В режиме ожидания чудес
Грустно представить, что об этих детях в новогодние праздники никто бы не рассказал, поэтому Sakh.com снова здесь — в казенном учреждении на улице Украинской в Южно-Сахалинске, чтобы помочь чьим-то желаниям исполниться. Этот репортаж — еще и повод напомнить, что рождение ребенка — процесс необратимый, его нельзя переиграть и отменить. Кто-то спросит, а нужно ли повторять прописные истины? Жизнь учит — обязательно нужно.
***
Кто не знает, на нашем острове за синими лесами, за снежными горами живут себе одинокие "гномики" и "снежинки", которые круглый год ждут чудес. Сегодня в спецдоме воспитываются 37 малышей, почти каждую неделю цифра меняется.
Как и год назад, всё здесь хорошо. Чисто, тепло, празднично, за детьми ухаживают воспитатели-феи. Никто горько не плачет.
Вот только наводят грусть инвентарные номера на кроватках и тесные раздевалки, где хранятся "личные" вещи воспитанников. А еще почему-то картина ровно выстроенных детских туфелек и нарисованных на оконных стеклах ангелов.
Ромка, Андрейка, Мишка, Софья и другие
Это Роман — парень со смешным чубом. Ему нет еще и года. Врачи говорят, ребенок не совсем здоров. Однако на фотокамеру малыш смотрит с любопытством и в ответ неожиданно улыбается. Привет!
История его жизни печальна. В свидетельстве о рождении в графе "мать" и "отец" прочерки. Роженица сбежала прямо из роддома, оставив сына круглым сиротой. Где ты, мама?
Главный врач ГКУЗ "Сахалинский областной специализированный дом ребенка" Мария Старостина говорит, это нередкая история для здешних обитателей, дом наполнен трагическими событиями их прошлой жизни, но об этом позже. А пока идем туда, где живут наши маленькие герои и их воспитатели.
Это группа малышей в возрасте до года. Все кажутся похожими друг на друга, но это не так.
Дом малютки для них — и семья, и больница. Распорядок дня стандартный: кормят, купают, пеленают, лечат, убаюкивают по мере сил, снова кормят…
Специалист занимается с детьми лечебной физкультурой, проводит физиопроцедуры, массаж.
Год назад произошло глобальное для учреждения событие — объединились Южно-Сахалинский дом малютки и Александровск-Сахалинский специализированный дом ребенка. Учреждение стало областным и единственным в островном регионе, куда поступают все отказные и "потерянные" дети до 4 лет. Теперь здесь живут и здоровые, и больные. Есть дети и с тяжелыми патологиями, для которых в полной мере проводятся необходимые медицинская реабилитация и лечение.
Еще одно событие — учреждение получило лицензию на образовательную деятельность, и педагоги могут повышать профессиональную категорию на базе минобразования. Появились новые игровые зоны, разработаны индивидуальные детские программы. Благодаря реорганизации произошла замена оборудования, игрушек, детских площадок.
Напомню, областной спецдом ребенка в Южно-Сахалинске относится к минздраву и является лечебно-профилактическим учреждением, осуществляет воспитание, оказание медицинской и профилактической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Педагоги и медсестры — основной состав сотрудников учреждения. Коллектив, конечно, женский. И, к слову, исключительно местный, сотрудниц, говорящих по-русски с акцентом, здесь нет.
Лекарственное обеспечение, по словам руководства, в учреждении на высоком уровне. Дорогостоящие лекарства требуются в основном детям с экстремально низкой массой тела, страдающим бронхолёгочной дисплазией, его получают через проведение аукционов специалистами министерства здравоохранения региона.
37 малышей и одна сказка
Направляемся в комнаты для воспитанников постарше. Здесь дети учатся самостоятельности, делают первые шаги, слушают сказки, говорят первые слова. Спрашиваю, какие. По словам воспитателей, первыми словами становятся их имена. Но, что удивительно, у многих все равно это "мама".
Учреждение рассчитано на 60 детей, к концу года многие ушли в семьи, и сейчас здесь живут 37 воспитанников. Из них половина, по словам Марии Старостиной, находятся в учреждении временно (ждут, пока родители решат свои проблемы). Остальные — либо инвалиды, которых не спешат брать в семью, либо те, чьи статусные документы еще не готовы, забрать их в семью либо усыновить пока невозможно.
