16+

По западной России. Часть 5. Господин Великий Новгород

Туризм, Weekly

Поезд Вологда — Санкт-Петербург

27 января 2017 года (пятница). С полчетвертого не спится — одолевали мысли. Была большая стоянка в Тихвине, но выйти на перрон не догадался. Окончательно сон прогнала камера видеонаблюдения, которую я обнаружил в сантиметрах тридцати от себя через проход (у меня боковое верхнее место). Камеры даже две: они обозревают обе половины вагона. Я спал носом к камере. Кто-то полночи, сидя перед экраном, видел спящего меня. Куда ни выйди, всюду камеры видеонаблюдения: электронный Сталин всё видит — каждый ваш шаг.

Один русский мыслитель так охарактеризовал общества капиталистически развитого мира: дисциплинарный санаторий. Это когда в обществе созданы комфортные условия при определенных ограничениях — т.н. мягкий режим. Жесткий режим — это при Сталине, Пиночете, Ким Ир Сене и пр. Мягкий режим — это режим денег, режим СМИ, режим (чрезмерной) безопасности. (Заметьте, слово "безопасность" мелькает повсюду). И то, и другое имеют целью подавление личности.

С полшестого до семи вновь был отбой.

...Девушка вполне невинного вида, что спала внизу, теперь сидит напротив меня и читает увесистую книгу. Это меня заинтересовало, и на мой недоуменный вопрос студентка второго курса Череповецкого государственного университета (имя не спросил), истфак, ответила, что читает "Декамерон", дабы погрузиться в Средние века.

В 7:46 наш вологодский поезд прибыл на станцию Санкт-Петербург. Сажусь в переполненное метро (проезд 45 рублей) и доезжаю до станции Лиговский проспект. По Обводному каналу дохожу до автовокзала, где покупаю билет на автобус до Новгорода (400 рублей). В этой поездке мне нужно посетить какой-нибудь новый для себя российский город, и я остановился на Великом Новгороде.

В утреннем сумраке спешат потоки людей. Питер темный, суетливый, слякотный. Сегодня 27 января — День снятия блокады Ленинграда (1944), День воинской славы России.

Отправление автобуса в 9:30. Автобус оказался обычной маленькой маршруткой. В нем место для багажа не предусмотрено, хотя пассажиры заплатили по 50 рублей за провоз багажа. Получается, деньги с нас просто содрали. Возмущение выливается на зашедшую проверить у пассажиров билеты контролершу. Она говорит, что ничего не знает и отсылает нас по этому вопросу в кассу. Но автобус уже отправляется. Таковы российские реалии.

— Никто не знает: друг на дружку — деньги в кружку, — поговоркой комментирует сложившуюся ситуацию тетка рядом со мной. С ними рядом сидеть тесно, и я пересаживаюсь на переднее место к двум водителям-кавказцам.

Великий Новгород

До Новгорода около 200 км. Мчимся по серой загруженной трассе мимо унылых зимних русских лесов. Мелькают села: Радищево, Большое Опочивалово, река Полисть, Спасская Полисть, Мясной бор, Тютицы, Подберезье. Этот путь, по словам девочки с "Декамероном" в вологодском поезде, описан в "Путешествии из Петербурга в Москву" Радищева.

Город воинской славы, Великий Новгород основан в 859 году. Он расположен на реке Волхов в 6 км от озера Ильмень. Население около 220 тыс. человек. Тут всё кругом дышит русской историей. Отсюда "есть пошла русская земля". Предвкушаю плодотворное трехдневное пребывание в этом городе.

В 12:50 автобус прибыл на автовокзал Великого Новгорода. Тут же на вокзале я увидел объявление на столбе о сдаче квартир и, созвонившись по одному из номеров, договорился о съеме двухкомнатной квартиры неподалеку от вокзала (автовокзал и железнодорожный вокзал расположены рядом), за путями, за 1000 рублей в сутки. Минут через пятнадцать я уже там, и хозяйка (или кто она там?) передает мне ключи. 9-й этаж, квартира нечищена и немного раздолбана. Но это ничего.

В два часа дня выхожу в город.

