16+

"Мотылек": еще одна попытка

В кино, Weekly, Южно-Сахалинск

Первая экранизация автобиографического романа Анри Шарьера о реалиях каторги во Французской Гвиане 30-х считается кинематографической классикой, хотя в свое время она не была удостоена крупных наград. Тот случай, когда фильм оценили не сразу, но гениальность Далтона Трамбо как сценариста все-таки вписала "Мотылька" в историю. И тот фильм действительно был монументальным, глубоким с пронзительным финалом. Спустя 44 года нам представляют новую киноверсию нашумевшего в свое время бестселлера.

"Мотылек"

Papillon

Чехия, Испания, США, 2017

Режиссер: Михаэль Ноер

Жанр: триллер, драма, криминал, детектив

В ролях: Чарли Ханнэм, Рами Малек, Томми Флэнаган, Ив Хьюсон, Роланд Мюллер, Майкл Сока, Кристофер Фэйрбэнк, Йен Битти

И кажется, что "Мотыльку" вновь повезло с актерским составом. Чарли Ханнэм со своим новообретенным амплуа благородного маргинала, уверенно набирающий обороты в карьере Рами Малек. История, естественно, осталась прежней — взломщика сейфов по прозвищу Мотылек приговаривают к пожизненному сроку за убийство, которое он не совершал, и этапируют до французских колоний в Латинской Америке. Волей судеб он знакомится с миллионером Луи Дега, который также получил пожизненно за махинации. С их прибытия на каторгу начинается борьба за выживание в невыносимых условиях тюрьмы посреди джунглей, окруженной морем, откуда, казалось бы, невозможно бежать, а попытка это сделать закончится в карцере.

Даже если не оглядываться на оригинальную ленту 1973 года (хотя, судя по ключевым диалогам, повторенным 1:1, создатели новой версии как раз оглядывались и сверялись с фильмом Шеффнера), первое, что сразу бросается в глаза, — абсолютная сумбурность ленты. При почти том же хронометраже повествование получилось весьма разрозненным, сцены наслаиваются одна на другую, и в итоге зритель не может прочувствовать весь трагический запал истории. Персонажей нам не раскрывают как таковых, а просто действуют по шаблону — несломленный благородный преступник — сын школьных учителей, богатый наследник, который смиряется со своей судьбой, начальник колонии с выправкой и ледяными речами о том, что "Франция забыла о вас... Забудьте и вы о Франции". А на самом деле, герои романа не так однозначны, есть множество деталей, реплик, моментов, которым не нашлось почему-то места в этой версии.

Что же до всего остального, "Мотылек" — не тот фильм, где можно отметить динамику, локации, операторскую работу, так как все это вплетается в одну прочную канву, как и у многих других тюремных драм. Кстати, о тюремных драмах — режиссер Михаэль Ноер как раз сделал себе имя на иллюстрациях суровых будней не менее суровых датских заключенных, но в конкретном случае это сыграло с ним злую шутку. В "Мотыльке" появилась неуместная современность, особенно в образе, поступках и мотивации главного героя. Однако, несмотря на этот и ряд других недочетов, нельзя назвать этот фильм полным, тотальным провалом. Фактура сохранена, стилистика выдержана, даже есть какая-то самобытность за счет оммажа автору книги Анри Шарьеру в финале. Но культовым этот фильм явно не станет. 6/10

Купить билеты на показы фильма можно на bilet.sakh.com.

Узнавайте новости первыми!
Подписаться на новости
Telegram Подписаться в Telegram WhatsApp Подписаться в WhatsApp