Курэй: танцы вокруг оленя

Праздники, Weekly, Ноглики

Так совпало, что областной праздник Курэй выпал на момент прохождения в регионе других важных событий — "Края света" и "Крыльев Сахалина". Но те, кто смог туда попасть, наверняка не пожалели. В минувшее воскресенье Курэй в прямом смысле отгремел на побережье залива Чайво. Суть обряда в том, что уйльта и эвенки в начале осени собирают оленей и загоняют их в кораль для пересчета, сортировки, отбраковки и так далее. Корреспондент Sakh.com вместе с местным населением и гостями из Якутии проводила лето, пересчитала оленей и поняла, что прошлое невозвратимо.

"Дальний угол" острова, где состоялся праздник, манит дикостью и холодной красотой. Главное, что запомнилось в этот день, — длинный мост через залив Чайво, белое побережье, брусника под ногами, олени и дети, которые искренне старались умилостивить добрых духов.

Организаторы праздника — администрация Ногликского района при участии минкультуры области и компаний "Эксон" и "Сахалин Энерджи", а также территориально-соседская община коренного малочисленного народа ороки (уильта) "Юктэ" и ТОС села Вал. Гулянья длились с утра до вечера, и репортаж обещает быть длинным. Поэтому сначала несколько обещанных ребятам-участникам фото с их лицами под названием "Привет, Sakh.com!"

Артисты Государственного театра КМНС из Якутии
Артисты Государственного театра КМНС из Якутии
Дети из села Вал
Дети из села Вал
•	Парни из Якутии
• Парни из Якутии
Нивхи Владислава Хуган и Диана Энляук (Ноглики)
Нивхи Владислава Хуган и Диана Энляук (Ноглики)

Живое существо Огонь

Праздник начался с прохождения ритуала "очищения" участников. Сначала дымом от тлеющего можжевельника, который для эвенков считается священным (чтобы каждый предстал перед верховным божеством эвенков без злых мыслей). После предстояло пройти через расщепленное дерево — чичипкан, после этого божество одарит вас своей благодатью.

Во время обряда "хулгани" участники загадали желание, завязав узлом на протянутой веревке ленточку. Обряд "еллувка" — специально для новичков на празднике. Старейшина измазал лицо каждого участника сажей — представил родовому огню.

Этот уникальный обряд провели гости из Республики Саха (Якутия) во главе с их лидером, носителем эвенкийской культуры и языка, артистом театра Олонхо Валентином Исаковым. Позднее в интервью Sakh.com он ответит на несколько вопросов.

Олень

Олень когда-то кормил и одевал северных людей, формировал их быт и общую культуру, являлся основой существования, об этом напомнил в своем выступлении мэр района Сергей Балакан. Сегодня единственная родовая община "Юктэ" (Родник) занимается на Сахалине воспроизводством оленей, численность стада сейчас чуть более 120 голов.

Напомню, год назад в рамках совместного с правительством области и компанией "Эксон Нефтегаз Лимитед" проекта на Сахалин из Якутии прибыла партия из 30 оленей. Покупали их в племенном хозяйстве "Хатыстыр" в Алданском районе, которое специализируется на выращивании племенного молодняка. Выбирали именно эвенкийскую породу, которая легко приспосабливается к условиям глубокого снега. Олени, судя по появившемуся потомству, чувствуют себя хорошо. Теперь в качестве гостей на праздник Курэй прибыла делегация из 14 оленеводов из "Хатыстыра".

Сергей Балакан
Сергей Балакан

Сергей Балакан, мэр Ногликского района:

— Силами потомственных оленеводов и многих молодых пастухов удалось сохранить оленье стадо. Очень приятно поздравлять вас с этим праздником, потому что мужество и героизм этих людей достойны уважения и зависти. Развивать традиционный образ жизни, поддерживать обычаи предков, приумножая их, передавая из поколения в поколение, — это забота всех малых и больших народов. Пусть природа всегда будет к вам благосклонна, пусть условия вашего нелегкого труда хоть немножко, но улучшаются, а в итоге приумножается поголовье оленьего стада.

Валерий Крипа
Валерий Крипа

Валерий Крипа, представитель генерального спонсора — компании "Эксон Нефтегаз Лимитед":

— Главная мудрость этого праздника, которой нам нужно учиться у оленеводов: природа — это то, что мы получили от наших предков, и то, что должны передать детям. Поэтому особенно радостно, что здесь присутствует много молодежи.

Николай Мизинин
Николай Мизинин

Николай Мизинин, начальник управления КМНС правительства Сахалинской области:

— Да, действительно, поголовье на сегодняшний день небольшое, и есть единственное хозяйство — община, которая занимается разведением северного оленя в Сахалинской области. Но я уверен, это только начало. В прошлом году осуществлен большой и тяжелый проект по завезению оленей на Сахалин из Республики Саха (Якутия) при помощи нашего партнера. В первую очередь хотелось бы поблагодарить старейшину Галину Борисовну Макарову за огромнейший вклад в сохранение и развитие хозяйства, поздравить ее оленеводов, и, думаю, мы вместе осуществим еще не один большой проект.

