненные останки. "При раскопках найдены только единичные кости: бедренные, берцовые, череп. Кости людей приносились сюда должно быть после того, как труп истлевал и костяк распадался. Это свидетельствует о существовании повторного захоронения, широко распространенного у различных народов Сибири до недавнего времени: тела умерших клали на специальные помосты или деревья. После того как помосты сгнивали и падали, кости собирали и хоронили в земле".

В Найфельде для такого повторного погребения костей умерших сородичей в чистой супеси и песке выкапывалась неглубокая яма. В нее вместе с костями ставили глиняные сосуды, очевидно, наполненные пищей. В могилу помещали остатки погребального инвентаря: панцирные пластинки, украшения, изредка наконечники стрел и ножи...

К слову, у мохэсцев существовал обычай закалывания коня на могиле его хозяина. Конь, по представлению мохэсцэв, должен так же верно служить хозяину после смерти, как и при жизни. Позже они были заменены их антропоморфными изображениями...

Если следовать вышеизложенной версии, у села Некрасовка Охинского района вслед за солярным диском могут быть сделаны новые неожиданные находки... надо только постараться.

Интересная все-таки штука — археология...

3

Сравнивать столичный город с провинциальными городками — дело неблагодарное, а все заключения, касающиеся сходства или различия крепостных стен или найденных предметов, могут носить лишь приблизительный характер... Тем не менее посещение Краснояровского городища, а также некоторые документальные свидетельства позволяет говорить о Крильонском городище, остатки которого находятся на юго-западном побережье Сахалина, как о части единой оборонительной системы Золотой империи, которая вкупе с другими фортификационными сооружениями острова обеспечивала функционирование целостного, хорошо отлаженного социального организма, расположенного между Китаем и Тихим океаном...

Со стороны Суйфуна (Раздольная) — важной транспортной артерии империи, находилась портовая зона чжурчжэнской крепости — что-то около семи га. По свидетельству А.П. Окладникова, река раньше протекала непосредственно под сопкой, позже отступила на 400 метров. Местность заболачивается. Видна линия канала, соединявшая порт с рекой с зарослями ивы — по нему приходили к цитадели суда, а также фрагменты окружавшего порт вала. Лодки и иные суда являлись распространенным средством передвижения в этих местах. Причальные стенки средневекового города в настоящее время прямо под дорогой.

Кораблестроение и морская внешняя торговля играли заметную роль в сбыте товарной продукции в обмене товарами. Этому способствовало географическое расположение государства и наличие удобных выходов к морю. Интенсивно шли и речные перевозки, обеспечивающие внутрихозяйственные потребности. В целом в Цзинь была хорошо налажена воднотранспортная система, имевшая большое значение для хозяйственной экономической и военной жизни государстваю Активно обустраивались государственные дороги. На сухопутных и речных трассах располагались постоялые дворы и почтовые станции. Государством была введена система надзора за дорогами, станциями, постовой и курьерской службой.

Преуспели они и в технике плавки и обработки металлов цветных и черных, применяя для этого каменный уголь и химические реактивы. На высоком технологическом уровне шло производство строительных материалов (кирпич, черепица), которые шли на строительство правительственных учреждений и дворцов, в которых размещались крупные военачальники или государственные сановники, призванные вершить власть и защищать своих подданных. В Приморском государственном объединенном музее имени В.К.Арсеньева во Владивостоке хранятся найденные здесь скульптурные детали черепичной кровли дворцовых зданий, храмов, парадных арок из обоженной глины.

Открытие пороха и развитие механики давало чжурчжэням большие преимущества.

Во время осады применялись тяжелые катапульты с рычагами, метавшие огромные камни на расстояние более ста метров, осадные башни с катапультами и самострелами, крытые подвижные проходы, тараны с железным концами для разрушения стен, подкопы для мин...

На валах целый арсенал — скопления базальтовых ядер различных размеров, для камнеметных машин. Каменный град поражал противника, ломал крупы лошадей и защитные коридоры противника в случае нападения. Следы одного из камнеметов были обнаружены Приморской археологической экспедицией. Для защиты входных ворот был выстроен редут. В нем археологи обнаружили останки караульного помещения, оснащенного каном с четырьмя дымоходами, кухней и "оружейкой"... Редуты позволяли убрать "мертвую" зону и расстреливать нападающих со всех сторон.

Вступаем во Внутренний город. Это почти 37 га (из 180). Здесь находился начальник области (губернатор), располагались правительственные учреждения, дворцы (своего рода элитный район) с отдельным входом и системой охраны. В ведении правителя находилась палата мер и весов, где были найдены гири в виде дисков и квадратные чжурчжэнские печати — ими заверяли государственные документы, необходимые для жизнеобеспечения города (бюрократии еще не удалось избежать никому).

А.П.Окладников отмечал: "Чжурчжэни заметно выделялись из числа своих более отсталых северных соседей. Они, несомненно, многое унаследовали от бохайского времени. Неудивительно поэтому, что чжурчжэни смогли не только быстро возвыситься, но и создать сложный государственный аппарат, собственную письменность и литературу".

Госслужба нуждалась в образованных людях для ведения гражданских дел. Потребность в образованных чиновниках была столь велика, что к экзаменам, позволявшим получить чин, допускались все мужчины независимо от сословий. Особую ценность для государственной службы имели люди с университетском образованием. При высших учебных заведениях печатались книги для учащихся на китайском и чжурчжэнском языках. К государственным наукам относились история, натуральная философия, астрономия, служба времени, география, горное дело, медицина, фармакология, агротехника. Во времена войны с киданями и Китаем книги были в числе трофеев. Чжурчжэни опустошали не только книгохранилища, но и забирали мастеров-печатников. О грамотности большей части населения Цзинь свидетельствуют археологические находки. Большое количество предметов быта, найденных при раскопках, имеют подписи мастеров, изготовивших их.

