Я останусь сахалинцем!
На днях на портале Sakh.сom вышла
Первое. Почему сахалинцы уезжают? Любомудов наводит тень на плетень, рассказывая о перспективах, климате и даже клаустрофобии. Перспективы полностью зависят от нас самих. Под лежачий камень вода не течет, и если приложить достаточно усилий, то и работа будет, и заработок. Получить хорошее образование никто не мешает. В одном автор прав: ЕГЭ позволяет выпускникам сахалинских и курильских школ благополучно поступить в любой вуз страны или даже мира. Было бы желание! Многие мои знакомые, переехавшие в другие области, устроились на хорошо оплачиваемую работу и довольны своей жизнью. Конечно, есть и такие, кто не смог, но их можно назвать только неудачниками, наподобие К.Любомудова (наверно). Нужно меньше рассуждать о похожести-непохожести того места, которое стало для тебя новой Родиной. И не критиковать местное население. Наоборот, стараться понять их особенности и показать им себя с лучшей стороны.
Климат? Везде он разный. В "хмуром" Санкт-Петербурге, например, количество солнечных дней в году выше, чем на Сахалине. Но на Сахалине нет суровых зим, как в Сибири, и знойного лета, как в Поволжье. Конечно, трудно приспособиться, но можно! Переезжающим пенсионерам акклиматизироваться сложнее, вот они и распускают в интернете слухи о невозможности, о "страшных" нравах местных жителей и т.д. Просто нужно переезжать в более раннем возрасте, когда организм еще умеет гибко приспосабливаться.
А клаустрофобию автор вообще непонятно зачем приплел. Толковый словарь Кузнецова трактует "клаустрофобию" как "боязнь замкнутого помещения". Разве Сахалин — это помещение? Никто не мешает наслаждаться природой, а можно и на материк съездить без особого труда. Известны народы, вся культура которых связана с нахождением на своем родном острове: Кубе, Мальте, Исландии, Кипре, Крите и т.п. Я думаю, что Любомудов специально использует термины из психиатрического словаря, чтобы воздействовать на читателя, испугать его. А испуганный человек поверит в любую "дичь".
Теперь о тех, кто переезжает. Любомудовым создана однобокая карикатура: уехала вся молодежь, пенсионеры, интеллигенция. А кто же остался? Если мы пройдемся по улицам Южно-Сахалинска, мы увидим много молодых, стариков, людей среднего возраста. Все занимаются своими делами, учатся, работают, отдыхают. Да, на наших улицах стало больше мигрантов из Средней Азии, но что ж с того? Это нормальная закономерность, рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Мигранты переезжают к нам с бОльшими трудностями, чем сахалинцы — на материк. Они сдают экзамены на знание русского языка, культуры и истории, так они готовятся к тому, чтобы стать настоящими россиянами. И у них это получится, я верю. Не может великий и могучий русский язык и наша богатейшая культура оставить кого-то безучастными.
Любомудов, наверно, намеренно не упомянул о целой сети профессиональных колледжей, которые в последнее время были созданы в Южно-Сахалинске. В них готовят технических специалистов. То есть тех, кто будет реально трудиться в нашей области, а не болтать, как какие-нибудь менеджеры. Ведь многие выпускники чего хотят? Легкого труда! Вот и едут поступать в материковские вузы на всяких "сисадминов" и "коучеров". Такие нам и не нужны, пусть остаются настоящие работники. На них и будет основано благополучие Сахалинской области.
Кстати, если вы заметили, К.Любомудов везде говорит только о сахалинцах. Как будто курильчан в области нет! Между тем огромные зарплаты, которые получают курильские рыбаки, это главный фактор благополучия и стабильности, с которой они не хотят расставаться. А ведь проживают в худших природно-климатических условиях, чем сахалинцы.
Сахалинских бизнесменов Любомудов вообще обошел "презрительным молчанием". А ведь это те люди, которые реально зарабатывают и дают заработать другим. Бизнесмены — это посредники между трудом и капиталом, так нас учили еще в курсе марксисткой политэкономии. А как строить экономику без посредников, которые связывают производителя и покупателя? Как раз они и аккумулируют денежные средства в области, создавая высокий уровень жизни. Любомудову не помешало бы подтянуть свою экономическую грамотность, прежде чем браться за такие ответственные высказывания.
Почему сахалинцы уезжают? По моему частному мнению, из-за таких, как К.Любомудов. Эти люди раздувают истерику, пропагандируют какое-то "чемодановое настроение", которого на самом деле нет. Хочешь трудиться — никто тебе не мешает. Хочешь переехать — пожалуйста! В Сахалинской области созданы прекрасные условия для культурного досуга, даже международный кинофестиваль проводится. Можно отдыхать в наших замечательных парках, выезжать за город, общаться с друзьями. А если сидеть в квартире и глядеть в монитор, то легко можно поддаться на пропаганду какого-нибудь Любомудова, из текста в текст лгущего о каком-то "временщичестве". Я сахалинец в третьем поколении, и пока не собираюсь никуда уезжать, как и некоторые мои друзья и коллеги.
