Медведев о Медведеве, кино и островных особенностях "Края света"

Край света, Культура, Weekly, Южно-Сахалинск

Программный директор "Края света" Алексей Медведев в преддверии старта международного кинофестиваля (его открытие назначено на завтра) "Край света" рассказал ИА Sakh.com об особенностях главного островного кинособытия лета, о том, какую роль играет в жизни человека его малая родина, а также о месте сахалинских кинематографистов, которое они успели освоить и занять на "Крае света".

Алексей Медведев
Алексей Медведев

— Прежде всего хочу поздравить вас с прошедшим днем рождения, который случился с вами накануне, в день прилета на остров. Специально подгадывали или получилось ненароком?

— Спасибо большое. Ничего специально не подгадывал, так выходит, что последние пять лет я встречаю свой день рождения именно на Сахалине. Так уж случилось. Но в прошлом году мои друзья были очень рады: "Ну, наконец-то, ты встретил его с нами". А в этот раз я опять здесь.

— Насколько я понимаю, ваш прилет и день рождения совпали с неприятной информацией по поводу задержания Кирилла Серебренникова. Многие представители кинематографического сообщества и просто неравнодушные люди в эти дни различными способами высказывают ему слова поддержки. Есть ли у вас внутренний порыв как-то высказаться на "Крае света"?

— Думаю, я на эту тему обязательно что-то скажу, но, скорее всего, это произойдет на закрытии кинофестиваля. Есть такой итальянский режиссер Эрманно Ольми, и у него есть слова, которые мне очень нравятся: "Лучший способ сопротивления — это хорошо сделанная работа". Мне кажется, надо отстаивать Кирилла хорошо сделанной своей работой, пытаясь показать, что среди людей культуры мало жуликов, которые воруют какие-то мифические миллионы рублей. А потом уже на закрытии, конечно, хотелось бы что-то сказать.

— Не секрет, что для сахалинцев вы стали своеобразным папой в мире кино. Именно вы отвечаете за программную начинку фестиваля, буквально за руку ведете зрителей за собой на сеансы, учите не просто смотреть, но и чувствовать кино. Куда вы нас ведете в этом году?

— В двух словах об этом сложно рассказать. Но будет один фестивальный день — 31 августа — самый конец лета, очень значимый для меня. В этот день покажут подряд два конкурсных фильма "Аритмия" Бориса Хлебникова и "Женщина со льдом" Богдана Сламы и один внеконкурсный показ — "По ту сторону надежды" Аки Каурисмяки. Так сознательно получилось и так составили расписание, что эти три фильма — это то, что мы чувствуем по поводу современного кино и по поводу современного зрителя. Это такой своеобразный манифест, с которым мы обращаемся к сахалинскому зрителю.

Во-первых, это "Аритмия" Хлебникова. Это кино очень простое, но равного ему в постсоветском российском кинематографе еще не было. По уровню понимания, по уровню фиксирования нашей человеческой слабости, по тому, как человек чувствует и понимает время.

То, что касается чешского режиссера Богдана Сламы, это вообще один из самых моих любимых режиссеров. Его имя не очень громкое, хотя он и побеждал в Сан-Себастьяне и на других фестивалях. Его кино характеризуется одним словом — человечность. Это какое-то умение показать жизнь простого маленького человека как настоящую драму, как настоящую шекспировскую трагедию, как нечто самое важное, что вообще есть на земле. Мне кажется, это удивительный режиссер. И "Женщина со льдом" — его последний фильм, который по миру не очень активно показывался, он до Сахалина бывал только на фестивале в Трайбеке в Нью-Йорке — это очень важная картина.

Третья картина Аки Каурисмяки "По ту сторону надежды" — это картина, которая, с одной стороны, затрагивает актуальную социальную тему: фильм о беженце, который всеми правдами и неправдами оказывается в Финляндии и нелегально устраивается на работу официантом в маленькое кафе. Но эта картина не столько о социальных проблемах, не столько о политике, сколько опять-таки о людях, о человечности, о доброте.

