Лягушка: люди или природа?
Останец Лягушка долгие годы является одним из мест силы, которое притягивает не только туристов, но и обычных жителей Сахалина. Большинство островитян добираются до села Весточка на собственном транспорте, "бесколесные" товарищи несколько раз в день могут попытать счастья и сесть на межмуниципальный автобус. Если в одну сторону он едет в удобное время (8:30), то обратно его придется ловить в обед или ждать до вечера, и добраться до областного центра проще всего на такси.
В конце апреля Sakh.com писал про
— А что это за название? — спрашиваем мы у одного из рабочих, который устанавливает табличку с надписью "Ошири" на одну из беседок. Другие зоны отдыха получили имена "Окупава", "Тин", "Абе", "Кандо" и "Камайпуйяра" — достаточно редкие для Сахалина названия, которые проблематично распознать даже после путешествия по "мировой паутине".
— На каждой беседке мы повесим айнские слова, которые означают "счастье", "вера" и так далее, — рассказывает один из рабочих, которым оказался один из известных "сахалинских моржей" Валерий Кучинский. Он ухаживает за Лягушкой уже шесть лет. — Подрядчик на работу берет людей из ближнего зарубежья, которые часто меняются. На стройке должен быть человек, который знает местность и следит за всем.
"Смотрящего", как сам себя иногда называет сахалинец, расстроила публикация Sakh.com и мнение островитян на форуме. Особенно это касается утверждения, что деньги на благоустройство растащили. Как часто бывает в России, их просто не успели вовремя освоить (несколько миллионов до сих пор лежит в запасе), а делать большую часть работ в зиму — это, конечно, привычное для островного региона дело, но достаточно бессмысленное.
— Мы сделали закрытую беседку одну и думали внутри поставить мангал, там же хранятся бревна для отдыхающих, чтобы они могли разжечь огонь. Но вместо этого они жгут строительные материалы, поджигают столы. У нас в домике моржей, который сейчас переоборудован под подсобку, часто воруют. Приехали интеллигентные люди, а потом мы недосчитались топора и горелки. Другие украли рулетку, — рассказывает об одной из главных бед этого места Валерий Кучинский.
На территории нужна постоянная охрана, потому что сахалинцы не могут сами за собой следить и вести себя прилично, но пока муниципалитет этим не озаботился. Редкий гость уберет за собой мусор (хотя выкинуть его на самой территории тоже некуда), а скорее погромче включит музыку и будет мешать другим наслаждаться природой. Особо дерзкие "местные" из Весточки иногда пытаются заехать к Лягушке на квадроцикле — от таких гостей пришлось на мосту поставить валун.
— Он говорит, что мне лучше не портить с ним отношения? А зачем мне с ним хорошие отношения, если он портит порядок, — резюмирует островитянин.
Во время импровизированной экскурсии удалось посмотреть растения, которые высадил Валерий Кучинский — в этом списке есть жасмин, смородина, акация и несколько видов цветов. Увидеть их можно, если хорошо изучал ботанику в школе или натренировал глазомер высматривать в траве колышки, которые поддерживают новую жизнь на месте силы. Природа здесь действительно шикарная, а для тех, кто хочет быть поближе к ней, по всей территории есть несколько пунктов, где на деревянный настил можно поставить палатку и спокойно отдыхать.
Конечно, проблем при благоустройстве ещё хватает. Прежде всего нужно понять, кто и как будет ухаживать за всем построенным имуществом — уже сейчас снова нужно обрабатывать беседки, чтобы их не съела местная живность, но пока действий в этом направлении от муниципалитета не видно. Нужна возле Лягушки и нормальная платная парковка (это поможет зарабатывать деньги на поддержание благоустройства), а заодно асфальтированная дорога до неё. Неплохо бы организовать и более доступный общественный транспорт.
Работа с соавторами Sakh.com зачастую вводит журналистов в заблуждение, потому увидеть место своими глазами намного вернее и помогает адекватно оценить ситуацию — каждый ведь смотрит со своей колокольни. Деревянная дорожка смотрится не так экстремально и аутентично, как старые мостики, но они повышают доступность места — спокойно гуляют по настилу и дети, и беременные, и старики с тростью.
— Нам часто говорят за это спасибо, потому что раньше многие просто не могли тут пройти, — отмечает Валерий Кучинский. — Многие мосты делал своими руками из валежника, который тут был. Иногда случались казусы — по проекту мост должен быть восемь метров, а в реальности он 24 метра. Ещё и хабаровские проектировщики хотели сделать навесную крышу, но кто бы её чистил зимой от снега? Пришлось отойти от их задумки.
Строителям пришлось частично изменить путь — раньше дорога проходила по берегу реки, но весной он традиционно обваливался, поэтому настил положили на болота. Неизвестно, сколько он продержится в таком виде, за любым объектом нужны внимание и уход, но муниципалитету было бы неплохо "вписать" новое строение в рельеф местности, чтобы мостики не выглядели инородным телом. Например, позвать художников и активистов — они справятся лучше рабочих из ближнего зарубежья.
Уже во время подготовки материала в редакцию ИА Sakh.com обратилась сахалинка Виктория, которая гуляла с ребенком на Лягушке после обеда и видела несколько неприглядных картин. "Встретил" островитянку мужчина, который спал в кустах с бутылкой водки в руке, а рядом с ним в нескольких метрах лежали тапочки. Это был основной дневной контингент места.
— В беседках сидело прям быдло. Эти люди распивали водку, матерились и кричали на весь лес. Вся тропа на Лягушку усыпана фантиками, пустыми бутылками из-под пива, а на самом останце бегала детвора и собирала монеты, оставленные туристами! — эмоционально рассказывает островитянка. — Я не понимаю, зачем надо было делать Лягушку доступной для всех, если за этим никто не следит? Сейчас мне придется вместе с ребенком искать новое место, чтобы просто в тишине погулять.
Повышение доступности в разы увеличило количество туристов, которых нет лишь ранним утром — это единственное время, когда можно насладиться немного обстановкой на останце. Администрации Южно-Сахалинска стоит пересмотреть свою политику, потому что распитие спиртных напитков в общественном месте (муниципалитет его сам сделал таким) не только мешает отдыхать, но и влечет за собой опасность — не каждый пьяный мужчина сможет устоять на ногах и не разбить голову об березу. Если это будет исправлено, то островитяне снова смогут найти контакт с местом силы, а пока это сделать проблематично. Слишком уж много звуков вокруг, а природа все-таки любит тишину.