Небанальное произведение искусства: рождение театральной программки. Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 03:20 SAKH
16+

Небанальное произведение искусства: рождение театральной программки

Культура, Weekly, Южно-Сахалинск

Они бывают самой разной формы — от маленьких прямоугольничков с нарисованными кусками торта до карты Сахалина двухвековой давности формата А3. С самого рождения они балансируют на узкой грани между "пощечиной общественному вкусу", которая сможет заинтересовать и привлечь, и статусом и обликом утилитарного списка с фамилиями актеров и постановщиков. Каждая из них — маленькое произведение искусства, которое может на долгие годы украсить чью-то коллекцию или отправиться на грязный тротуар сразу после очередной премьеры.

Корреспондент ИА Sakh.com побывал в отделе маркетинга Сахалинского международного театрального центра имени Чехова и узнал, как в руках милых "рекламных фей" придумываются и рождаются театральные программки.

Отдел маркетинга и рекламы
Отдел маркетинга и рекламы

Театральная программка в общепринятом понимании преследует сугубо практическую задачу — рассказать зрителю, искушенному или не очень, о постановке. Поэтому в ней должен быть список актеров и постановочной команды, возможно — обращение режиссера, раскрывающего какие-то идеи или посылы постановки. Можно добавить пару фото, какой-нибудь ключевой для постановки ход и довольно. Быть заметной и выделяющейся для этого вовсе не нужно — для этого есть ее родная сестричка афиша или многочисленные кузены-флаеры. Но банальные книжки-брошюрки — давно уже моветон в театральной среде, а некоторые программки в Чехов-центре — сложный ребус из самых разнообразных и необычных задач.

— Вообще, задача, не сказать, чтобы суперсложная, — сперва разрабатывается афиша. Ее делаем или мы, или художник, который занимается постановкой. Свое веское слово всегда говорит режиссер — все-таки это олицетворение идеи всего спектакля, его лицо. Сделать это бывает очень непросто — люди в театре творческие, всем угодить очень трудно. Когда в общих чертах афиша согласована, мы начинаем на ее основе делать программку — с одной стороны, надо "попасть" в общую концепцию, а с другой — сделать что-то необычное, что на самом деле будет интересно держать в руках, рассматривать, может, даже в коллекцию включить. Не просто маленькая афиша со списком актеров, а нечто новое, — улыбается начальник отдела маркетинга Чехов-центра Анастасия Чумак. — Я сюда пришла 17 лет назад, тогда нельзя было делать цветные программки, все было черно-белое, все печаталось в типографии, все было прямоугольным. Уже потом сумели директора убедить и сделали первую цветную — это был "Князь Серебряный", мы потом сами вырезали в ней такое "окошечко", чтобы необычность некую придать. Ну а дальше много разного было — сейчас, например, у нас очередной показ "Грозы". Так вот там у нас в центре композиции лампочка. И на каждой программке она выпуклая. И каждую у нас Эля делает вручную по специальному шаблону, никому не доверяет.

Сегодня, рассказывают в Чехов-центре, в российских театрах существует два подхода к подготовке программок. Одни заказывают огромные тиражи в типографиях и затем правят при каждой смене состава. Другие делают эксклюзивную полиграфию к каждому спектаклю и гибко подстраивают ее под конкретную сценическую ситуацию — такой же идеи придерживаются и в сахалинском театральном центре.

— Все эти замазки, черканья — это некрасиво, это неправильно. Лет 20 назад мы тоже делали так — заказывали 2000 программок и потом несколько лет раздавали. Теперь мы все сами — сами верстаем, сами печатаем, сами режем, сами сворачиваем, если нужно. Поэтому все делаем небольшими партиями — 200 на премьеру, 50-100 ежемесячно на спектакль. Плюс отдельно для труппы — это традиция, что режиссер подписывает для каждого участника спектакля персональную программку. Если нужно мы всегда какие-то правки внесем, актеров добавим или уберем, какие-то вещи поменяем, — рассказывает руководитель "фей рекламы".

Несмотря на кажущуюся простоту создания программки, добавляют девушки, процесс это достаточно длительный и требующий изрядных дипломатических способностей. Нужно привести в гармонию идеи режиссера, технические возможности театра и ожидания руководства "храма муз". Иногда это становится непростым квестом — не один день, например, потребовался для подбора правильного цвета неба в "Грозе", множество копий оказалось сломано во время обсуждения "Сна в летнюю ночь" французского режиссера Франка Бертье. Спектакль стал столкновением менталитетов, стилей и взглядов, вызовом. Пережить подобное пришлось и в ходе работы над программкой.

Афиша постановки "Гроза"
Афиша постановки "Гроза"

— Еще сложно для детей делать — хочется завлечь их как-то сделать необычно и интересно. Перед Новым годом, когда много спектаклей для юных зрителей, у нас тут целая мануфактура разворачивается — вот, например, для "Волшебного королевства" мы сделали программку в виде новогодней игрушки, которую можно вырезать, раскрашивать, вешать на елку. Производством занимались сразу в четыре пары рук — один вырезает, другой делает дырку, третий режет ленточки, четвертый все это скрепляет. Ну интересно получилось, мне кажется, — продолжает Анастасия Чумак.

