Комментируя прошедшие выборы
Понедельник. Дым предвыборных сражений начал медленно рассеиваться над островами, а значит можно попытаться проанализировать проведенную в единый день голосования закулисную работу. Открытие участковых избирательных комиссий прошло в штатном режиме — они распахнули свои двери в 8:00, ожидая невысокую явку.
В Южно-Курильске уже в 8:02 пресса приехала для фотосессии мэра района, который решился первым проголосовать на участке. Постановочные кадры заняли какое-то время, после них свое волеизъявление смогли выразить и обычные избиратели. А их было немало. Напомним, кандидат Валерий Лимаренко набрал в Южно-Курильском районе 88% голосов.
Чего стоят только военные в участковой избирательной комиссии в Горячих Ключах, длинной очередью выстроившиеся для того, чтобы поддержать, без сомнения, правильного кандидата. Правильного в том смысле, что достойного, потому что недостойного они поддержать просто не могли. Выборы оказались не местом для дискуссий — один из вечнозеленых молодых людей контролировал заход в кабинки своих коллег по цеху под щелканье фотоаппарата. Вероятно, для дембельского альбома. Не для отчетности же перед командованием.
В 8:03 там образовалась очередь, но желание проголосовать у военных не пропадало.
В Курильском районе Лимаренко поддержали 60% избирателей, но дистанционно проконтролировать ход проведения выборов оказалось невозможно, поскольку трансляция была недоступна, что свидетельствует о явном промахе в работе избирательной комиссии. Или наоборот.
Территориальная избирательная комиссия по поводу непрозрачности выборов не особо беспокоилась — кабинет был попросту пуст. Но кандидаты по этому поводу, кажется, не особо и возмущались.
Немного скромнее выглядел Александровск-Сахалинский с 59% голосов за Валерия Лимаренко. Трансляция с одной из избирательных комиссий там тоже была недоступна.
Днем картина в целом была довольно ожидаемая — Sakh.com уже писал
На Северных Курилах интрига была настолько сильной, что не дожидаясь окончания выборов, избирательная комиссия около 19:00 устроила своеобразный "Дом-2", организовав трансляцию своего ужина. Членов комиссии, вероятно, не предупредили о том, что камера также записывает звук, в связи с чем наблюдатели стали невольными слушателями проблем района, а также узнали подробности из жизни родственников и близких членов избирательной комиссии.
Примерно в 19:45 из правительства Сахалинской области пулей вылетел заместитель полпреда по внутренней политике Григорий Куранов. Говорят, он был красноват и зол. Его помощник был молчалив и предан. Не в том смысле, что предан Куранову, а в том, что не ожидал таких низких цифр от региона.
К вечеру начала сказываться усталость — комиссии трудились в поте лица, пытаясь справиться с подсчетом голосов. Одна из комиссий Шахтерска нечаянно загородила камеру кабинкой для голосования. Так что узнать, что и как там считали, редакции не удалось.
В избирательной комиссии на улице Ильичева в Шахтерске уже к 21:00 интрига закончилась братской могилой из надувных шариков цвета триколора. В других избирательных комиссиях Шахтерска было ненамного лучше — к 22:30 членов комиссии как ветром сдуло.
Проваливший выборы Южно-Сахалинск (мы считаем так из-за огромного количества нарушений) стал центром ночной жизни региона — количество силовиков, сотрудников правительства, членов избирательных комиссий и кандидатов зашкаливало. К 00:00 парковка администрации стала ярмаркой тщеславия кандидатов — лексусы всех мастей и годов выпуска надеялись получить право стоять у стен городской думы Южно-Сахалинска 6 созыва.
Правда, некоторым кандидатам и этого показалось мало, поскольку заместитель директора департамента информационной политики правительства Николай Литус и заместитель генерального директора ООО "Строй-Альянс" Станислав Юрин, который проиграл выборы, не смогли стоять на одной парковке с рядовыми кандидатами. Для них администрация открыла шлагбаум, и премиальный "Лексус" величественно возвышался над человеческой толпой, пытавшейся сдать протоколы своих комиссий и отправиться домой. Они вальяжно названивали в администрацию, ожидая результатов. Но не тех, что они получили в итоге.
Сразу несколько избирательных комиссий в Южно-Сахалинске оказались "замороженными" — итоговые протоколы там (по неизвестной причине) составлялись лишь к 02:00-03:00. Впрочем, это неудивительно — после ранних новостей о победе Корниенко на ряде участков, составление протоколов требовало особых навыков, словом, нужна была рука мастера. И она, конечно, нашлась. И протоколы были составлены. И неправильных цифр там быть, конечно, не могло. Южно-Сахалинск