Железнодорожный вокзал
Железнодорожный вокзал
Стела города воинской славы
Стела города воинской славы

Иду по Воскресенскому бульвару, тянущемуся на восток от вокзала в сторону Новгородского кремля. Шагаю по улице Чудинцева, названной так по имени угро-финского племени чуди, принимавшего участие в формировании населения Новгородской земли. Впервые улица упоминается в летописи под 1230 годом.

Не доходя до красивого здания правительства Новгородской области, вижу памятник Лене Голикову, пионеру-герою, партизану времен Великой Отечественной войны. Оказывается, он новгородский. В свое советское детство я читал про него, нам в школе рассказывали, портреты пионеров-героев висели, если не ошибаюсь, в классах. Нынешние молодые поколения их, конечно же, не знают, у них другие герои.

Музей изобразительных искусств
Музей изобразительных искусств

Очень красиво здание правительства Новгородской области. Гармонична расцветка и архитектура: скромно и при этом величественно и торжественно.

Правительство области
Правительство области
Шизофреничность комбинации символов
Шизофреничность комбинации символов

Никакая городская площадь не обойдется без статуи Ленина. Ленин обязателен. Впрочем, лично я не против, хотя когда лет пять-шесть назад мне предлагали поучаствовать в акции по сбору подписей за снос памятника Ленину на площади в Южно-Сахалинске, я согласился. Но потом, когда увидел, что подписи подделывают, дабы набрать нужное количество мертвых душ, тут же отказался от участия. Мой знакомый ультрапатриот сказал, что этот памятник нельзя снести юридически, его можно снести только — физически. Но поскольку он под охраной государства, то сие дело заведомо проигрышное.

Новгородский кремль

Подхожу к кремлю. Кремль краснокаменный. Его древнее название — Детинец. Это был религиозный, политический и культурный центр Новгородской земли на протяжении веков. Впервые он упомянут в летописи под 1044 годом. До 1721 года кремль являлся одной из важнейших крепостей на северо-западе России. Площадь Новгородского кремля — 12,1 га, длина стен — 1487 метров. Новгородский кремль является памятником военно-оборонительного зодчества XV — XVII веков.

На территории Новгородского кремля расположены древние церкви, колокольня, башни, музей, могила Неизвестного Солдата (советский период). Некоторые стены и башни кремля находятся на реставрации. К сожалению, объекты старины медленно, но верно заменяются новыми, современными материалами.

Софийский собор
Софийский собор

Собор Святой Софии (Софийский собор) построен князем Новгородским Владимиром Ярославовичем (1020-1052), старшим сыном князя Ярослава Мудрого. Его мощи находятся в соборе. За железное кольцо с трудом открываю массивные двери многовекового храма, от стен которого в 1240 и 1242 годах уходили дружины Александра Невского бить шведов и немцев.

Памятник тысячелетию России
Памятник тысячелетию России

Памятник тысячелетию России 1862 года также находится на территории Новгородского кремля, напротив музея. Он был установлен по указу императора Александра II в ознаменование тысячелетия государства Российского. Памятник представляет собой собрание изваянных фигур государственных деятелей, военных, героев, деятелей искусства и пр. — тех, кто обогатил собой историю страны, всего 129 фигур. Высота памятника — 15,7 метра, вес бронзового литья — 65,5 тонны. В годы немецкой оккупации (1941-1944) памятник был разобран немцами, часть деталей была вывезена, сброшенные бронзовые фигуры валялись на земле. После освобождения Новгорода первым был восстановлен именно этот памятник: его торжественное открытие состоялось 2 ноября 1944 года.

Пройдя кремль насквозь, можно выйти к реке Волхов.

Через реку переброшен изогнутый пешеходный мост. Говорят, на этот мост якобы плюнул палку проплывавший мимо деревянный идол Перуна, низвергнутый в реку в ходе Крещения новгородцев в 989 году: выплюнув палку на мост, он проклял предавших его новгородцев, и с тех пор на этом мосту они сходились и дрались. Об этом я также читал в одной неоязыческой книжке. И якобы в связи с этим (с тем, что здесь Перун проплывал) вода под мостом не замерзает зимой. Нынешний мост, конечно, современный, но вот тот — X века — находится под водой, и археологи намерены поднять его.