Здесь жили кузнецы, плавильщики, оружейники. В производственной зоне археологами была обнаружена металлургическая плавильная печь, а с нею куча металлолома, а также латная мастерская. Применяется консервация археологических находок на месте...

Под ногами душистый клевер, полынь. Широко раскинулся дубняк, Воздух напоен запахом травы. Цветут ирисы. После хороших дождей грибы лезут — маслята и сыроежки.

На речном склоне сохранились средневековые колодцы, искусственные водоемы и водопойные площадки для животных. Они обвалились и проросли осокой, но в них по-прежнему есть вода. Наличие источника на территории городища было исключительно важным обстоятельством при выборе места для их размещения... Видны контуры первой крепости, откуда шло ее расширение вглубь сопки.

Достигаем места, где находился буддийский храм колоннадного типа. Его раскопки проводились сектором средневековой археологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. Был ориентирован по традиционной для буддийских храмов линии запад-восток (или по Полярной звезде к морю). Родоначальной же религией чжурчжэней был шаманизм. На появление буддизма на территории Приморья сказалось влияние киданей, а возможно, бохайцев. К буддизму благожелательно относились ранние чжурчжэнские императоры, и это позволило буддистам получить государственную поддержку.

Хорошо просматриваются западины на месте жилищ рядовых чжурчжэней. Они представляли собой деревянные полуподземные постройки с дверью, обращенной на юго-восток ("снег раньше таял, теплее"). Ямы покрывались деревьями, а сверху засыпались землей.

По свидетельству того же Геннадия Глушкова в Утесном преобладают сильные ветра: "Все выдувает...". Холодный климат страны заставлял людей заботиться о максимальном утеплении жилища, поэтому оно наполовину уходило в землю. Дверь полуземлянки чжурчжэни утепляли травой или паклей, а внутри вдоль стен устраивали сложную, но удобную отопительную систему из центрального очага и лежанок, по которым циркулировал теплый дым и воздух. Посреди жилища, перед входом, а также, очевидно, по углам стояли столбы, на которые опирался каркас крыши.

В сильные холода рядовые члены рода одевались в шерстяную одежду и шубы из шкур лошадей, коров, свиней, баранов и собак. Они шили также халаты из рыбьей и змеиной кожи. Это старая национальная одежда чжурчжэней, приспособленная для холодов при жизни и работе в тайге и горах. Вместе с тем родовая аристократия — племенные и родовые вожди, а также члены их семей зимой одевались в шубы из меха соболей, лисиц и белок или в теплые шелковые халаты на подкладке.

— Непосредственно перед нападением монголов все селения отсюда вытащили...

Выемки в травянистых склонах в отличие от выверенных в размерах и местоположении раскопках археологов, свидетельствуют о визитах черных копателей, которые серьезно нарушают культурный слой.

— Сами браконьеры не роют. Придут с металлоискателями, обозначат вешками места, и туда где земля отозвалась, пацанов засылают... "Мы что, мы ничего, играем...", — говорят те, когда их останавливаешь, — рассказывает Александр Мезенцев. — Не останавливает браконьеров то, что за нелегальную археологию им грозит штраф до пяти миллионов рублей, а в случае серьезных преступлений копатели могут получить до шести лет лишения свободы. Особым спросом у черных копателей пользуется оружие, культовые предметы и бронзовые зеркала и печати, поскольку они являются символом государственной власти и сделаны из бронзы.

Военная подготовка являлась неотъемлемой частью. Неслучайно существовал класс потомственных военных, а в столицы переселялись наиболее отличившиеся храбростью войска. На территории Краснояровского городища с высокой степенью вероятности были площадки для тренировки и состязаний в верховой езде и стрельбе из лука, характерные для населения азиатских стран того периода. В японских хрониках, например, сохранились записи о том, что прибывшие в Японию бохайцы, культуру которых унаследовали чжурчжэни, принимали участие в матче с японцами по конному поло — это когда азартные всадники носятся по полю и бьют деревянными клюшками по деревянному мячу, стараясь загнать его в ворота соперника.

— Откуда началось нападение на крепость, пока трудно сказать. Возможно, взятию крепости предшествовала длительная осада... Это была хорошо спланированная операция, — рассказывает Александр.

Планомерности и обдуманности действий потомков Чингисхана могли бы позавидовать многие полководцы современности...

P.S. Сегодня на территории Приморья известно около пятидесяти археологических памятников, относящихся к временам Золотой империи чжурчжэней. В Уссурийске и в радиусе 50 км от него — три уссурийских городища (Южно-Уссурийское и Западно-Уссурийское, Краснояровское), а также Ананьевское, Борисовское (ранние чжурчжэни), Зареченское, Константиновское, Новогеоргиевское, Старореченское, Новоникольское городища. Как правило, археологи называют городища по ближайшим населенным пунктам, а если их два и более — еще и присваивают порядковый номер. Причины появления городищ — военная опасность. Малые городища, продолжают активно выявляются до сих пор, в то время, как открытие новых средних городищ является редкостью, а больших — сенсацией.

Думаю, что и Сахалин, который, как достоверно установлено, определенное время находился на периферии чжурчжэнской цивилизации, в этом отношении еще далеко не исследован.

Новости по теме:
Подписаться на новости