Среди главных гостей — артисты Государственного театра КМНС (Якутия), в составе которого ансамбль "Гулун". На сцене с колоритными песнями и танцами, словно герои древних сказаний, выступили национальные ансамбли "Сороде" (Вал), "Ари ла миф" (Ноглики), "Дорима" (Вал), "Эннэкээн" (село Хатастыр, Республика Саха), певица Маргарита Кириллова.

Морошка, печень оленя, рыба

Мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага. Участие в конкурсе национальных блюд приняли несколько команд. Оленина всех видов, салат из печени, рыбьи молоки, морские моллюски, кижуч, камбала, мос, блюда из морошки, домашний хлеб и многое другое. Первое место досталось команде села Вал (руководитель Галина Макарова). Второе заняла команда из Поронайска. Третье разделили между собой команда Екатерины Гуровской (Вал), Владислава Соловьева (Вал) и команда поселка городского типа Ноглики.

Теплое искусство

Якуты привезли с собой уникальные вещи, изготовленные из оленьей шкуры, — кумаланы (коврики), эвенкийские национальные костюмы, украшения, обереги. На их фоне выставка прикладного искусства местных рукодельниц выглядела бледно. При этом известно, что мастера у нас ничуть не хуже, правда, среди носителей духовной культуры все больше наставников, а вот с учениками проблема.

Сахалинская мастерица в шубе из меха оленя и шапке из соболя Анна Дорофеева сначала кажется не слишком разговорчивой, но неожиданно взрывается и называет себя "отщепенцем". Рассказывает, что в выставке участвует в последний раз. Что попасть сюда ей стоило больших трудов... На вопрос, почему для нее было важно приехать сюда, отвечает: "Потому что здесь все свои". Отчего и с кем противостояние, история умалчивает.

Будь, сынок, оленеводом

Вот такие фото-воспоминания были выставлены на стендах во время праздника.

Некоторое время назад жизнь свела автора этого репортажа с сахалинским писателем, ученым, исследователем истории и этнографии островного региона Валерием Косаревым, который важную часть в работе отвел изучению трагической истории сахалинского оленеводства на примере валовского отделения совхоза "Оленевод". Неприглядную жизнь села Вал он описал так: "…В первый мой приезд в 1983 году в село Вал занятыми здесь были 60 представителей народностей Севера, из них в оленеводстве работали 15 человек; во второй приезд, в 1984-м, таковых было 11 человек, а в последний, в 1986 году, — девять. Взрослых жителей поселка из числа коренных насчитывалось более 220 человек, из которых свыше 120 жили, не работая, неизвестно, чем и как, то есть, проще говоря, бичевали. Довелось узнать невероятную официальную цифру: с 1975 по 1980 годы поголовье оленей на Сахалине сократилось с 12,9 тыс. до 3,3 тыс. — почти в четыре раза! В любом другом месте, в иной отрасли за такое снижение, что называется, полетели бы головы, а на Сахалине почти открыто говорили о ненужности оленеводческой отрасли — экокультурной и хозяйственной основы двух народов!" (из книги "Тропами предков меж сопок и моря: Экологический опыт и традиционное природопользование народов Сахалина", Южно-Сахалинск, 2007 год).

Трагичность ситуации с оленями подчеркнул в интервью Sakh.com и сахалинский писатель Владимир Санги, с которым удалось встретиться в Ногликах накануне праздника. Он ответил коротко, что на день оленевода не поедет. И вспомнил жуткую историю, как много лет назад на этом празднике публично застрелился местный оленевод якобы в знак протеста против целенаправленного уничтожения стада. Видимо, это была история в назидание.

После концерта на поляне прошли состязания по метанию тынзяна — аркана на хорей (деревянный шест), молодежь и мужчины постарше прыгали через нарты, соревновались в стрельбе из лука, в национальной борьбе.

Эвенк Валентин Исаков: разделенные языки — полная тарабарщина

Главный гость праздника — народный певец, алгысчыт, олонхосут, ведущий якутских и эвенкийских национальных праздников, отличник культуры Республики Саха (Якутия), член правления ассоциации эвенков республики, носитель эвенкийского языка Валентин Исаков на Сахалин приехал уже второй раз.

Валентин Исаков
Валентин Исаков

— Я эвенк из Якутии, нас пригласили специально для того, чтобы провели обрядовую часть праздника оленеводов-эвенков и уильта острова Сахалин, — рассказал он. — Это четыре главных обряда, которые проводятся на каждом эвенкийском празднике. Обряд "чичипкан" — очищение через идола, "улгани" — обращение к богу Сэвэки, который создал Вселенную и эту срединную землю. Тем самым мы удлиняем нити своей судьбы и просим удачи для себя и здоровья близким.

