Делаем развлечения доступными — команда сервиса bilet.sakh.com. Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 00:12 SAKH
16+

Делаем развлечения доступными — команда сервиса bilet.sakh.com

Потребительский рынок, В кино, Weekly, Южно-Сахалинск

В августе 2016 года Sakh.com запустил на Сахалине сервис по продаже билетов на развлекательные мероприятия — от концертов классической музыки до выступлений модных диджеев. За два с небольшим года существования сервис позволил прикоснуться к прекрасному более чем 35 тысячам жителей и гостей Сахалина и Курил, а также сделал для них ближе и понятнее масштабные островные события, подобные кинофестивалю "Край света". Корреспондент ИА Sakh.com накануне 20-летия компании Sakh.com встретился с командой сервиса и узнал, как рождался bilet.sakh.com и почему одно ложное сообщение о заложенной бомбе может стоить километра нервов и трех бессонных ночей. О работе сервиса рассказали его руководитель Александр Ким, главный разработчик Никита Иванов и менеджер Анастасия Конохова.

Александр, Анастасия, Никита
Александр, Анастасия, Никита

Как вообще возникла идея продавать билеты? Нет, понятно, что XXI век и все уходят в Интернет, но все-таки?

Александр: Этот проект рождался довольно легко. После запуска достаточно успешного проекта "Еда" мы поняли, что подобные сервисы востребованы и нужны людям. У нас уже был отчасти смежный проект "Афиша", который покрывал большинство событий в Южно-Сахалинске и области: информировал, рассказывал, объяснял. И хорошим дополнением к этому должна была стать возможность не просто прочитать про кино или постановку в театре, а не выходя из браузера или приложения, купить туда билет. К тому же некоторые организаторы концертов и пользователи интересовались у нас возможностью добавления этого функционала. Но этот рынок был для нас непонятным, мы на нем никогда не работали, поэтому сперва довольно долго просто изучали: какие есть билетные системы, с какими трудностями сталкиваются организаторы при реализации билетов, какие процессы предшествуют запуску продаж. И благодаря усилиям нашим и компании "АртСити65" (организаторы, которые активно помогали нам при разработке проекта) мы к августу подошли с первой бета-версией.

— Я так понимаю, что вся эта доработка легла как раз на плечи программистов? Никита, насколько сложно было разобраться и "допилить" все эти аспекты?

Никита: Когда я пришел на Sakh.com, практически сразу меня определили на "Билеты" — он тогда уже в проектной стадии разрабатывался примерно месяц, а в плане кода — недели две. Сразу же начал работать над внутренней частью — админкой, потом уже делали связку с приложением, которое используется для валидации и контроля входа. Все это мы за 8 месяцев примерно отработали и запустили. С точки зрения задачи было несложно — проект был хорошо подготовлен, сама структура была проработана весьма подробно — функционал, базы данных. Работа меня сразу увлекла технически интересными вещами, которые планировалось реализовать в достаточно быстрый срок. Пользователи видят только верхушку айсберга проекта, но самые нетривиальные и сложные вещи не на виду. Там есть и встроенный редактор схем залов, своя система разметки цен, статистики и так далее. С точки зрения технологий система состоит из нескольких мини-проектов и модулей для работы с кино, ски-пассами и простыми билетами.

Вообще самым интересным был не первый релиз, а последующая доработка системы, когда проект обрастал новым функционалом и привлекал новых пользователей.

Александр: Пришлось разработать быстрый и надежный сканер билетов в приложении контролера. Только на тестирование одной этой функции потратили более недели. Бедный разработчик приложения, в тот момент я думал, что он уволится. Потому что надо было сделать так, чтобы это не просто работало нормально, но и работало быстро. Когда 500 человек приходят на концерт их надо очень быстро всех пропустить. И вот неделю мы его до ума доводили: первый день приходим, я распечатываю тестовые билеты и подношу ему один за одним всю пачку. Не успевает. Значит, надо доработать. На следующий день снова тестируем — вроде работает. Ок. Давай теперь сканировать с устройства похуже — подносим старый телефон, а все не очень как-то работает. Хорошо, давай доработаем, чтобы и на таких минималках получалось. И так далее. После того, как разобрались с бумагой, начали отрабатывать, чтобы с экрана смартфона все это работало. Тогда казалось, что мы все предусмотрели. Но это оказалось не так.