Вот эти фильмы объединяет одно — это действительно настоящие жемчужины и шедевры. Для того, чтобы их понять, не нужно никаких специальных усилий, не нужно никакого киноманского бэкграунда и подготовки, нужна только работа души и готовность к какому-то открытому опыту — к получению нового. Поэтому для меня этот фестивальный день будет самым важным. Я хочу, чтобы сахалинские зрители, и я верю в это, уже зная немножко местного зрителя, эти фильмы оценили.

— Давайте поговорим о программе в целом и чуть-чуть приоткроем тайну, по какому принципу вы подбирали картины на этот фестиваль.

— Начнем с конкурса, конкурс — это самое основное на фестивале, а люди так созданы и так устроены, им свойственно болеть, участвовать в каком-то соревновании, испытывать чувство азарта, поэтому конкурс для нас имеет первостепенное значение. В отличие от прошлых лет, когда у нас было больше российских картин, в некоторые годы они составляли почти половину конкурсной программы и каким-то образом взаимодействовали с картинами стран соседей, то есть с азиатским регионом, что тоже было вполне понятной концепцией, в этом году этот принцип отчасти тоже сохраняется, но все-таки конкурс будет более глобальным и более универсальным. В программе появились картины из стран, которых у нас раньше не было, — это Восточная Европа (Чехия, Болгария), это Америка, Латинская Америка — речь идет о фильме из Аргентины "Почетный гражданин", а также Франция и Англия. Так получилось, что в этом году нет такой фиксации на азиатской экзотике, на географическом факторе. Это оказалось ненужным. Есть универсальные сюжеты, важные в том числе и для Сахалина. Например, сюжет фильма "Почетный гражданин" — это прежде всего сюжет о том, как человек, прославившись где-то в большом городе, в большом мире, возвращается на свою малую родину. Он возвращается к своим корням, чтобы понять, что с ним происходит. Это универсальный сюжет, который одинаково может реализоваться и на сахалинском материале, и на материале истории человека из Аргентины. Именно эту универсальность и глобальную перспективу хотелось подчеркнуть в конкурсной программе.

Что же касается внеконкурсных фильмов, то программа довольно большая. Мы показываем порядка 60 картин, а с короткометражками выходит под 100 фильмов. То, что раньше было программой фестивальных хитов и называлось программой "Самое главное", в этом году называется "Как научиться смотреть кино". Это немножко провокационное название, потому что вопрос заключается не только в том, как научиться смотреть кино, но и в том, нужно ли вообще это делать, или достаточно просто смотреть на экран и испытывать те чувства, которые ты испытаешь. В рамках этого хочется не только показывать фильмы, но и обсуждать. Новый программный формат связан с внеконкурсными показами, после которых мы тоже будем устраивать обсуждения. Необязательно с авторами фильмов, просто со зрителями. После фильма "Паттерсон" мы с Антоном Долиным собираемся провести такой специальный семинар о том, как же научиться смотреть кино, как стать "правильным" кинозрителем. Вот такая программа есть.

В этом году у нас много новинок, например, программа регионального якутского кино "Опыт роста". Дело в том, что я являюсь куратором якутского кинофестиваля, мне этот опыт очень хочется экспортировать, потому что опыт Якутии уникален. Это регион, который создал свою собственную полноценную киноиндустрию. Она существует с небольшим количеством средств, там нет сверхприбыли, тем не менее это работающая киноиндустрия со своими зрителями, со своими фильмами и звездами. Нам, конечно, очень был хотелось, чтобы на Сахалине возникло что-то похожее. И с первого года фестиваля мы над этим трудимся, работаем с местными кинематографистами, устраиваем обучающие программы и съемки. Что сказать, приходите и смотрите. Мы будем рады.

— А вообще нужно ли учиться смотреть кино, чтобы ходить на кинофестивали, и можно ли это сделать. Должна ли у человека быть глобальная насмотренность или достаточно просто открыться и чувствовать. Есть ли какая-то универсальная формула, универсальный ключ к кино?