Если сравнить цифры за прошлые годы, то, выходит, в 2017-м через дом ребенка прошло детей меньше, чем в прошлом. 56 человек пришли и столько же покинули дом малютки (в прошлом году более 70).
Из 56 покинувших стены приюта — 17 детей-инвалидов, которые по достижении 4-летнего возраста переведены в Кировский детский дом под крыло минсоцзащиты.
О главном
— Мария Михайловна, видят ли дети другой мир, кроме черно-белого, что за окнами дома малютки?
— Стараемся по мере сил. Вчера к нам приезжал театр кукол, показали спектакль, подготовленный специально для малышей 3 лет. Но ведь не так у нас много детей, которые могут смотреть спектакли. Раньше выезжали в парк, в зоопарк. Теперь в связи с ужесточением правил перевозки необходимо иметь специально оборудованный транспорт, кресло должно соответствовать росту и весу ребенка и так далее, пока это сложно. Мы возим детей в больницу на микроавтобусе, но к лету оборудуем транспорт полностью. Кроме того, статус наших детей изменился, не все теперь в силу состояния здоровья и низкого иммунитета могут выезжать на дальние прогулки, есть угроза получения вирусных заболеваний.
— Получают ли дети высокотехнологичную помощь врачей?
— Безусловно. Сейчас готовим к отправке девочку во Владивосток для проведения операции по устранению расщелины верхней губы. Как правило, в такой помощи нуждаются дети с врожденным пороком сердца, с детским церебральным параличом, хотя многие сложные операции теперь успешно проводят и на Сахалине. Специализированную помощь дети получают на базе детской областной больницы, но если лечащий врач выявил у ребенка заболевание, для лечения которого, как он считает, необходима высокотехнологичная помощь — направляем за пределы области в медицинские центры в Москву, Новосибирск, Хабаровск.
— Как это происходит?
— Вместе с ребенком едет наш специалист, чаще — медсестра, которая, как мама, круглые сутки находится рядом и осуществляет уход. Это очень тяжелый труд — ухаживать за ребенком после операции, поверьте. Вместе они возвращаются назад. И начинается курс реабилитации, созданы все условия для этого в центре "Преодоление". Дети два раза в год проходят и двухнедельную реабилитацию на специально отведенных койках, специалисты осваивают и внедряют новые методы комплексных мероприятий.
— Как усыновители выбирают детей?
— Получают направление в органах опеки, смотрят фотографии, получают справку о состоянии здоровья ребенка, а потом приходят, общаются с ним. Есть пары, которые приходят по несколько раз, пока не найдут "своего". Конечно, все хотят здорового малыша, и я их за это не осуждаю.
— Могут ли приемные родители вернуть ребенка назад? До какого момента это возможно?
— Они могут расторгнуть договор в любой момент. Но причины должны быть вескими, не по принципу "поигрался и возвращаю назад".
Родители должны заранее знать, к чему готовиться, когда ребенок достигнет школьного возраста, поэтому с ними работают психологи. И мой опыт показывает, что иногда в отношениях дети-родители присутствуют элементы дефекта воспитания. Ведь если в школе у него вдруг проявилась агрессия, значит, что-то упущено. Значит, вы не хотели замечать этого раньше. Любое заболевание идет из детства, просто может иметь разную степень выраженности. Если вы берете на себя ответственность, идя в приемные мамы, проходите курсы подготовки! Возврат детей в дом ребенка — явление редкое, дети у нас маленькие. В старшем возрасте — это да, случается, в том числе возвращают иногда и наших детей.
— Есть такое понятие как наследственность…
— Понимаю, о чем вы говорите. Но ведь мы с вами и свою-то наследственность не до конца знаем, если на то пошло. Нужно быть готовыми ко всему, а любую агрессию и болезнь побеждает только любовь к сыну, дочери. Неважно, к родным или приемным. Заведите в доме животных, назначьте ребенку круг обязанностей, чаще заглядывайте в глаза.
Здесь нужно самим себе задать вопрос, часто ли мы с родными детьми выходим в парк, на лыжах? Часто ли говорим с ними? Беда нашего времени — телефон, компьютер, виртуальное общение, отсутствие ответственности в заботах по дому и как итог — агрессия и одиночество.
— Кто в большинстве эти родители, отказавшиеся от детей?