Легендарный мост через Волхов
Легендарный мост через Волхов
Река Волхов
Река Волхов
На мосту
На мосту
Мемориал воинам-освободителям
Мемориал воинам-освободителям

Вокруг кремля идет прогулочная дорожка. Обхожу кремль по кругу. На это может потребоваться чуть не менее часа, если идти не спеша.

"Наскальная живопись" на стенах этого древнего сооружения тоже местами присутствует, как и на стенах Астраханского кремля.

***

Вечером отправился в ближайший гипермаркет, который называется "Карусель", чтобы посмотреть на людей. В таких местах прекрасно можно изучить местных жителей. Нынче гипермаркеты и молы собирают людей, объединяют их, создают эффект народного единства, то есть выполняют те функции, которые в древности выполняли храмы и площади.

Гипермаркеты однотипны, одинаковы по всей стране. В них можно жить, не выходя: здесь будут удовлетворены любые ваши запросы и вкусы. Что Краснодар ("Красная площадь"), что Астрахань ("Три кота"), что Новгород ("Карусель"), что Южно-Сахалинск ("Сити Молл") — эти города похожи друг на друга этими заведениями. По-моему, даже лица людей похожи.

Дома в Новгороде на газу. Воздух в городе, как показалось вначале, чистый.

Температура воздуха в это время года днем от минус 3 до плюс 2, ночью — до минус 5. Новгородцы сетуют: "Ни то ни сё". На 12 градусов выше нормы, говорит синоптик.

История Великого Новгорода

Великий Новгород — город небольшой, компактный. Он делится на несколько районов: на западном берегу реки Волхов — Софийская сторона, где находится кремль; за рекой Волховым — Торговая сторона; Западный район, торгово-индустриальный, находится за железнодорожными путями. Я в нем живу. Это основные районы города. Первые два — исторические. Есть еще отдельные кварталы, поселки, монастыри и пр. — всё это входит в состав города.

Утром второго дня пребывания я отправился в музей ("Новгородский государственный объединенный музей-заповедник"), что на территории кремля. Туманное утро. В этих краях зима слякотная, туманная.

На подходе к кремлю был остановлен полицией. Завели в будку, пробивали по базе данных. Так как регистрация сахалинская, времени у них заняло немало.

Двухэтажное здание музея построено в 18 веке. Вход недорогой: 150 рублей, фотографирование разрешается, но без вспышки.

Музей
Музей

В новгородских музеях, по словам сотрудницы, выставлено всё настоящее, так как в этих краях земля влажная, кислород не проникает, и всё хорошо сохраняется. Новгородская земля является памятником: ее культурный слой занесен в список ЮНЕСКО.

Новгородский край (Приильменье), где уже проживали финно-угорские племена, стал заселяться славянами к концу I тысячелетия. В летописи северное славянское племенное образование известно под именем новгородских словен. Совместно с финно-уграми они успешно боролись против варягов, установивших контроль над этими землями. Однако впоследствии между ними самими возникли раздоры, и междоусобицы было решено прекратить тем, что пригласить правителя со стороны. Согласно Нестору-летописцу, в 862 году по просьбе местных жителей в славянских землях появились варяжские князья: князь Рюрик и его младшие братья Синеус и Трувор со своими дружинами. Нестор-летописец называет прибывших "русью", имея в виду, что они тоже были славянами. Однако всё это спорно.

Карта новгородской земли
Карта новгородской земли

Рюрик со своей дружиной поселился в месте, недалеко от истока Волхова из Ильмень-озера. Ныне это место известно как Рюриково Городище. По мере стабилизации государственной структуры и экономической системы Городище уступило место Новому Городу (Новгороду), который сложился к рубежу X-XI веков. Как раз к середине XI века был построен кремль.

В 879 году Рюрик умер. Официально новгородским князем стал его малолетний сын Игорь, давший начало династии Рюриковичей. По причине малолетства последнего власть в руки взял князь Олег, который в 882 году повел войска на Киев, захватил его, сделал своей столицей и таким образом объединил два древнерусских государственных центра. Этот год стал началом Русского государства.