— C одной стороны, сахалинский кинофестиваль всегда концентрировался на фильмах, которые открыты зрителю, которые могут быть сложными для восприятия, могут показаться скучными на неподготовленный взгляд, но все равно это фильмы, которые не требуют каких-то специальных познаний культурологических. То есть, вы не должны прочитать философию Канта, чтобы получить удовольствие от фильмов, которые вошли в нашу конкурсную программу.

С другой стороны учиться смотреть кино — это и значит научиться тому, как разучиться это делать. Наша проблема в том, что мы часто существуем в пространстве штампов. Мы воспринимаем кино через призму тех вещей, которые укоренились в нашем сознании, через жанровые схемы, через те схемы, которые присутствуют в голливудском кино, в жанровом кинематографе. Сначала для того, чтобы по-настоящему научиться смотреть кино, нужно разучиться от него что-то конкретное ожидать: что там будет за герой, которому мы будем сопереживать. В кино может быть все что угодно. Тостер может быть героем или стакан чая. Уровень свободы, который есть в восприятии человека, — это самое важное, чтобы воспринимать то кино, которое мы привозим на Сахалин.

— Алексей Агранович недавно в эфире "Маяка", который был посвящен "Краю света", вскользь упомянул о том, что неким лейтмотивом грядущего фестиваля станет тема малой родины.

— Во многом фестиваль строится как художественное произведение. Мы не садимся за стол, не устраиваем совещание и не говорим — вот в этом году мы будем освещать тему малой родины. Нет, так не происходит. Мы смотрим фильмы, выбираем те из них, которые нам нравятся, которые трогают нас за душу и которые, как мне кажется, могут понравиться сахалинскому зрителю. А потом уже задним числом, апостериори мы в этих фильмах находим те темы, которые могут показаться важными для сахалинского зрителя. Конечно, тема малой родины для сахалинцев, некоторые из которых уезжают отсюда, ищут себя в большом мире и рано или поздно возвращаются, конечно, важна. Так получилось, что в программе этого года есть несколько картин на эту тему. Конкурсный фильм "Почетный гражданин", но есть и более прямой и очевидный пример — это фильм Оксаны Бычковой, которая выросла на Сахалине, это наш талантливый и известный режиссер, она сняла фильм "Папин пароход" о своем отце-капитане, который ходил по морям и был приписан к островному порту. Это замечательный и важный сюжет — возвращения к корням. В этом как раз и проявляется настоящий, ненаигранный патриотизм, он как раз в том, что ты помнишь, где ты вырос, откуда ты и кому ты обязан тем, кем ты стал.

— В прошлые годы вы выступали как проводник по обширной программе фестиваля, ориентировали зрителей, записывая коротенькие ролики — анонсы, помогая понять, что сегодня ждет зрителей в конкурсной и внеконкурсной программах. Будет в этом году такой навигатор в вашем лице?

— Да я уже записал свои рекомендации по всем дням фестиваля. Правда, я не знаю, где их разместят и выложат, но я опять проделал эту работу.

— Мне еще очень интересно узнать про Марину Разбежкину, основательницу школы документального кино в России, почему именно ее выбрали на пост председателя жюри "Края света"? Или по-другому ее просто бы не вышло заманить на Сахалин?

— Во-первых, пожелание пригласить Марину Разбежкину исходило от наших студентов, сахалинцев, которые входят в мастерскую "Европеец-Азиат", которая была создана в рамках "Края света" и которую курирует бывшая сахалинка, живущая в Казахстане, Юлия Левицкая. Так вот, первый запрос был со стороны сахалинцев, они очень просили, потому что Марина Разбежкина — это настоящий гуру, прежде всего, документального кино, но ее студенты снимают и художественные картины — Денис Шабаев — сейчас снял полный метр, Тамара Дондурей сняла игровую картину.

