"Убийство в Восточном экспрессе": неминуемая классика жанра. Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 06:28 SAKH
16+

"Убийство в Восточном экспрессе": неминуемая классика жанра

В кино, Weekly, Южно-Сахалинск

Творчество Агаты Кристи сформировало детективный жанр именно в том виде, в котором сейчас он считается классикой, а сюжеты ее книг стали некими канонами и позже неоднократно цитировались, тиражировались, и в кинематографе в том числе. Поэтому новость об очередной экранизации была встречена с некоторым волнением. Во-первых, "Убийство в Восточном экспрессе" — одно из ключевых произведений английской писательницы, во-вторых, экранизация классических литературных произведений, именно в "чистом виде", без аллюзий, стилизации, режиссерских фантазий, — дело кропотливое и подчас неблагодарное, рано или поздно наткнешься на вилы "книга лучше!" Плюс до самой премьеры было непонятно, чего ожидать от Кеннета Брана. В его режиссерской фильмографии есть почти все — от фестивальных и театральных драм "высокого стиля" ("Гамлет", "Макбет", "Франкенштейн") до мюзиклов, глянцевых сказок и известных франшиз ("Волшебная флейта", "Золушка", "Тор"). Размах у режиссера Брана велик, но второго "Шерлока Холмса" Гая Ричи получить все-таки не хотелось. Но забегая вперед, хочется отметить, что данные опасения не подтвердились, подтвердились только хороший вкус и чувство меры у режиссера.

"Убийство в Восточном экспрессе"

Murder on the Orient Express

Мальта, США, 2017

Режиссер: Кеннет Брана

Жанр: драма, криминал, детектив

В ролях: Дэйзи Ридли, Джонни Депп, Мишель Пфайффер, Пенелопа Крус, Джуди Денч, Кеннет Брана, Уиллем Дефо, Джош Гад, Люси Бойнтон, Марван Кензари

Думаю, не стоит описывать сюжет одного из известнейших произведений детективной литературы, перейдем сразу к достоинствам его новой экранизации. Что сразу выгодно выделяет "Убийство в Восточном экспрессе" от его предшественников — это его визуальная составляющая и созерцательность. Но эта не та созерцательность, что идет в ущерб динамике повествования и сказывается на хронометраже. Здесь живописность подчеркивает драматургию, можно сказать, является одним из героев истории — будь-то Стена плача в Иерусалиме, которая стремительно знакомит нас с главным героем Эркюлем Пуаро (сам Кеннет Брана), или же строгие величественные зимние пейзажи по пути следования "Восточного экспресса", которые нагнетают саспенс и намекают на скорую трагедию. Или же финальная сцена (не сочтите за спойлер), которая полна библейских аллюзий, но без "притягивания" или передергивания — здесь все аккуратно и органично.

Вторая сильная сторона фильма — это, конечно же, актерский состав, на который и идет подавляющее число зрителей. Потому что там разом и Джонни Депп, и Мишель Пфайффер, и Пенелопа Крус, и Уиллем Дефо, и Джуди Денч, и Джош Гад. И это тот случай, когда "пасьянс сложился", каждый на своем месте, имеет возможность раскрыть своего героя, не "перекрывая" друг друга, не завоевывая зрителя всеми возможными способами. Впрочем, и структура произведения такова, что здесь нет главных и второстепенных персонажей за исключением Пуаро, но он здесь больше спикер, чем герой в полной мере. Деппу удалось сыграть злодея от и до, игра Пфайффер даже как-то обескураживает — настолько она хороша во всех своих монологах. Джош Гад, который больше известен по комедийным ролям и озвучкам, здесь смог рассказать трагедию своего персонажа достаточно глубоко и тонко. С неожиданной стороны раскрылись Пенелопа Крус и Уиллем Дефо. Никто не смог бы сыграть княгиню Драгомирову так, как это сделала Джуди Денч. Даже артист балета Сергей Полунин, чей нервный граф Андрени — первая его роль в большом кино, здесь на своем месте. И конечно, Брана. Его Пуаро не повторяет других, можно сказать, идет от противного, но при этом он смог представить колорит этого персонажа в соответствии с литературным источником. Каст идеален, идеальна их игра. И даже длинные монологи и диалоги благодаря этому проходят на одном дыхании.

И оказывается, для грамотной, уместной к оригиналу киноверсии много-то не нужно. Не нужны экшен, обилие спецэффектов, смертельные бои и даже сложносочиненный сценарий. Не нужно "многовекового" съемочного процесса и великого бюджета ($55 000 000 "Восточного экспресса" — весьма средний показатель по современным меркам). Нужно лишь чувство прекрасного, ощущение стиля и настроения оригинала. И тогда получается произведение, ничем не уступающее произведениям "Золотого века Голливуда". 9/10

Купить билет на фильм можно на bilet.sakh.com.

Новости по теме:
Подписаться на новости