В X-XI веках Новгород был крупнейшим после Киева экономическим, политическим и культурным центром Киевской Руси. Однако уже в 1015 году город перестает платить Киеву налоги, а с конца XI века там возникает орган боярской власти — посадничество, — существующий наряду с княжеской властью.

В конце X века государственной религией Киевской Руси становится христианство, что способствовало развитию отношений с Западной Европой и укреплению государства.

В результате междоусобиц, охвативших Русь в XI-XIII веках, в Новгороде в первой половине XII века сложилась боярская феодальная республика с вечевым строем, которая на протяжении веков экономически развивалась и ширила свои территории. С XII-XV веках Новгородская земля занимала 1/8 территории Европы на тот момент.

Не чурались новгородцы и грабежей: известно специфически новгородское явление — ушкуйничество, возникшее в XIV веке, когда тысячи новгородских молодцев, дабы найти применение своей неуемной пассионарной энергии, ходили в Среднее Поволжье и Нижнее Прикамье за добычей. С другой стороны эти походы отвлекали новгородские низы от бунта против закабаляющей власти бояр.

Находясь в центре международной торговли, Новгород пропускал через себя потоки товаров и валюты. Постоянный приток серебра из Западной Европы сыграл на рубеже XIII-XIV веках роль в формировании новой денежной единицы — рубля. Рубль впервые стал употребляться именно в Новгороде, который уважительно именовался Господин Великий Новгород.

В годы татаро-монгольского ига Новгород, выполняя важную функцию по защите северо-западных рубежей Руси, отражал натиск немецких и шведских рыцарей. 15 июля 1240 года новгородцы во главе с князем Александром разбили шведов на берегу реки Невы. 5 апреля 1242 года новгородцы под началом всё того же Александра, теперь уже прозванного Невским, на льду Чудского озера разбили наголову тевтонских рыцарей — знаменитое Ледовое побоище.

Новгородская республика была присоединена к Российскому государству в результате походов Ивана III в 1471 году и в 1478 году. В 1478 году в Новгороде Великий князь Московский Иван III провозгласил объединение русских земель и создание нового государства: впервые прозвучало слово "Россия".

Не избежал Новгород и опричнины Ивана Грозного: 2 января 1570 года Иван Грозный с войсками учинил жестокую расправу над новгородцами, в результате которой погибло 2-3 тысячи человек.

В начале XVII века западные земли России были захвачены польскими интервентами. 16 июля 1611 года Новгород был оккупирован шведами. Однако интервенты встретили сопротивление народных масс.

В XIV-XV веках Новгород стал партнером Ганзейского союза — торговой корпорации немецких городов.

1709 год: участие новгородских полков в сражении под Полтавой.

1812 год: доблестное новгородское ополчение в сражениях Отечественной войны.

Новгородцы вписали свои имена и в последующие героические страницы истории страны: участие новгородских солдат в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов, в Русско-японской войне 1904-1905 годов, в Первой мировой войне 1914-1918 годов. Известен героизм новгородцев во время Великой Отечественной войны в годы немецкой оккупации 1941-1944 годов, а также участие новгородцев в боевых действиях в горячих точках планеты во второй половине 20 — начала 21 веков. Недаром указом президента Дмитрия Медведева в 2008 году Великому Новгороду присвоено звание "Города воинской славы".

На Торговой стороне

После ознакомления с музеем иду на Торговую сторону, что на том берегу Волхова. Как только я перешел мост, на который Перун выплевывал свою палку в X веке, мое внимание привлекла занятная вывеска: "Ганзейский погребок" (ресторан-харчевня). Было время обеда, поэтому я не преминул туда заглянуть. И не пожалел. Ресторанчик маленький — всего на пару столиков (ну может быть, чуть больше), находится в полуподвальном помещении. Атмосфера внутри мне понравилась сразу: деревянная мебель, картинки о древности, улыбчивые поварихи, всякие безделушки — неотъемлемый признак женской руки в убранстве помещения, карта Ганзейского союза.

В XIV-XV веках Новгород вошел в Ганзейский союз — крупнейший торговый союз Европы в XIII-XVI веках. Новгород был самым значимым восточным партнером Ганзейского союза. Здесь была образована первая русская таможня. Открылись первые иностранные представительства — Готский двор и Немецкий двор.