Обряд угощения духа огня, по словам лидера эвенков, — это важная часть традиций. Эвенки очень почитают огонь, он спасает в долгие зимы, потому что жилища у этого кочующего народа "не очень капитальные", и только хороший костер может согреть и накормить, через дух огня они разговаривают с другими духами — земли, неба, солнца, реки, моря, леса, гор. Огонь спасает даже от комаров. Когда человек родился — его первая защита это не только мать и отец, но свет огня, который он всю жизнь хранит в сердце.

Обряд "элловка". "Элла" — уголь от костра, поэтому пометив сажей человека ставят под защиту духа родового огня эвенков.

— Что обозначает наш костюм? Это традиционный мужской костюм, и он мало чем отличается от женского. Передник — заостренный, заостренная и задняя его часть. В каждом костюме есть женская и мужская часть, потому что мы чтим и род материнский, и род отцовский. Левая сторона относится к материнскому роду, по правой части — знаки отцовского рода. В старину люди по этим знакам узнавали, кто пришел, из какой местности, кто какой родич по линии матери или отца. Это было отличительной чертой почти всех сибирских народов. В советское время традиции были утеряны, и мы, проводя обряды на Сахалине, хотим помочь возродить и у сахалинских эвенков эту традицию.

До 1931 года, рассказал собеседник, они были одним народом — тунгусами, пока их не разделили на 11 народов. И даже указали, где должны проживать эти народы, тем самым они стали разными. У эвенков и эвенов когда-то были общие корни, но народы смешались, за 80 с лишним лет их языки стали совершенно разными, и, что самое страшное, теперь самые дальние друг от друга говоры языка взяты за литературный язык. Но старики старше 60 лет, отмечает Валентин Исаков, которые свободно разговаривают друг с другом и являются носителями, это понимают и признают, что разделенные языки — полная тарабарщина. Каждый язык имеет географичность. Даже внешность меняется в зависимости от местности проживания, в частности, меняются скулы человека, и звуки начинают произноситься совершенно по-разному.

— Как власть в нашем регионе относится к коренным народам? Еще в 89-м году при советской власти мы создали ассоциацию коренных малочисленных народов Севера Якутии, с тех пор начали входить в разные уровни власти и продвигать свои предложения в законах, таким образом, сейчас власть очень нас поддерживает. Конечно, не в том количестве, как мы бы хотели, но не жалуемся. Я приехал сюда, так как являюсь артистом театра малочисленных народов, созданного в 2014 году приказом президента республики. В других регионах таких театров почти нет. Есть лишь театр в Хабаровске, состоящий из людей, владеющих фольклором и выступающих не как театр, а как носители фольклора — песен, танцев, героического эпоса…

В Якутии коренных народов насчитывается всего пять, но приняли в свою ассоциацию еще и русских старожилов, потому что "они пришли 200 лет назад со своей новгородчины и сохранили старинный говор, "гутарят" на очень интересном языке и являются последними его носителями".

Общая численность эвенков в Якутии — 20 тысяч, эвенов — 12 тысяч, юкагиров — около тысячи, чукчей — меньше тысячи, долганов — около 600. К коренным народам сейчас относятся еще и якуты.

— Мне хочется, чтобы все коренные народы, населяющие Сахалин, сохранили хотя бы часть своей культуры. С уходом стариков мы очень много теряем, с каждым человеком исчезает часть целой эпохи, пласт культуры наших народов. Мне сейчас под 70, но я очень мало знаю, по сравнению с моими отцом и матерью, зато намного больше знаю, чем мои сыновья. Из троих сыновей эвенкийским владеет только младший. Причем владеет лучше, чем я. Ему было 16 лет, когда мы провели обрядовый праздник, и он зажегся, начал изучать язык. Ученики — это самое главное в сохранении традиций.

Эвенки (устаревшее название "тунгусы") — коренной народ РФ, живут также в Монголии и на северо-востоке Китая. Всего эвенков в мире в настоящее время примерно 30 233 человека, из них 29 975 живут в России.

Ольга Хурьюн
Ольга Хурьюн

Ольга Хурьюн, ведущий методист отдела культуры КМНС областного центра народного творчества:

— Почему культура у нас отстает? Потому что живет небольшое количество эвенков и уильта, а в Якутии их очень много, и культура там развивается огромными темпами. Но и мы стараемся ее поддерживать.

