Повторение пройденного
Хорошо, что у нас много людей, ратующих за островное сельское хозяйство. Информация о рабочем в общем-то вопросе — отставанию по заготовке кормов — вызвала всплеск эмоций.
Ну, помните:
Как рассказал Валерий Рыжков, директор министерского департамента животноводства и инвестиционного развития, в текущем году планируется заготовить 112 тысяч тонн кормов — на 45% больше, чем в прошлом году. В пересчёте это составит 27,5 центнера кормовых единиц на одну условную голову.
Но хотя кормозаготовительная кампания началась 21 июня, на неделю раньше, чем в прошлом году, идёт она недостаточно активно. Сдерживает деградация пастбищных и зеленокосных площадей, большие заросли сорняков на кормовых угодьях.
— Некоторые кормозаготовители, особенно в северных районах, в связи с низкой урожайностью своих пастбищ ждут набора массы, тем самым теряя оптимальные сроки вегетации, — рассказал директор департамента.
При этом в 2015 году на Сахалине наблюдалось значительное ухудшение показателей качества кормов по сравнению с 2014 годом. Виной тому было несоблюдение оптимальных сроков, нарушение технологий и лишь в последнюю очередь погода. Кроме того, островные аграрии не используют возможности улучшить корм за счёт введения мелассы и дешёвого кормового белка.
Министр сельского хозяйства Михаил Кузьменко высказался более резко:
— Темпы очень плохие, срок упущен. Все тянут, ждут. Особенно это касается севера — Макаровского, Тымовского районов. Из однолетних культур только три хозяйства на юге могут заготовить силос и сенаж, все остальные проспали заготовительную кампанию…
Но я все же вступлюсь за наших аграриев. Темпы заготовки кормов были обычными для последних лет, а может быть, даже немного выше. А вот план можно нарисовать любой, а потом ругать за его неисполнение. Чтобы поднять заготовку чего-либо сразу почти в полтора раза, нужно было еще в прошлом году провести очень большую работу. В частности, по подготовке пашни под корма. Где-то эта работа была проведена, где-то нет, иначе не звучало бы о "деградации пастбищных и зеленокосных площадей, больших зарослей сорняков на кормовых угодьях". О чем в министерстве не могли не знать. Как и о том, что работа по коренному улучшению земель — работа не одного года, особенно в условиях сложного финансирования и отсутствия мощных специализированных организаций, вроде советских ПО "Сахалинмелиорация" и "Сельхозхимия".
А то, что эта работа необходима, вопросов нет. Как сообщил не так давно губернатор, "в период до 2020 года планируется завезти в регион более 10 тыс. голов скота, в том числе 4 тысяч мясного и 6 тысяч молочного направления, для содержания которого потребуется ввод в оборот более 20 тыс. га кормовых угодий... Достичь результатов в сельском хозяйстве мы сможем путем более эффективного оборота земель. Приведу пример. Сегодня на Сахалине под пашни занято 3 тыс. гектар. С каждого гектара мы получаем по 2 тонны сена. И это достаточно низкий показатель. Наша задача повысить его как минимум в 5, а то и в 10 раз... Мы должны добиться того, чтобы каждый гектар обрабатывался наиболее эффективно, чтобы с него снимался урожай зерновых культур, многолетних трав кратно превышающий сегодняшнее состояние. Только тогда мы сможем обеспечить требуемое поголовье высококачественными кормами".
При всей правильности общего посыла обращают на себя спорные моменты в тексте этого послания. В частности, когда речь, например, идет о сене.
Дело в том, что в 70 годах прошлого века, когда был взят такой же, как и сегодня, курс на мощное развитие животноводства, как и сейчас крайне остро встал вопрос о зеленых кормах собственного производства. Было много проб и ошибок, которые были сведены воедино признанным авторитетом в области сельского хозяйства острова, Героем социалистического труда Владимиром Гайдуком в книге "Производство кормов на Сахалине".
К ней и обратимся.
Вот некоторые выводы:
Располагаясь на склонах сопок, в переувлажненных местах, естественные сенокосы и пастбища имеют в основном невысокую урожайность зеленой массы с низкими кормовыми достоинствами... Сахалинские ученые тт. Зимина, Крюкова и другие (Южно-Сахалинск, 1966 год) указывают на ряд особенностей биохимического состава тканей сахалинских растений, связанных с почвенно-климатическими условиями острова. Ткани наших растений имеют повышенную влагоудерживающую способность, концентрация клеточного сока понижена, общий азот увеличен, содержание сахаров и крахмала более низкое, чем в тканях тех же видов растений, произрастающих на материке. Это особенно усиливает неблагоприятное влияние часто выпадающих осадков и высокой относительной влажности воздуха".
Именно поэтому "Кукуруза и подсолнечник, топинамбур и другие культуры пока не выдержали испытание по получению стабильных урожаев на больших площадях. Урожай же многолетних трав на фоне применения органических, минеральных удобрений и известкования достигает 500 ц зеленой массы с одного гектара во многих районах области. Оптимальным же можно считать получение 25-30 т зеленой массы с гектара, или 3,2-4 тысячи кормовых единиц.
Но, собственно, эти выводы очевидны. А вот теперь о подзабытом.
Травы на Сахалине созревают к 25 июня — 1 июля, однако редкие хозяйства приступают в это время к косовице. Объясняется это прежде всего неблагоприятной погодой... Многолетние метеорологические данные за последние 20-30 лет показывают, что в июле для уборки сена крайне мало хороших дней во всех районах области... Августовский сенокос проходит быстрее. После 20 августа сено подходит за несколько дней и его уборка идет почти непрерывно. Но валовый сбор питательных веществ уменьшается на 30-35%, а их перевариваемость сокращается на 40-50%.
А перевариваемость — очень важный показатель как для привесов, так и для надоев.
Поэтому Гайдук делает вывод — приоритетным направлением в кормопроизводстве должен стать сенаж: "По некоторым данным, приготовленные из 1000 килограммов травы с хороших лугов и пастбищ при скармливании коровам дают следующее количество молока в кг: зеленый корм — 333, сенаж — 262, подвяленный силос — 224, сено искусственной сушки — 190, сено после сушки на вешалах — 160, сено после сушки на земле — 80..."
И вообще: "Самый высокий выход кормовых единиц с гектара в наших условиях пока дает картофель. Характерно, что в годы с хорошим урожаем картофеля удои молока в октябре-декабре повышаются".
То есть сено — не для нас. Слишком неустойчивая погода в период, когда травы набирают питательную ценность. Наверное, старые специалисты об этом еще помнят. Но вот знает ли об этом новое поколение? Или так и пойдет своим путем "проб и ошибок", пока не поймет, что многие материковские агротехнологии у нас не применимы?