Ганзейский союз являлся своего рода прообразом современного Евросоюза. В 1980 году Ганзейский союз был воссоздан: сейчас он объединяет 170 городов из 15 стран Европы. Новгород вступил в Ганзейский союз Нового времени в 1993 году.

Заказываю обжигающие постные щи, правда, со сметаной, — их подали в глиняном горшочке, репу, котлету из щуки (щука из озера Ильмень, завтра отправлюсь туда) и пр. К щам шла деревянная ложка. В кружке мне подали сидр (7 градусов), а также кружку медовухи (около 7 градусов). Позже подали хреновуху (самогон с хреном, прикрепленным к рюмке, 45 градусов). Традиционные русские напитки. Нужно по максимуму погрузиться в атмосферу Великого Новгорода.

Карта Ганзейского союза
Карта Ганзейского союза

После погребка иду бродить по Торговой стороне. Сразу же выхожу на Ярославово Дворище и Торг — архитектурный ансамбль храмов и прочих построек древности.

С XI века Ярославово Дворище являлось главным политическим и торговым центром Новгорода. Название ему дано по княжеской резиденции, основанной Ярославом Мудрым. Здесь собиралось Новгородское вече. Каменное церковное строительство велось в XIII-XVI веках.

Все эти церкви недействующие, они являются музеями, внутри устроены выставки. В них вход платный. За деньги в храм входить нет никакого желания.

Неподалеку, на берегу реки Волхов, стоит арочная конструкция — Аркада Гостиного двора (XVIII век).

Покидаю Ярославово Дворище, иду по улице Большой Московской. Эта улица тоже не чистится. Лёд.

Поворачиваю на улицу Ильина, известную с XI века. В одном из окон этих старинных (18-19 века) домов этой древней улицы виден человек, сидящий "ВКонтакте". На улице людей нет. Туманно. Сегодня суббота. Неделю назад тоже была суббота, но в Астрахани. В том древнем городе на улицах тоже почти не было людей. Наверное, они сидят "ВКонтакте".

Знаменский собор (XVII в.). Тоже теперь музей
Знаменский собор (XVII в.). Тоже теперь музей

Захожу в двухэтажный деревянный покосившийся дом. Трое молодых людей сказали, что он конца 18 века, и там еще живут люди. Эти дома сносить не собираются, так они памятники архитектуры.

Когда жильцы меняют старые окна на стеклопакеты, там такое, бывает, находят.

В этой части Новгорода — Торговой стороне — царит атмосфера старого русского города — хмурого, туманного, безлюдного. Впрочем, с наступлением сумерек всё стало преображаться: зажглись огни города, иллюминация…

 Вал, сооруженный новгородцами в годы Великой Отечественной войны, опоясывал город. Высотой около 10 метров. Зимой с него катаются дети
Вал, сооруженный новгородцами в годы Великой Отечественной войны, опоясывал город. Высотой около 10 метров. Зимой с него катаются дети

Великий Новгород напоминает мне Астрахань: компактный, тихий, имеется кремль, река под боком. Даже квартира, которую я снимаю, похожа на съемную квартиру Кузьмича в Астрахани.

Воздух здесь чистый: я открываю окно балкона на своем 9-м этаже и дышу свежим ветром. В Южно-Сахалинске это невозможно: там, открыв окно, особенно по утрам, тут же его закрываю — снаружи зона экологического бедствия, газовая атака, огромная газовая камера, плотная пелена смога.

Святые люди

Я выходил из кремля, когда ко мне подошел тип лет 45-50 и с картинной серьезностью на небритом лице спросил:

— Ты человек злой?

— Мм… На данный момент нет.

— Что тебе пожелать? Всех благ? — и тут же разразился православной елейной речью в отношении моей персоны.

— У меня есть все блага, — я откровенен.

— То есть ты счастливый человек? — ищет он путь подхода ко мне. — А сам откуда?

— Сахалин. Край бродяг и каторжан, — я говорю на его языке.

— Да я сам бродяга, два месяца в подвале жил, при церкви жил. Есть сорок рублей?

— Да я ж бродяга, откуда? А вот хлеб пойдем куплю.

— Хлеб? — он смотрит на меня, на мой китель. — Служил?

