Я — факелоносец
Первые международные зимние игры "Дети Азии" — очень сложное во многих аспектах мероприятие. Это касается и эстафеты огня. Если в районах островного региона все прошло по отработанной спокойной схеме, то в Южно-Сахалинске невозможно не придумать велосипед. Структура финального забега до последнего оставалась неизвестной даже для хранителей огня. В итоге двух из них заменили представители Росгвардии. Безопасность превыше всего.
Как я стал факелоносцем? Всё очень просто: Sakh.com — генеральный информационный партнёр игр, и нас пригласили участвовать. Отказаться от такого интересного опыта было бы глупо. Интереснее в этой ситуации даже не сам момент прохода или пробега с горящим керосиновым факелом, а подготовка к нему. Возможность увидеть, как работают шестеренки "Детей Азии" изнутри.
Подготовка началась меньше, чем за неделю до пробега — нас позвали в холодный зал "Спартака". Пока все собирались, "торопыгам" дали подержать факел, показали карту забега и атаковали вопросом: "Смотрели ли мы видео?". Большинство сахалинцев не могло понять о чем идёт речь, поэтому пришлось устроить небольшой киносеанс. В прокате крутили только один фильм — как правильно передавать факел.
— Каждая точка передачи огня будет символичной. Вас довезут туда на автобусе, высадят, поставят. Пожалуйста, не ходите с грустным лицом! — бодрил участников представитель оргкомитета бывший глава сахалинского отделения ЦСКА Алексей Быков. — У вас будет всего 40-50 метров, поэтому идите как можно медленнее. Можете подойти к родственникам, дать пятюню детям в "живом коридоре", но не сильно увлекайтесь. 10-15 секунд — пошли дальше по этапу. Не надо устраивать фотосессию на полчаса.
Короткий инструктаж от хранителя огня Романа Трубецкого представлял своеобразный IQ-тест: факел не переворачивать, не болтать, не кидать, а лицо нужно сделать радостное. Как передавать факел, каждый должен придумать сам: можно встать на одно колено или обнять коллегу по этапу. Ответственнее всего этап тех, кому достался "поцелуй" — это передача огня из одного факела в другой. Тут главное не переволноваться.
Минут десять мы потренировались "целоваться", после чего все разошлись по рабочим местам до получения дальнейших инструкций. Места на улицах города нам сообщили за день до эстафеты, тогда же нам должны были выдать форму, но это оказалось настоящим квестом. Я достаточно крупный мужчина, и 54 размер мне нашли, а вот форма 42-44 размерв для хрупких дам оказалась на вес золота. Найти её можно с помощью зампредов правительства, но если таких знакомых у вас нет, остаётся в ночь перед эстафетой поработать швеей, чтобы подшить одежду.
Но все 40 южно-сахалинских факелоносцев смогли пробраться через небольшие организационный препятствия, и за 1,5 часа до начала эстафеты находились в специальном автобусе. Там множество начальников транспортного, медиа- и прочего цехов раздавали последние указания: улыбаться, не ругаться (прямой эфир!), запомнить, что делать на своем этапе, и дарить всем хорошее настроение. Финальная перекличка и рассказ о точках выхода заняли полчаса, после которых время просто остановилось.
В автобусе было невозможно следить за ходом эстафеты, хотя некоторые пытались выглядывать в окно заднего вида. Время шло, волнение всё не приходило. Возможно, это связано с тем, что и вокруг все были очень спокойные: кто-то вёл прямые эфиры в Instagram* или делал фотографии радостных детей перед машиной, кто-то обновлял макияж или просто болтал с соседом по этапу. Один за одним автомобиль покидали факелоносцы, как студенты, которые пошли на сложный экзамен. Спросить, как он прошёл, не было возможности — спойлеры портят удовольствие.
Уже ближе к своему 35-му этапу каждые несколько минут судорожно открывал файл-подказку, где написал, что нужно сделать — я должен был взять факел у преподавателя Сахалинского колледжа искусств Павла Гололобова и передать его мастеру спорта Артему Паку. Но к своему удивлению уже на трассе я обнаружил, что мне нужно было "поцеловать" своего коллегу по эстафете.
Этап был очень коротким, но за эти несколько минут удалось понять, зачем вообще нужна эта эстафета. Вокруг действительно была атмосфера праздника. Возможно, школьников туда и заставили прийти (они же на каникулах благодаря "Детям Азии"), но они искреннее и с улыбкой подбегали делать фотографии. А для старшего поколения подобное событие — один из немногих поводов выбраться из дома. И хорошее настроение заставляет забыть о мелочах в виде не самой надежной формы и впитывать эмоции исторического события.
Ксения Семенова, второй факелоносец ИА Sakh.com:
— Неожиданно приятные впечатления от всей церемонии эстафеты огня. Такие события — редкость, уверена, они случаются у единиц, поэтому большая честь и удовольствие прикоснуться к факелу, зажечь его в поцелуе, увидеть искренние улыбки жителей города, их интерес к играм, эстафете, к факелоносцам. С факелом сфотографировалась моя почти семилетняя дочь, и на единственном фото у нее очень гордое и даже важное лицо: с малых лет дети понимают значимость подобных мероприятий. Знаю, что об играх им рассказывали в саду, ну и конечно, дома мы говорили об этом. Это и есть патриотизм в самом чистом понимании этого слова.
Наталья Голубкова, третий факелоносец Sakh.com:
До момента выхода из автобуса как будто смотришь кино. В окнах-экранах — машины сопровождения, уже бегущие факелоносцы, морозоустойчивые школьники с шариками и закутанные почти по-якутски взрослые на обочинах. Мороз ощутимый, а в автобусе факелоносцев тепло и весело. Ты наблюдатель, а потом раз — и вмиг становишься частью истории игр. Все очень быстро и на большом подъёме, ощущается радость, энергетический поток, сопричастность. Романтичный поцелуй факелов, вспышки фотоаппаратов, дети, подбегающие сфоткаться, и даже благодарность за какую-то статью. Когда ты внутри, проникаешься атмосферой и скепсис по какому-нибудь поводу, даже если он был, пропадает. Удачи всем участникам игр!
* Деятельность организации Meta Platforms Inc, ее продуктов Instagram и Facebook запрещена в Российской Федерации.