Первое событие было у нас — вечеринка Vivi la Cosmo. Для нас это оказалось вызовом, потому что мы "затачивали" сервис на концерты, но вот эта вечеринка возникла внезапно и стала дебютом. Проблема была в том, что мы во всех ситуациях предполагали, что люди зайдут в зал к началу события и на этом контроль билетов будет завершен. А на эту вечеринку люди входили и выходили, с начала события и до часа ночи где-то, и каждого необходимо было отсканировать. Через пару часов батареи на устройствах разрядились, пришлось искать, где их зарядить, но это было меньшее из зол. Потом оказалось, что люди могут прийти не просто с распечатанным билетом, хотя делать это не нужно, а, например, с распечатанной фотографией экрана монитора, на котором билет открыт. К такому нас жизнь не готовила.

Анастасия: А иногда люди распечатывали огромный QR-код на весь лист А4 и чтобы все это отсканировать, приходилось на три метра отходить. Другая крайность — тот же лист А4, на котором распечатан код такой маленький, что его просто физически невозможно считать.

Александр: Все это затрудняло и замедляло контроль. Так что после первого же полевого теста у нас был список из 10 листов, на которых было написано, что нам нужно доделывать, переделывать, дорабатывать. Кое-чем до сих по занимаемся.

— Как потенциальные партнеры к идее сервиса отнеслись?

Александр: Разные организаторы по-разному относятся к технологиям и внедрениям нового в сервис. Кто-то в этом заинтересован, а другим проще в журнале на бумажке написать или по билетам традиционным пускать. С некоторыми партнерами было сложно — они должны были разобраться во всем этом, погрузиться, времени на это уходило довольно много.

Добавляло проблем и то, что у нас в рамках единого сервиса было очень много всего. Ски-пассы на "Горный воздух", бесплатная раздача билетов на "Край света", хоккей — это все разные подпроекты со своими нюансами и набором функций. Например, на том же "Крае света", не умоляя всех заслуг его организаторов, фестиваль-то классный, были вопросы с программой и расписанием. Данные мы получили за два дня до начала фестиваля — для них это норма, а нам пришлось понервничать.

Никита: "Край света" — это отдельный подпроект, и тестировать его приходилось в ужасно сжатые сроки. Мы три недели пилили функционал на тестовых данных, а когда партнеры стали забивать расписание, мы поняли, что у нас все посыпалось и половина не работает. Весь фестиваль для нас проходил в таком формате дедлайна, не могли даже расслабиться особо и всю неделю тщательно следили за статистикой, метриками посещаемости и исправляли ошибки в коде. Но очень приятно потом было видеть, как люди пользуются нашим сервисом, для них впервые не пришлось на фестивале стоять в очередях, приходить за 2-3 часа до сеанса, чтобы успеть взять билет и мириться с их отсутствием в кассах.

Александр: Да, когда мы работали, мы ожидали один формат данных, но он оказался другим. И нам пришлось за два дня все это экстренно дорабатывать в круглосуточном режиме. Нельзя было сказать: "Простите, ребята, мы потом запустимся". У фестиваля строгие рамки и у нас, соответственно, тоже. Но все-таки успели.