— Служил.

— Где?

— В ГРУ.

Он начинает мне рассказывать и про свою службу в разведке. Затем демонстрирует банку пива из кармана, предлагает распить. Отказываюсь. Тут же просит на вторую банку.

— Теперь посуди, — продолжает заговаривать зубы мужик (его зовут Виталий), — кто мы и кто они (он указывает на других людей).

Я смотрю на идущий народ.

— Они? — я помню православную тираду своего внезапного собеседника и, дабы не осудить "их", говорю, — они святые люди.

— Святые люди?? — тип засмеялся, закрыв рот рукой, — тебе самому не смешно?

С размаху жму ему руку и ухожу, смеясь. Мне действительно смешно.

Витославицы

Воскресное утро. Автобусом еду до Витославиц, километров десять за город. До этого на рынке сувениров, что возле кремля, мне предложили купить рогатку за 100 рублей. Отвечаю, что отстрелялся в свое время. Но выбор изделий народных мастеров там, всё же, представлен богатый.

Музей народного деревянного зодчества "Витославицы" — так называется созданная в 1964 году русская этническая деревня, куда я еду. В нем собраны реальные постройки XIX — начала XX веков новгородских крестьян. Есть постройки и вологодские (Череповецкий и Кадуйский районы в те времена входили в состав Новгородской губернии).

По территории этнической деревни ходят смотрительницы в русских одеждах, правда, они не всегда добродушны, потому что им, надо думать, порядком надоели туристы, которые просят их позировать для фото. Впрочем, это я на такую нарвался. В целом, они добродушные.

Хозяйские постройки занимают в избе 2/3 площади. Внутри избы находится всё необходимое — от конюшни до сеновала, так что в случае метели полная автономия обеспечена. Поскольку сейчас зима, здесь представлен зимний быт новгородских крестьян. Есть даже деревянная мельница, но зимой ее крылья сняты. Она стоит за оградой этнической деревни, и в разобранном состоянии не приметна.

Здесь, в Витославицах, я впервые в жизни попробовал сбитень, русский зимний напиток (200 грамм — 80 р.). Это горячий напиток, в состав которого входят различные компоненты: мед, гвоздика, корица, кориандр, имбирь. Новгородцы его всегда варили: ягоды в этих краях растет много, а пряности завозились из-за границы, так как была развита международная торговля.

В паре километрах от Витославиц, словно маяк у моря, высится колокольня белого Юрьева монастыря, стоящего у леса на берегу Волхова. Вдалеке он смотрится мощно на фоне бело-свинцового неба.

Юрьев монастырь
Юрьев монастырь

Свято-Юрьев мужской монастырь расположен на истоке Волхова из озера Ильмень и посвящен святому великомученику Георгию Победоносцу (имя Юрий — древнерусская диалектная форма имени Георгий). Это один из древнейших монастырей России: обитель была основана в 1030 году русским князем Ярославом Мудрым.

Георгиевский собор (1119 г.)
Георгиевский собор (1119 г.)
Крестовоздвиженский собор (1759-63.)
Крестовоздвиженский собор (1759-63.)

На территории монастыря людей почти нет. Тишина. Монастырь был разграблен в годы советской власти и нынче восстанавливается.

Ильмень-озеро

От Юрьева монастыря спускаюсь к берегу Волхова. Пройдя вдоль стен обители, иду мимо коттеджей несколько километров по прибрежному льду реки по направлению к ее истоку — к озеру Ильмень (ударение на первый слог).

Озеро сравнительно небольшое: его площадь — 982 кв. км, глубина до 10 м. В Ильмень впадает 52 реки, и все они с женскими именами, а вытекает лишь Волхов, и только он — с мужским именем. Река Волхов имеет длину 224 км, она впадает в Ладожское озеро. Название реки, возможно, происходит от наименования языческих священников и мудрецов — волхвов.

Течение Волхова здесь, вблизи истока, стремительное, река здесь широкая. Со стороны Ильмень-озера дует сильный ветер. Вблизи озера уже никаких строений нет, лишь вдали изредка по дороге проносятся машины. Безлюдно, чувствуется дыхание стихии. Ильмень разлился до горизонта.