Я этот запрос воспринял с энтузиазмом, потому что мне кажется, что роль фестиваля — она не только в том, чтобы идти за кинопроцессом и показывать самое важное, но и в чем-то быть организаторами инициативной части этого процесса. Мне кажется, сейчас наступил тот момент, когда фигура Марины Разбежкиной, ее значение для российского кино становится огромного масштаба. Мало того, что она режиссер фильмов игровых и документальных, которые получали множество призов на различных фестивалях, так теперь и картины ее студентов, продюсером которых она является, также объехали весь мир.

Мне как раз показалось, что фигура председателя жюри — это и есть тот уровень, который позволит Марину поддержать и отметить, показать, как мы к ней относимся, а также, какой масштаб ее личности это выдает.

— Какую роль играет кино, снятое сахалинцами на Сахалине и о Сахалине на этом фестивале?

— С самого начала работы "Края света", мы стали что-то искать в этом направлении. Мы основали мастерскую "Европеец Азиат", привезли сюда куратора — режиссера и художника Юлию Левицкую. В эти минуты, как раз когда мы с вами разговариваем, она с несколькими нашими ребятами заканчивает съемки фильма, который, скорее всего, покажут на закрытии фестиваля.

Кроме этого, мы стали делать специальную программу "Кино Сахалина". Впервые в этом году она стала такой обширной. У нас набралось работ на три сеанса, и нам даже пришлось что-то отбирать, что показывать, а что нет. Это просто очень приятное свидетельство роста и прогресса.

Конечно, одна из первых работ, которую я увидел во время подготовки к фестивалю, еще в черновой версии, была работа Димы Моисеева "В объятьях моря". Она произвела на меня очень глубокое впечатление, и именно так родилась идея показать эту картину на открытии в паре с другой индийской короткометражкой. То, что происходит в фильме Моисеева, — ситуация, которую можно назвать фантастической. Зрители при просмотре гарантировано удивятся, особенно когда они увидят лосося.

Стоит сказать, что в этом году у нас другой формат фильма-открытия. Многие фестивали экспериментируют с форматом открытия. Предположим, "Сандэнс" предлагает три фильма открытия — один открывает полнометражную программу, другой — короткометражную, третий — документальную. Мы тоже движемся в направлении некой свободы. Не как на Каннском или Московском фестивалях выбирают фильм-событие, и на него все приходят разодетые в красивые наряды. От фильма-события мы смещаемся в направлении к фильму-эпиграфу, фильму-метафоре. Оба этих фильма, индийский "Прямо здесь, прямо сейчас" и сахалинский "В объятиях моря" — это не просто хорошие картины, это фильмы-метафоры мироощущения, которое мы пытаемся передать этим кинофестивалем.

***

Сами братья Моисеевы о своей работе говорят осторожно, стараясь не спойлерить перед премьерой. Локальное кино о дружбе и сахалинцах, которые отправились к морю в выходной день, Дмитрий и Денис снимали около 9 месяцев. Процесс завершили в прошлом октябре. Вся команда (кроме звукорежиссера), которая трудилась над созданием короткометражки, была сахалинской. Снимали в знакомых локациях — на южном побережье острова, в корсаковском селе Озерском. В конечном счете режиссер картины Дмитрий Моисеев создал во "В объятиях моря" свою собственную мифологию, основанную на сахалинской фактуре: "Получился чуть-чуть фантастический фильм, на грани абсурда. Места, показанные в картине, будут определенно знакомы сахалинцам, но это, конечно, мифический Сахалин, ненастоящий, созданный в моем сознании, прочувствованный мной".

Денис и Дмитрий Моисеевы
Денис и Дмитрий Моисеевы

Дмитрий подчеркивает: чтобы снять кино о Сахалине — надо с него уехать: "Такой вот парадокс, что пока ты находишься на острове, про него снимать совсем неинтересно. Видимо, чтобы что-то понять, необходимо дистанцироваться". Режиссер с островными корнями, живет в Москве уже 6 лет. Но часто возвращается на малую родину, где живет его брат-близнец и главный киносоратник. В их творческом дуэте Дмитрий занимается режиссурой, а Денис отвечает за визуальную сторону картин. "В объятиях моря" стала шестой картиной в режиссерской биографии Дмитрия Моисеева. За плечами сахалинца мистический фильм "Пропавший", который тоже показывали на "Крае света".