Никита: Вообще-то не всё — например, у нас не было системы возврата в первой версии "Края света". Билеты были бесплатными, и мы думали, что люди не будут этим заморачиваться — просто не пойдут и все. Но оказалось, что есть много принципиальных зрителей, которые не хотят места занимать, — и все это легло на нашу поддержку. Насте звонили, она нам передавала номера заказов и мы все это вручную в базе редактировали. Ко второму нашему фестивалю в 2018 мы, конечно, все это доработали. Но, признаться честно, изначально мы довольно много вещей делали на коленке — работы было много, все было не успеть, поэтому какие-то моменты мы стратегически выбирали — надо, чтобы все было, но какими-то вещами пришлось жертвовать ради общей работоспособности сервиса.

Александр: С возвратами нам вообще не везло. Первый запуск продажи билетов в кино был в "Самом лучшем кинотеатре". Для нас это был ответственный момент, все знали, что кино куда более востребовано, чем концерты, поэтому мы долго к шли к запуску. Там была долгая история, планировали осенью еще запуститься, но только зимой смогли доработать. Доделали, запустились, все было хорошо, даже отметить хотели, но сил не было, мы тут круглосуточно трудились. Все вроде было готово. Но! Мы не сделали автоматический возврат билетов.

"Ну что может случиться за два дня? Прилетят нам пять возвратов, мы их руками отработаем без каких-то проблем серьезных" — успокаивали мы друг друга… В понедельник, думали, со всем разберемся и все. Так вот, приехал я домой, положил телефон, начал делами заниматься… Но телефон подозрительно активно начал что-то сообщать… И я понял, что все страшное, что могло случиться, случилось. В тот вечер весь "Сити Молл" эвакуировали из-за анонимного звонка о бомбе. И все киносеансы отменились, необходимо было вернуть деньги за все купленные билеты. Два дня потом мы с Никитой в офисе вдвоем сидели безвылазно — надо было все вернуть и разгрести и к тому же доработать систему в целом.

Никита: Я написал консольный скрипт, который просто возвращал билеты без всяких кнопок. Но все это приходилось вручную проверять, чтобы возврат денег был, чтобы в базе выставлялись правильные значения, отправлялось письмо и смс с предупреждением пользователю.

Анастасия: А на рабочий телефон тем временем поступала масса звонков от людей, первый раз купивших билеты в кино на нашем сервисе но, к сожалению, так и не попавших на сеанс. Приходилось в режиме нон-стоп объяснять людям, что их деньги никуда не денутся и вернутся на карты в целости и сохранности.

— Но сейчас-то все работает?

Никита: Сейчас, к счастью, все эти проблемы мы устранили и больше таких глобальных проколов не было. Вообще за 10 версий мы серьезно "заточили" наши "билеты" под мобильные сервисы — с удобной авторизацией, удобной оплатой и всякими напоминаниями даже. Начали работу, чтобы билеты стали еще и контекстным сервисом — туда добавились рецензии, которые пишут у нас ребята, рейтинги теперь есть у каждого фильма по "Кинопоиску" и IMDb. Дальше у нас в планах внедрить Apple Pay и всякие умные сортировки. Идей много: например, мы думаем над рекомендационными системами, которые будут советовать, куда лучше всего сесть или какие-то любимые места запоминать.

Самые кассовые фильмы сервиса
Самые кассовые фильмы сервиса

— Саша, расскажи, какая была цель изначально у "Билетов"?

Александр: Когда мы только запускались, была цель максимально охватить сервисом всю афишу города и острова, но сейчас цель сместилась и мы выборочно подходим к партнерам, больше заботимся о репутации сервиса и компании. Ведь наша работа заканчивается не в тот момент, когда пользователь оплатил билет, а тогда, когда он получил кайф на концерте или в кино. А если что-то плохо — то это минус нам в карму прежде всего.

Компания "Сах.ком" — коммерческая организация, не секрет, что мы стремимся зарабатывать на своих проектах. Но "Билеты" нельзя назвать проектом, нацеленным исключительно на получение дохода.