У истока Волхова из Ильмень-озера
У истока Волхова из Ильмень-озера
Ильмень-озеро
Ильмень-озеро

В школьные годы на уроках географии и истории мы смеялись: озеро Пельмень. Но кто тогда мог подумать, что я окажусь на его берегу?!

Были озера в моей жизни: Айнское, Байкал, Бива, Тунайча, Невское… И вот еще одно — Ильмень.

Перынский скит

Возвращаюсь обратно. Дело к вечеру. Через километр-два поднимаюсь к местной достопримечательности — Перынскому скиту, расположенному на берегу Волхова в сосновом бору. Перынский Рождества Богородицы скит — так он официально называется.

Скит (жилище одинокого монаха) появился здесь еще в т.н. домонгольский период (само здание, надо думать, относительно современное). На территории скита стоит храм, который славится своей уникальной домонгольской архитектурой, то есть он был построен до монголо-татарского ига.

Скит располагается на полуострове (до 60-х годов XX века это был остров) при истоке Волхова. До Крещения Руси (в Киеве оно было в 988 году, крещение Новгорода проходило в 989 году, по другим данным — в 992 году) здесь находилось капище бога Перуна — западно-славянского бога грома и молнии Перкунаса. И нынче неоязычники собираются неподалеку от забора скита, жгут костры, и, наверное, справляют свои религиозные обряды.

Идола Перуна воздвиг сам князь Владимир в 980 году, еще до принятия им христианства. В то время Владимир княжил в Новгороде. Во время крещения Новгорода идола низвергли в Волхов. Когда он по течению реки приближался к мосту, в него бросили палкой, и идол якобы схватил (в другом источнике — неоязыческом — я читал, что выплюнул) эту палку и бросил обратно на мост в тех, кто горевал по нему. При этом Перун воскликнул: "На сем мя поминают Новгородские дети" ("На этом будут вспоминать меня новгородцы"). Согласно летописи этой палкой было убито на мосту несколько человек из тех, кто оплакивал идола. И с тех пор на том мосту "...и ныне безумные бьются, бесов потешая".

Перынский скит так назван по имени, как это ни странно, Перуна, подразумевая, что христианский храм стоит на месте бывшего языческого капища.

...На крыльце дома, из печной трубы которого идет дымок, истошно ругается бело-серо-рыжий кот: он хочет домой, но дверь не открывают.

По ту сторону Волхова, почти напротив Перынского скита, находится Рюриково городище. Это место, где поселился призванный на княжение в Новгород варяг Рюрик со своей дружиной. В те времена в истоке Волхова пересекались крупнейшие торговые пути между Европой, арабским Востоком и Византийской империей, что послужило одним из факторов развития Новгородской округи. Рюриково городище играло главенствующую роль в этом крае, являясь торгово-ремесленным и военно-административном центром международного характера, пока его функции не были перенесены в Новый Город (Новгород).

В настоящее время на месте Рюрикова городища находятся каменные сооружения, являющиеся историческим памятником, они видны со стороны Свято-Юрьева монастыря. Но я там в этот раз не побывал, потому что мое пребывание в Великом Новгороде подходило к концу и времени оставалось мало.

Мысли вслух о неоязычестве

Неоязычество (новое язычество, родноверие, современная языческая идеология) — модное нынче религиозное течение, вернее сказать — пострелигиозное течение. В российском социуме, особенно в его молодежной среде, давно возникла экзистенциальная тоска по духовно насыщенной жизни и живой истории. И поскольку в выхолощенном виртуализированном обществе с его монотонными городами и упорядоченной жизнью существовать крайне скучно, то существует потребность в цветных образах и услаждающих слух звуках. Это всё сполна предоставляет музыкально-эстетическая философия нью-эйдж. К тому же она зачастую замешана на ностальгии по национальным корням.

Отсюда все эти стремления у россиянина вернуться к своим славянским истокам, богам, в те "прекрасные" доисторические времена, когда было почти как в раю. Это учение в красивой обертке, на которую купился даже я лет тринадцать назад после поездки в Индию, не имеет под собой одного из главных компонентов — непрерывной традиции. Славянское язычество — это верования славянских племен: полян, радимичей, кривичей, древлян и пр. Нынешние русские — это совершенно другой народ, который называется великороссами. Также есть малороссы, белороссы, пояснять, думаю, не надо.

