Гора Бернизет. Сахалин.Инфо
16+

Гора Бернизет

Туризм, Weekly, Южно-Сахалинск

Сахалин — крупнейший остров России, ведь это о чём-то говорит. Ещё есть множество уголков, интересных и красивых мест на Сахалине, где я до сих пор не побывал. И сейчас я разрабатываю для себя всё новые и новые маршруты по нашему острову на перспективу. Если же на картах и по отзывам туристов узнаёшь о новых местах, которые стоит посетить, то в первую очередь выбираешь такой маршрут, по которому можно обернуться за один день рейсовым транспортом.

Вот и мы вдвоём в декабре 2007 года, пока ещё выпало мало снега, оказались в Яблочном, в первый раз прогулявшись по долинам рек Яблочной и Целебной. На обратном пути увидели высокую гору, резко возвышающуюся над окрестными низкими сопочками. Это и есть гора Бернизет.

Стали узнавать информацию о ней да разглядывать подробные карты, где она изображена.

"Бернизет — гора, расположенная вблизи села Яблочное (Садовники) Холмского района Сахалинской области. Ее высота — 573,4 м. Это самая высокая точка Холмского района.

В 1787 году французский мореплаватель Лаперуз исследовал Татарский пролив и назвал эту вершину в честь одного из участников экспедиции, выдающегося ученого — географа Бернизе (Bernize). В 1787 году Бернизе погиб у острова Ваникоро при кораблекрушении вместе с другими членами экспедиции".

Почему же она по высоте и характеру резко отличается от окрестных гор? Может, это потухший вулкан? Геологи объяснили — нет, она возникла в результате экструзии. И всё-таки: почему же окружающие её горки значительно ниже её? Пока не знаю.

Возникла мысль: побывать если не на её вершине, то хотя бы подняться по склону, насколько это возможно. Даже с побережья невооружённым глазом видно, что её западный и южный склоны затянуты бамбуком. Остаётся северный склон, на нём зарослей светолюбивого бамбука не бывает. Далее со склонов горы стекает ряд ручьёв, впадающих в Татарский пролив между Садовниками и Пионерами. Выше по течению одного из ручьёв расположен карьер, к которому ведёт дорога — это должно облегчить продвижение к подножию горы.

Впоследствии я узнал, что та гора регулярно посещается туристами из Холмска. Им-то проще: в самом деле, если нет личного транспорта, то можно воспользоваться автобусами до Садовников — Костромского, либо же поездами до Чехова — Томари, чтобы выехать из Холмска рано утром и вернуться поздно вечером. Но как быть жителям Южного? Наверно, лучше искать оказию. Наконец такая оказия подвернулась!

***

Зимой 2014 года я узнал, что общественная организация по туризму "Адреналин" организует восхождение на гору Бернизет, так, чтобы обернуться за 1 день. Это восхождение было намечено на субботу 22 февраля. Что ж, в это время года бамбук под снегом, и можно пройти по любому склону горы.

Но накануне 17-18 февраля прошёл мощный циклон, который вызвал в Южном сильную метель. Понятно, что в течение нескольких дней после метели снег всегда глубокий, по которому далеко не уйдёшь, пусть он осядет, на что уходит, как правило, неделя. Но как же циклон проявил себя в Холмском районе? Задал вопрос на форуме. Выяснилось, что он обрушился на Чехов, завалив его снегом, а вот на Холмск и Яблочное он влияние не оказал. Что ж, в путь!

Организация "Адреналин" при большом количестве участников похода обычно заказывает автобус. Но тут было заявлено 10-15 человек, и решили обойтись личным транспортом, а если у кого-то его нет, то рассаживать на свободные места. За несколько дней до выезда пошло распределение туристов по экипажам, которое у "Адреналина" выглядит так:

А: Хочу поехать, но нет транспорта.

Б: Тоже хочу поехать, но нет транспорта.

В: Хотим поехать, но не на чем, нас двое.

Г: Еду, есть 2 свободных места.

Администратор: Г, забирай А и Б.

Д: Еду, есть 3 свободных места.

Администратор: Д, забирай В, их двое. Впоследствии ещё одного подсажу.

Любо-дорого! Это образец для организации подобных поездок! Тут уж я спокоен, и при желании уехать всегда можно. Но... Когда стартовали из Южного 22 февраля равно утром, несколько пассажиров не явились к месту сбора. В результате мы с Александром ехали на его мини-вэне вдвоём. Итого нас было 10 человек.

В походе принял участие мой старый знакомый Игорь Подковыров. Уж когда идёшь с ним по незнакомой местности, всегда спокоен! Он сам по образованию геодезист, несколько лет работал маркшейдером и топографию знает великолепно. Предварительно он всегда проложит несколько вариантов маршрута по различным картам, в том числе спутниковым, разглядев на них даже самые мелкие детали местности. Разумеется, и я взял навигатор, по ходу маршрута записав его трек.

Высадились в Садовниках возле одной дачи, её хозяин — знакомый организаторов. Он визуально показал нам рациональный путь от того места до горы, а как возвращаться — будем определять по обстановке. Вышли пешком в 9:40.