— Главная причина — алкоголизм и его последствия. Есть дети мам, которые находятся в местах лишения свободы, многие из них не отказываются от детей и по возвращению забирают. Но на период, пока мамы нет, детей могут взять к себе приемные родители. Родная мама имеет право забрать малыша, ведь по закону у нее были объективные причины не исполнять свои родительские обязанности, и лишать ее за это родительских прав никто не имеет права.
— У нас органы опеки в телесериалах часто показаны "плохими тетями", которые стараются правдами и неправдами забрать ребенка из семьи. Это не так?
— Совсем не так. По органам опеки сейчас, как говорится, только ленивый не потопчется. Не изъяли ребенка из семьи, если что-то случилось, — плохо. Изъяли у родителей-алкоголиков — тоже плохо. Считаю, в законе должно быть четко и подробно прописано, в каких случаях следует забирать ребенка из семьи. Если он находится в опасном положении, где постоянный "разгул", — обязаны изъять, пусть мамы-папы пролечатся.
Однако я знаю семьи, где родители лечились по три-четыре раза, и им снова возвращали детей. Отец проспался и опять любит, и так до бесконечности. А ребенок снова и снова переживает расставание с мамой, которую только начал узнавать. Это очень тяжелая психологическая травма. А после ухода мамы малыш плачет, не ест, не спит, болеет.
Мы тоже, как и органы опеки, выглядим в глазах проспавшихся алкоголиков агрессорами, когда просим их не приходить часто на свидания, если видим от этих мимолетных объятий меньше пользы, а больше огорчений. Так, может, вы решите сначала все свои проблемы, а потом придете и заберете свое чадо домой? Каждый случай требует особого подхода. Возможно, в благополучной приемной семье ребенок рос бы счастливее.
Если же мама по-настоящему скучает, старается и действительно оказалась в сложной ситуации, мы обязательно поможем ей пережить этот трудный период жизни.
— Кроме мам другие родственники имеют право общаться с детьми?
— Да. Но мне странно и больно видеть, как на короткие свидания приходят здоровые бабушка и мама и говорят, что скучают. А для чего вы ходите? Я понимаю, мама родила без мужа, она много работает, жалко ее. Но вы же бабушка, помогите дочери! И если уж так случилось, не тешьте самолюбие, проявляя "материнскую любовь", сделайте так, чтобы ребенку было хорошо, а не вам. Вы не вставали к нему бессонной ночью, не знаете, когда у сына появился первый зуб, как он общается с другими детьми, как учится держать ложку, кто ему читает сказки…
У многих молодых семей сегодня есть проблемы с жильем, кто-то приехал с севера, снимает комнату, ищет работу, и сидеть дома с ребенком нет возможности. Мы все это понимаем. Но если есть родные, особенно бабушка, она обязана помочь. Горько, что при живых "бабках, дедках, тетках" ребенок расплачивается за чужие проблемы.
В то же время, в моей практике встречалась мама, которая действительно оказалась в сложной ситуации — больной отец и старший сын на руках, ей приходилось много работать и содержать семью. Родила девочку, но приходила к ней в дом ребенка каждый день. А через год забрала.
— Как вы живете среди стольких бед? Ведь невозможно полюбить всех, а через ваши руки проходят сотни малышей…
— Когда люди говорят "я очень люблю этих детей", например, детей с синдромом Дауна, они лукавят. Невозможно любить всех, их можно жалеть, сопереживать, проживать их жизнь, понимая, что все трудности у них впереди. Понимая, что, раз они, будучи в утробе родителей, не были им нужны, то и сейчас никому не нужны, коль не смогли попасть в приемную семью. Свою судьбу им нести и дальше. Страшно понимать, что эти дети, возможно, никогда не ощутят своей нужности кому-то.
А есть ребята, к которым искренне привязываешься настолько, что скрыть это невозможно. Был у нас малыш, который в 9 месяцев весил 12 кг (откормили!), очень разумненький. Захожу в группу, и он сразу просится на руки, понимая, что я выделила его среди других. Никогда, наверное, не смогу понять, как можно оставить такого чудесного мальчика в доме ребенка.
Наша работа очень важна, сотрудники, которые не сумели этого понять, уходят.
— Многие люди готовы оказать дому малютки помощь, но не знают какую!
— Спасибо всем, кто помнит о наших детях. Бывали ситуации, когда помощь действительно требовалась срочно, например, когда в апреле тайфун сорвал крышу, тогда нас выручила компания "Сфера", приехали и восстановили. Мир не без добрых людей.