Вы спросили также о распрях внутри сообщества, скажу так: что касается культуры, у нас их нет, поскольку сотрудничаем со всеми районами и со всеми дружим. Представьте, сегодня здесь были представители Охинского, Поронайского, Тымовского, Смирныховского, Александровск-Сахалинского районов и Южно-Сахалинска. Главные вдохновители — жители села Вал и поселка Ноглики. Они приехали и поделиться опытом, и чему-то научиться. Возможно, распри есть в политике, но, повторю, не в культуре. В ближайших планах — немного отдохнуть. Ведь только что закончился фестиваль "Манящие миры", мы путешествовали по всему Сахалину, потом переключились на Курэй, готовили сценарий проведения обрядов и встречали гостей. Кстати, чичипкан (ритуальные столбы) по нашему заказу изготовил мастер-резчик из Ноглик Вадим Левкун.

Примета времени: праздник Курэй вызывает интерес явно не только у сахалинцев. Заметно было, с каким интересом смотрела на происходящее пара немолодых японцев. К тому же постигать особенности национальной кухни автору выпало плечом к плечу с корреспондентом федерального СМИ. А на пустынном берегу встретился человек, который, увы, "не говорит по-русски". Гости из Якутии в один голос отметили красоту и гостеприимство острова. И это несмотря на все недостатки, включая бездорожье и отсталый сервис.

С коренными народами ситуация у нас интересная — поздно возвращаться назад, чтобы все правильно начать. В то же время еще не поздно устремиться вперед, и свидетельство тому лица молодого "коренного" поколения. Но связывают ли они свое будущее с оленеводством? Хотят ли в тундру, где нет Интернета? Почему в среде сахалинских КМНС не появляется молодых лидеров? На вопросы "о сложном и неотложном" в ближайшее время агентству Sakh.com обещал ответить начальник управления КМНС правительства области Николай Мизинин.

Читатель наверняка заметил, что на фото за спинами возвышается береговая установка "Ястреб", одна из самых крутых наземных буровых установок в мире, и едва различимая в тумане морская платформа "Орлан". По приглашению компании "Эксон" группа ребят и журналистов побывала на территории берегового комплекса. Экскурсии предшествовал длинный урок по технике безопасности, после чего гостей поприветствовал руководитель берегового пункта Фрэнк Гиберто, ответил на вопросы якутов об экологических требованиях компании, о технологиях, позволяющих не тревожить окружающую среду, и принял приглашение на праздник. Руководитель одного из отделов компании Вадим провел экскурсию по заводу, рассказав об особенностях производства.

Поезд "Ноглики — Южно-Сахалинск", где между людьми часто устанавливаются дружеские связи, в воскресенье был битком набит пассажирами. Это наши земляки, в том числе представители коренных малочисленных народов Севера, возвращались из временного стойбища оленеводов в цивилизацию. Кого-то из них на стоянке непременно встретит автомобиль. И увезет к сородичам в теплые благоустроенные жилища.

Обсуждение на forum.sakh.com

анонимный  20:09 29 августа
Дорогая (в смысле денег) реклама Эксона, с 1995 года Эксон уничтожал совхозное оленеводство расчищая (совершая преступления) территории для своих трубопроводов, а теперь пытается переписать историю сахалинских эвенков оленеводов (никого в живых не осталось)
Читать еще 5 комментариев  

Новости

09:34 сегодня
Фотографий: 6
Холмск и Кусиро будут дружить детскими садами
09:31 сегодня
Школьники Южно-Сахалинска представят свои видеоработы на конкурсе социальной рекламы
09:26 сегодня
Фотографий: 6
С Днем матери поздравили невельчанок
09:23 сегодня
2,5 тысячи сахалинцев и курильчан в этом году подали заявления о назначении и доставке пенсий через Интернет
09:20 сегодня
С 1 декабря в России введут ограничения на поставки мяса из Бразилии
09:09 сегодня
Всего один сахалинский проект получит президентский грант на развитие гражданского общества
08:58 сегодня
Фотографий: 10
Салоны часов Big Ben отмечают "Черную пятницу"
08:50 сегодня
Видео: 1
08:49 сегодня
Фотографий: 10
Eleganzza делает скидки в честь "Черной пятницы"
20:44 вчера
Волейболистки "Сахалина" поменялись домашними матчами с "Енисеем"
20:40 вчера
Водоснабжение в Александровске-Сахалинском планируется наладить к концу 2018 года
20:34 вчера
Просмотров: 3980
Автомобилисты жалуются на стиральную доску вместо улицы Деповской
20:16 вчера
Просмотров: 7221 Комментариев: 68
Сахалинский туризм возглавит Наталья Пахолкова
20:14 вчера, обновлено 22:00 вчера
Просмотров: 1593
Южносахалинцы рискуют провалиться в открытый люк на перекрестке улиц Физкультурной и Фабричной
19:24 вчера
Южносахалинцев зовут на концерт, посвященный 70-летию центральной детской музыкальной школы