"мама!": поэт велел делиться
"мама!" — пожалуй, один из загадочных и неоднозначных фильмов Даррена Аронофски. Точнее, оставался таким до начала проката. Неясная фабула, делающая отсылки то ли к творчеству Полански, то ли к хичкоковскому саспенсу. Тотальная секретность, никаких объяснений или намеков от самого режиссера. Но фильм вышел в широкий прокат, не став сугубо фестивальным хитом. А вот надо ли?
"
mother!
США, 2017
Режиссер: Даррен Аронофски
Жанр: ужасы, триллер, драма
В ролях: Дженнифер Лоуренс, Хавьер Бардем, Эд Харрис, Мишель Пфайффер, Донал Глисон, Брин Глисон, Стивен МакХэтти, Кристен Уиг, Стефан Симчовиц, Йован Адепо
Сложно рассказать о сюжете, не скатившись в спойлеры, но мы попробуем. Огромный особняк вдали от остального мира. Здесь живет интересная пара — умудренный опытом и гонимый вдохновением поэт (Хавьер Бардем) и его трепетная молодая жена (Дженнифер Лоуренс) — настоящая хранительница очага, каждая деталь в доме сделана ее руками. На ней все бытовые заботы, пока он творит. Они ни с кем не общаются, вся связь с внешним миром — стационарный телефон. И вот в этом рукотворном раю на пороге появляется пожилой мужчина — поклонник гения поэта. Потом жена поклонника. Потом их дети. И их появлением вся эта действительность, уклад, так тщательно, с любовью созданный хрупкой молодой женой, катится в тартарары…
И конечно, Аронофски немного лукавит прессе и заодно зрителю, когда говорит, что его фильм не имеет четкой трактовки и что он не отображает себя как создателя в одном из главном героев. Речи из серии "я художник, я так вижу, я создал "Реквием по мечте" и "Черного лебедя" — планка высока, и я могу себе позволить" выдают и его амбиции, и его личную причастность к истории, показанной в данном фильме. Тут и его личные взгляды на Бога и на религию, на мир, общество и на место "творца" в этом обществе. "Почему с тобой ничего не произошло?" — "потому что я — это я". Нет, на самом деле, в данном концепте нет ничего плохого — и ниша, как говорится, пока не занята. Фильмов на данную тематику действительно немного. Но промах режиссера в том, что, погнавшись за "сюрреализмом закрытых пространств", он утяжелил повествование сразу всем — тут и религиозные аллюзии, и хоррор, и слэшер, и антиутопия, и психологический триллер, и драма, и мистика. Мы уже молчим о присутствии почти всех "авторских" режиссерских приемов — обилия визуальных камертонов ("рана" в паркете, кристалл в руках поэта, зажигалка), тотальной симметрии (план особняка действительно представляет круг), монтажа, который сам Аронофски определяет как "хип-хоп монтаж", боди маунта и риг камеры — больше 50% фильма мы видим из-за плеча главной героини или же как фон, когда она в кадре. Здесь, наверное, стоит отметить недюжий, как оказалось, актерский талант Лоуренс — она "тащит" на себе все повествование, мы все видим ее глазами, через ее эмоции и ее боль. Но жаль, что всей этой "сложносочиненностью" пронзительность истории не оценить. Творец Аронофски вновь погнался за формой, а не за историей, хотя зарекался подобного не делать. В этом "мама!" схожа с недавней экранизацией Балларда "Высотка" — умом понимаешь, что, по сути, это стандартная антиутопия, а глаза видят что-то абстрактное, сюрреалистичное и на грани фола. То же и здесь — религиозные образы узнаваемы даже за плотной ширмой аллегорий, но они "тонут" в попытках режиссера шокировать зрителя.
Но отдать должное, попытки удались. Широкая аудитория фильм "мама!" просто не поняла, отдельные ценители представляют свои трактовки, на которые Даррен Аронофски отвечает фразой своего героя: "Но каждый из них интерпретирует мою пьесу по-своему — это замечательно!". Не спорим — это замечательно, это даже чудесно и похвально. Но зачем это для широких масс? 7/10
Купить билет на фильм можно на