Все зависит от настроя, в этом я соглашусь с Любомудовым. Захочешь трудиться — устроишься хоть в "Связной", потому что облагораживает любой труд. А лентяй так и будет бродить туда-сюда в поисках "лучшей жизни". И никакие это не "закономерности", просто Любомудов, описывая уезжающих с Сахалина, имеет в виду любителей праздной жизни. А те, кто хочет заработать, прокормить семью, не заморачиваются всякими рассуждениями. Они, если понадобится, будут и вагоны разгружать!
Но Любомудов жонглирует изобретенными самим собой штампами "чемодановое настроение", "временщичество", "переезжанцы", "сахалинистость". Все это в сложной словесной форме подается читателю. И украшается какими-то культурными отсылками: к Харону, реке Смородине и т.д. Чтобы совсем запутать читателя, внушить ему серьезность этого поверхностной и голословной статьи. Половина слов, используемых Любомудовым, вообще вышла из употребления. Современный читатель не привык сталкиваться с такой неудобочитаемостью и лезть в поисковики для того, чтобы узнать, что такое "лайфхак". Вот они и становятся жертвами многословных сказочников типа К.Любомудова.
Если все-таки решил переезжать, никто тебя не держит и не мешает. У нас Российская Федерация: по всей территории одни законы, одна Конституция, одна судебная система. Езжай хоть в Якутию, хоть на Кавказ, везде единое правовое поле. Не место красит человека, а человек место.
А особенности жизни местных жителей (которых Любомудов презрительно назвал "аборигенами") нужно просто принять. Ведь это ты к ним едешь, а не они к тебе. Их большинство, они привыкли стоять в очередях и недоверчиво относятся к приезжим. Нужно приспособиться, а не страдать на весь Интернет, что не получается заставить весь мир уважать себя, любимого. На Сахалине, например, сейчас множество мигрантов из Средней Азии. Разве они живут "своей жизнью"? Разве они кого-то обижают больше, чем "наши", сахалинские преступники? Иммигранты заполняют тот трудовой сектор, который мы сами им отдаем, и довольны этим. Кто из сахалинцев хочет мести тротуары или чистить снег в буран? Вот и приходится полагаться на труд мигрантов.
Также и сахалинцы вполне устроятся на новом месте. Было бы желание и трудолюбие!
"Изучите обстановку" — говорит Любомудов. А как ее изучить, если нормальный человек связан трудовыми отношениями в месте, где живет сейчас? Хотя Любомудов в этом месте прав, когда говорит, что это возможно только молодежи, которой и так ничего не нужно. Все мечтают переехать в столицы, чтобы там ничего не делать, а только красоваться на Арбате и Невском. Печально, но факт.
"Ехать в похожие места" призывает Любомудов. И сам же пишет, что похожих мест нет, совсем запутывая читателя. Хотя какая разница? Большинство привыкло жить, глядя в экран компьютера или телевизора. Тут Любомудов немного прав, описывая современного человека как "информационного кочевника", которому все равно, где жить.
Хотя правота Любомудова в этом и некоторых других местах ничего не означает. Он специально смешивает правду, полуправду и выдумки, чтобы совсем запутать читателя и заставить верить в свои бредни.
Вот "рекапитуляцию" придумал Любомудов. Форумчане неоднократно указали, что этот термин имеет совсем другое значение. Но Любомудов нарочно его употребил, чтобы уподобить обычный отъезд сахалинца "капитуляции". Наши родители оказались здесь, приехав на временные заработки в сложное для страны время. Времена изменились, и если мы снова поедем на заработки в другое место, в этом нет ничего страшного, это обычное дело! Времена меняются — меняются нравы. Нужно не поднимать истерику, а подумать, как приспособиться в новом мире. А не сидеть, глядя в монитор и ожидая каких-то благ "свыше": от президента или нового губернатора.
И еще один момент статьи Любомудова не выдерживает критики. Это его издевательство над теми, кто полагается на собственный опыт и опыт своих близких. Вместо этого Любомудов вещает о каких-то "объективных закономерностях". Где они, это "объективные закономерности"? Они либо видны на примере каждого отдельного жизненного опыта, либо настолько обширны, что о них и нет смысла говорить. Для меня важнее всего мой кругозор, чем то, что предлагает автор-провокатор, называя это "объективностью". И без того много мы все настрадались от этих "философов", выдумывающих сказки о том, чего им хочется!
Сахалин меняется — вот объективная закономерность. Местное население довольно активно переезжает, иммигранты заполняют их места. И я либо приму этот факт, как есть, либо уеду сам. В обоих случаях меня эта трансформация не будет беспокоить. Я останусь сахалинцем, потому что я так хочу себя называть. И мне нет дела до того, что под "сахалинцем" понимают политики или писаки. Я хочу верить в себя, а не страдать утратой иллюзий. Нужно жить реальной жизнью, а не придумывать всякие фантастические "лайфхаки"!
Дмитрий Кукушкин, 50 лет, коренной сахалинец.