Обстановка была такая. Свежий слой снега глубиной примерно 10 см, под ним крепкий наст. У меня снегоступы рамные, предназначенные больше для ходьбы по глубокому снегу на ровной местности, но самое главное — длиной 80 см, то есть под мой вес с экипировкой. Абсолютно все участники похода были на снегоступах: брать с собой лыжи и борды было запрещено организаторами во избежание схода лавин.

Привожу ряд своих фото с того похода. Поднявшись на близлежащий бугор высотой 177 м, мы увидели такую панораму.

До самой горы было ещё далековато.

Начались складки местности. Обойдя локальный бугор, свалили в каньон с крутыми склонами. И я на спуске врезался в снег по колено! Но один из участников похода, Дмитрий, взял с собой небольшую лопатку и с успехом откопал мои ноги. Какой молодец, предусмотрительный!

Наш путь лежал всё время на северо-восток. После каньона склон долгое время был пологий, пока не подошли к подножию горы.

И тут началась крутизна! Угол склона всё более и более увеличивался. В результате за считанные сотни метров до вершины мои снегоступы отказали: шипов для преодоления крутого склона с твёрдым основанием было недостаточно.

Основная масса пошла вперёд. Связался с одним из участников похода. Они уже были наверху. Тот говорит: "Если смотреть на вершину, перемещайся по горизонтали влево, пока не достигнешь гребня с крутыми склонами, тянущегося вверх и вниз. На том гребне — площадка, там и отдыхай, пока мы не спустимся". Я так и поступил: благо свежий слой снега меня хорошо стопорил. Добрался до той площадки, чуть выше её — вершина.

Зимой я, как правило, беру с собой в поход раскладную табуретку, которую используют рыбаки. В рыбацких магазинах имеется много их моделей — я выбрал наилегчайшую по весу. Даже если снег глубокий, я наловчился ставить её на края снегоступов: в любом месте сиди да отдыхай! Что я и сделал на площадке.

Вскоре ко мне спустилась основная масса участников. Наш дальнейший путь был на северо-запад в сторону карьера: таким образом, наш маршрут получился круговым, против часовой стрелки. В результате, спустившись по крутому склону сидя (это на снегоступах-то!), мы сбросили 200 метров высоты.

Попали в неглубокий каньон. Чтобы подняться на его противоположный склон, надо было преодолеть около 2 метров отвесного участка! Кто-то из туристов наловчился и поднялся первым, далее затаскивали друг друга по очереди.

После преодоления каньона немного отдохнули.

(Впоследствии я узнал, что мы пересекли тот каньон немного выше имеющегося в нём водопада, который мои знакомые собираются обследовать в конце весны — начале лета.)

Далее рельеф был пологий и спокойный. Когда увидели карьер, некоторые туристы попытались пройти к нему напрямую. Но тут Игорь воскликнул: "Стоп! Вы же попадёте в каньон! Его надо обойти справа". Что мы и сделали. Достигли засыпанной дорожки на территории карьера, спустились к его проходной, откуда пошёл чищеный участок дороги, и сняли снегоступы.

В результате мы шли на снегоступах 9 часов 7 минут, преодолев расстояние 9,81 км: наша средняя скорость передвижения по пересечённой местности составила 1,1 км/час. Привожу карту маршрута с наложенным на неё своим треком.

Начались сумерки, и тут у нас открылось второе дыхание! Оставшиеся 5 км по чищеным дорогам вниз и по ровной местности мы прошли менее чем за час. По пути рассуждали об экипировке в зимних походах. Нина (Кассова) признала, что я был экипирован должным образом: в самом деле, нисколько не промок, и мои ноги остались сухими.

Достигли места старта в глубокой темноте. Приехали в Южный примерно в 22 часа.

Для полноты картины привожу несколько фото Игоря Подковырова.

На подъёме. Автор — третий справа. Воспользовался табуреткой, смотрю на свой навигатор
На вершине

Следующий день, 23 февраля, был праздничным. Большинство участников похода на Бернизет никуда не пошли. Но другие мои знакомые собрались в лесном массиве на западном склоне горы Большевик, немного ниже средней площадки "Горного воздуха". Но подъёмник, как назло, сломался! Тащиться вверх пешком у меня не было сил. А погода была отличная. Полагаю: в выходной день при хорошей погоде торчать дома и в городе — это тягчайшее преступление против собственной совести. Я — как волк: сколько его ни корми, всё время в лес тянет. Поэтому выбрал посильный маршрут. Отъехав до Мицулёвки, я пошёл пешком в Соловьёвку по старой корсаковской дороге, там ровно и даже немного вниз. Регулярно отдыхал на своей табуретке и наслаждался видами.

***

Что ж, коль я немного не дошёл до вершины Бернизета — считаю, ничего страшного. Главное — побывал на его склонах, поднявшись, сколько смог. Маршрут для меня был откровенно нелёгким — главное, мы предварительно договорились с участниками об умеренном темпе передвижения.

Наверно, вряд ли я там ещё побываю. Тем не менее, моя старая мечта сбылась, и вопрос можно считать закрытым.

Валерий Хмара, апрель 2016 года.