Очень многие хотят поздравить детей и привозят подарки с конфетами. Забывая, что это малыши, многим до трех лет шоколад противопоказан. Как и детям с аллергией противопоказаны цитрусовые и так далее. Памперсы и игрушки мы принимаем с радостью.
На днях прошел новогодний праздник, и нам столько подарков надарили! Хочется сказать спасибо благотворителям, особенно тем, кто стал для нас, как говорят, палочкой-выручалочкой. Когда возникает острая проблема, мы с легкостью обращаемся к ним за помощью.
Пользуясь случаем, выражаю благодарность за помощь компаниям "Азия Транс Проекты" (генеральный директор Иван Витальевич Казённов), "Вирго" (генеральный директор Жанна Скурятина), индивидуальному предпринимателю Игорю Куряеву, сотрудникам УКОН УМВД России по Сахалинской области (за помощь в очистке снега), волонтерскому комитету компании "Эксон Нефтегаз Лимитед" и другим.
Счастье — это…
Жизнь в доме малютки течет по своему сценарию в вечном режиме ожидания чудес. Говорят, в органах опеки существует очередь на прием детей в семью. Как только у ребенка появляется статус отказника, усыновители тут как тут. В настоящий момент трое детей готовятся уйти в приемную семью.
Список детей, подлежащих усыновлению, формируется органами опеки и попечительства по месту их рождения или жительства на момент утраты родительского попечения. Все сведения попадают в общефедеральный банк данных и доступны для каждого одобренного кандидата в родители.
Главное, чтобы вдруг не выяснилось, что малыш снова оказался лишним в цепочке чьих-то проблем и обстоятельств. Чего скрывать, есть и люди, берущие ребенка из корыстных целей. Тогда возврат его в сиротское учреждение обеспечен. Но встречаются и абсолютные альтруисты — влюбляются в малыша с первого взгляда и готовы взять и растить его, несмотря ни на какие сложности.
О новом в 2018 году. С января таким детям, как Ромка (с прочерками в документе вместо "отец" и "мать") Пенсионным фондом будет выплачиваться пенсия, подобная пенсии по потере кормильца.
А еще — после того, как президент Сбербанка Греф сделал подарок детям-сиротам в виде создания вклада "Социальный", который имеет накопительный процент с фиксированной ставкой, детям открыли такие счета. С 2016 года, по словам руководства учреждения, на всех детей открыты социальные вклады до достижения ими совершеннолетия. Кроме процентов на вклад могут поступать и родительские алименты, независимо от того, живет ребенок в учреждении или в приемной семье. Теперь у детей-сирот есть шанс на дальнейшее, взрослое существование в большом мире.
В детских группах теперь, согласно новому постановлению правительства, должно бывать как можно меньше посторонних людей. Вспомнились времена, когда наши депутаты и чиновники разных уровней наносили визиты в сиротские учреждения и очень любили делать фото с младенцами на руках. Теперь им дорога туда закрыта.
Кроме того, воспитатели в одной группе не должны теперь часто меняться, чтобы формировать чувство привязанности ребенка к одному человеку.
— Хочется сказать будущим мамам, что всегда можно найти выход из любого трудного положения, — провожает меня главврач учреждения. — Даже если в доме ребенка установят золотые унитазы, если каждому ребенку выделят отдельную комнату — ничего не изменится в его жизни. Потому что мы никогда не сможем заменить им родителей. Если ребенок ночью заболел, конечно, персонал берет его на руки, измеряет температуру, делает все, что сделала бы мама. Но воспитатель — не мама. Главный человек в жизни не подойдет, не погладит, не поцелует его, не согреет. А значит, малыш и дальше будет просыпаться в темноте.
Уходя, оглядываюсь на маленькое желтое здание, застрявшее среди здешних трущоб, и мысленно говорю спасибо женщинам, которые там работают круглые сутки. Я думаю о детях, которые пока не знают, что кроме этого дома существует еще параллельный, блестящий, живой мир. И еще, что, живя у моря, они никогда не видели его. Как бы ни было, год для обитателей дома ребенка был счастливым, одни появились на свет, другие выжили после тяжелой болезни, а есть малыши, которые впервые в жизни встретили праздник возле домашней елки с подарками, вот что главное.
Счастье — это семья. Это когда никто ни с кем не расстается.