Например, мы понимали, что многие жители города желают посетить фестиваль "Край света", но по разным причинам у них не было возможности брать билеты в кассах. Или жители пригородов или других городов острова. Несмотря на большие трудозатраты, мы не получили никакой коммерческой выгоды от реализации фестивальных билетов. Но мы довольны, пользователи благодарят нас, значит все не зря.

К таким подпроектам можно отнести и ски-пассы, и реализацию билетов на хоккей. Мы изначально понимали, что в них наш коммерческий интерес не окупит затраты по разработке и сопровождению. Но это то, что востребовано у жителей нашего города. И то, чем пользуемся мы сами. Конечно, жаль, что ПСК "Сахалин" больше не с нами, но это их решение.

— Настя, с людьми всегда удается найти общий язык?

Анастасия: Если у пользователя появляются затруднения при покупке билета, то обращается он прежде всего к нам, но, к сожалению, не все возникающие проблемы мы в силах исправить, так как сбои могут быть не только у нас. Например, банк может быть недоступен какое-то время или кинотеатр дополняет расписание. Не все это понимают и многие настроены агрессивно, приходится как-то находить общий язык. Но бывают и позитивные пользователи, некоторые даже пишут благодарные письма и желают процветания сервису и это очень мотивирует.

— Были какие-нибудь забавные случаи?

Никита: Как-то мы продавали билеты на одно спортивное мероприятие, и пользователи стали жаловаться, что медленно проходят заказы, что все виснет, долго и вообще невозможно. Начали разбираться… И оказалось, что сисадмин партнера на их сервере майнил криптовалюту и все висло из-за этого. Не помню, чем тогда все закончилось, но вроде его так и не нашли.

Или как-то раз я пошел в кино на выходных и в этот момент отключилась система оплаты, к несчастью, это привело к тому, что наши пользователи забронировали несколько залов в кинотеатре, а бронь не снималась. На середине сеанса я пулей вылетел домой писать патч, это был мой лучший результат в беге на три км.

Анастасия: А вот был еще случай… Когда мы запустили продажу на хоккей, на матч "Сахалин — Одзи Иглз". Через какое-то время стали поступать сообщения от пользователей, что пропадают места. Мы не могли понять, в чем причина, какая-то ошибка или испорченные данные. Оказалось все гораздо позитивнее — болельщики разбирали билеты с такой скоростью, что пока ты выбираешь себе место, его и еще три соседних выкупал другой пользователь. За первый час продаж было продано около 250-300 билетов.

— Но все не зря? Все эти усилия?

Александр: Мы сами ходим в кино и на концерты, катаемся на "Горном" и культурно обогащаемся на фестивале "Край света", и видим, что много людей приходят с нашими билетами. И это мотивирует развивать сервис и разрабатывать новые. Стоит отметить, что к разработке проекта и его сопровождению причастны многие люди в нашей компании. Наш инициативный дизайнер Полина Галанина, которая готова менять, улучшать, дорабатывать всё практически еженедельно. Наши прекрасные журналисты, которые пишут рецензии к фильмам и спектаклям. Читайте рецензии, оставляйте отзывы — для нас это важно. Наша команда по продвижению проектов, без которой не было бы красивых видеороликов и баннеров. Наши разработчики мобильных и веб-приложений, благодаря которым сервис активно улучшается и прибавляет функционально.

— Пожелайте что-нибудь Sakh.com и всем нашим пользователям.

Александр: "Сах.ком" — это не только редакция, объявления и форум, про которые все знают, но и еще множество сервисов, которые активно развиваются. Изнутри видно, как компания стремится к развитию, задумывается о будущем, о перспективах. Мы пополняемся новыми молодыми талантливыми людьми. Очень приятно наблюдать за их профессиональным ростом и развитием и вместе с ними создавать новые продукты. У нас не все получается сразу, многому учимся на собственных ошибках. Поэтому желаю компании оставаться смелой и открытой и только наращивать обороты. Всем peace.

Новости по теме:
Подписаться на новости