— Для нас большая честь, что нашу работу покажут на открытии кинофестиваля. Это родной остров, поэтому чувства, которые нас переполняют, особенно сложно описать. Очень здорово и приятно. Хочется, чтобы фильм посмотрели сахалинцы, — отметили братья Моисеевы.

***

— Ваш тезка Дмитрий Медведев своим неожиданным визитом на Сахалин, внес коррективы в жизнь острова и, возможно, внесет какие-то изменения и в фестивальную жизнь. Что будете делать, если вдруг премьер-министр явится на красную дорожку и захочет посетить открытие "Края света"?

— Ничего особенного делать не будем. Если придет, значит на фестивале "Край света" будет одним зрителем больше.

— Алексей, скажите несколько слов напутствия сахалинцам перед самым главным кинособытием на острове, перед стартом "Края света".

— Напутствие может быть только одно — почаще ходите в кино. Хочется поблагодарить Сахалин и региональные власти. На фестиваль выделяются достаточно большие деньги, люди бесплатно посещают сеансы, более того, сахалинцам дают возможность смотреть не просто новое кино, а самое актуальное и самое интересное в мировом кинематографе, соприкоснуться с этим миром, мне кажется, это невероятно щедрый подарок со стороны правительства области и губернатора, они, конечно, молодцы. Этим подарком сахалинцам нужно обязательно воспользоваться, обязательно принять с благодарностью и дневать и ночевать в кинотеатре.

Фильм братьев Моисеевых "В объятиях моря", кроме дня открытия, будут повторять 27 августа, в воскресенье, в рамках программы сахалинского кино в кинотеатре "Комсомолец" в 16:30.

Получить билеты на бесплатные показы в рамках кинофестиваля "Край света", а также приобрести билеты на другие мероприятия фестиваля можно на bilet.sakh.com.

Обсуждение на forum.sakh.com

Matvey 15:29 30 августа
Братья молодцы, Спортсмены и хорошие ребята!
Читать еще 1 комментарий  

Новости

21:44 вчера, обновлено 23:47 вчера
Просмотров: 8028
Пропавший на Кунашире смотритель маяка погиб от лап медведя
21:16 вчера
Просмотров: 3589
Два универсала не поделили дорогу на перекрестке Есенина и Мира в Южно-Сахалинске
21:07 вчера
Просмотров: 5909 Видео: 1
18:55 вчера
Просмотров: 1959 Фотографий: 6
Для матерей Южно-Сахалинска провели концерт в ДК "Родина"
18:07 вчера
Просмотров: 7864
Начальника тымовского отдела полиции подозревают в превышении должностных полномочий
18:07 вчера
Просмотров: 1986
В следующем году в Корсакове приступят к возведению новой школы №3
17:53 вчера
Просмотров: 14396 Комментариев: 178
Директор "Армсахстроя" Саркис Акопян подозревается в уклонении от уплаты налогов
17:37 вчера
Корсаковская школа №2 готовится отметить 70-летие
17:31 вчера
Просмотров: 4682 Фотографий: 17
Благодарность на коленях: в Южно-Сахалинске отметили День матери
17:22 вчера
Просмотров: 4209
Раздольное будет самым развивающимся корсаковским селом в 2018 году
17:10 вчера
Просмотров: 2129 Фотографий: 5
В Южно-Сахалинске провели контртеррористические учения
17:10 вчера
Новым народным сахалинским гидом станет специалист государственного исторического архива области
17:02 вчера
Сахалинцев зовут на выставку фотографий, посвященных благотворительности
16:54 вчера
Просмотров: 4923
На юге Сахалина хотят построить областную инфекционную больницу
16:49 вчера
Просмотров: 1539
Михаил Гончарук из Южно-Сахалинска стал лучшим учителем ОБЖ региона