Сами сотрудницы отдела рекламы о творениях своих рук рассказывают скромно — произведение искусства или нет, главное, что людям нравится. Но в самом театре некоторые программки уже успели стать предметом коллекционирования. Например, необычная театральная программка постановки "Сказки Андерсена", из которой можно было сделать собственную модель города, спустя много месяцев после премьеры украшала кабинеты сотрудников театра средневековой архитектурой.

"За двумя зайцами"

Одна из первых программок в коллекции, она была создана еще в "черно-белый период" театрального дизайна. Выполнена в классической манере. Источником вдохновения послужили декорации спектакля: ростовые животные, различная утварь, венки и другие атрибуты традиционной русской культуры.

"Князь Серебряный"

Спектакль-открытие 72-го театрального сезона Чехов-центра и первая цветная программка в арсенале нынешнего отдела маркетинга. Стала своего рода рубежом: ее появление оказалось итогом продолжительных переговоров и мучительного выбора заглавных персонажей: Ивана Грозного, Петра I и Иосифа Сталина, которые в спектакле не представлены. Именно здесь сотрудники театра опробовали применение "фигурной техники": вручную вырезали "дверцу" на обложке программки.

"Изобретательная влюбленная"

Еще одна программка сложной формы и с интересной истории. Для театрального воплощения произведения Лопе де Вега, режиссером которого выступила Клара Кисенкова, решили сделать программку в виде веера. Вырезать его также пришлось самим сотрудникам театра: размер специально подогнали под виниловую пластинку, по контуру которой и вырезали программку.

"Пегий пес, бегущий краем моря"

Программка для спектакля закрытия театрального сезона 2012-2013 годов стала первой в практике театра фигурной: здесь не просто веера или "дверцы", а объемный силуэт лодки. Именно в ней происходит действие практически всей постановки по произведению Чингиза Айтматова.

"Страсти по Андрею"

Программка для этого спектакля стала плодом трудного сотрудничества режиссера и художника: пришлось долго снимать актеров в образе, а фактура, подходящая для иллюстрации обшарпанной больничной стены, обнаружилась лишь где-то в темных задворках подвалов театрального центра.

"Сказки Андерсена"

Программкой для постановки по произведениям одного из самых известных сказочников в истории литературы оказался макет волшебного города — сфотографированная декорация спектакля. С одной стороны программки нарисован старый город, с другой — новый. Его можно вырезать, собрать, как хочется, и поставить на полку или рабочий стол. После премьеры макет был привычным украшением для многих кабинетов самого Чехов-центра.

"Гроза"

Спектакль-открытие 88-го театрального сезона, переосмысление классического сюжета Александра Островкого, в центре которого находится лампочка как символ душевной чистоты и света главной героини. Она же занимает центральное место в композиции программки — объемный источник света в отделе маркетинга по специальному шаблону вырезает специалист Эльвива Сажина, никому не доверяя столь ответственную задачу. Кроме лампочки, много времени и внимания пришлось уделить цветовому решению афиши и программки, а также образу главной героини, которую перефотографировали не один десяток раз.

"Метель"

Произведение по "Повестям покойного Ивана Петровича Белкина" Александра Пушкина получило стильные программки, оформленные в духе и манере солнца русской поэзии. Небольшие свитки-письма с узнаваемым почерком мастера и его иллюстрациями-набросками на полях выставляют в фойе театра в плетеных корзинках.

"Волшебное королевство"

Одна из последних придумок отдела маркетинга. Программка сделана как заготовка для новогодней игрушки — ее можно вырезать, раскрасить и повесить на праздничное дерево. Программка выполнена сразу из двух видов бумаги — глянцевой на обложке и матовой внутри, в месте где ее можно раскрашивать. Сама она оформлена в тематике спектакля — расписана леденцами и печеньем, а актеры, участвующие в постановке, указаны на кусочках торта.

"Собачье сердце"

Одна из самых неоднозначных и сложных программок в арсенале Чехов-центра, полностью подготовленная художником-постановщиком Сергеем Кретенчуком. На небольшом листочке собралось столько знаков и образов, что программка требует отдельного и пристального изучения.

"Тайна пропавшего снега"

Первый и пока единственный в арсенале Чехов-центра спектакль с собственным саундтреком на диске: к программке по предложению режиссера постановки Александра Агеева оказался приложен диск со всеми песнями, звучавшими в постановке.

"Тестостерон"

Пожалуй, самая графичная программка в современном арсенале Чехов-центра. Сложносочиненное произведение исписано рукописным шрифтом "под мел" и в сложенном виде складывается в пространственную формулу того самого тестостерона. Интересно, рассказывают в отделе маркетинга, что тестостерон складывается сразу с двух сторон — из-за этого печать каждой партии требует небывалой тщательности и точности, любое смещение приводит к нарушению задуманной художником и дизайнером игры.

Подписаться на новости