Великорусский этнос как таковой сложился к 14-15 веках на базе разных племен, в том числе и неславянских, одновременно с формированием Российского государства, и его цементирующим фактором — и это исторический факт, с которым не поспоришь, — явилось православное христианство, принятие которого Русью так ругают неоязычники. Поэтому говорить, что русским была навязана чужая вера — как минимум не логично, потому что тогда, когда христианство принималось на Руси, русских как таковых, как этноса, еще не существовало: были лишь славянские племена, раздробленные на отдельные княжества.

Поэтому сам термин "родноверие", считаю, неприменим для современного русского по крови россиянина, поскольку славянские верования не являются для него как представителя великорусского этноса родными. Всё это подмена понятий. Предвижу реакцию на свои слова, но призываю, не греша против исторической истины, внимательно разобраться в этом вопросе.

На то оно и неоязычество, то есть новое язычество, чтобы внести новые, модернизированные элементы в древнее славянское язычество, дабы приспособить его к современным российским реалиям. У меня были друзья и знакомые из неоязычников, и мы много сломали копий друг о друга в диспутах. Характерное для неоязычника рассуждение: "С чего вы взяли, что солнце — это гигантский огненный шар, вокруг которого вращается Земля, а не бог, который едет на своей колеснице по небу? Вы что, были на солнце, чтобы так утверждать?"

Впрочем, сейчас они идут еще дальше и, осваивая научные понятия, которыми умело оперируют, создают постнауку, псевдонауку, лженауку. Заявляя, что официальная наука суть выдумки Средних веков и эпохи Просвещения, они неплохо мимикрируют в научной среде, откуда продолжают нести свои мысли, охмуряя неокрепшие умы. Яркий пример тому — юморист Задорнов. Впрочем, на то он и юморист.

Однако язычество как таковое — то самое, древнее, — всё же дошло до наших дней: в виде постукиваний костяшками по столу, переплевываний через плечо, заговоров, наговоров и пр., но оно в данном случае мелкое, обывательское, кухонное.

Что же касается новых национальных богов, то вы можете их лицезреть ежедневно и ежечасно на своем телеэкране (да и на любом экране) — этакой своеобразной красочной иконе, транслирующей роскошную жизнь этих небожителей, до которых простым смертным никогда не дотянуться и которой они втихаря завидуют.

***

Вечером, обойдя кремль по кругу, выхожу на ветреный мост, на котором большими неоновыми буквами написано: "Великий Новгород 1157". Стою над Волховым. Куранты на звоннице пробивают одиннадцать часов. Но это далеко не куранты Московского кремля.

Ночь. Завтра еду в Питер.

Окончание следует...

Подписаться на новости

Обсуждение на forum.sakh.com

метеля 13:44 3 апреля 2017
и на этом путешествие закончилось, как я понимаю?
Теперь только Сахалин по плану?
Super-sterva 13:55 2 апреля 2017
Почитала, посмотрела фотографии и словно вновь вернулась в этого чудесный город! Даже фотографии всех тех мест, по каким меня моя замечательная подруга водила.
(Пользуясь случаем, Юлька, солнце моё, спасибо тебе еще раз за твое гостеприимство )
А город на самом деле спокойный и уютный. Я там как у себя дома была. Пешком бродила где только можно было, ведь только пешим можно по настоящему город узнать и изучить
shreka 09:41 1 апреля 2017
А где фотографии с супермаркета? Какие там цены?
Benoo 00:52 1 апреля 2017
В этих краях зима слякотная, туманная.
Простите, не соглашусь. Это смотря в какое время. Середина зимы обычно как по Пушкину - мороз и солнце! снег хрустит. Просто, по сравнению с Сахалином, здесь зима по сезону. Конец января - Февраль уже не зима почти... Ее ловить надо у нас. Туманы редкость. Вполне солнечный город. Не без облачности, как и везде.
native 00:38 1 апреля 2017
хех, Валя, что ж не сказал, что в Новгород поедешь? Было б где остановиться.
Читать 48 комментариев на forum.sakh.com