"Чужак": зло непонятного происхождения
Продолжаем карантинный обзор аналогов походам в кино. В этот раз остановимся на новой сериальной экранизации произведения Стивена Кинга — "Чужак".
"Чужак" (сериал, 2020 — закончился первый сезон)
The Outsider
18+
США
Шоураннер: Ричард Прайс
В главных ролях: Бен Мендельсон, Билл Кэмп, Джереми Бобб, Мэр Уиннингхэм, Пэдди Консидайн, Юл Васкес, Джулианна Николсон, Марк Менчака, Синтия Эриво, Дерек Сесил
Мы уже не раз говорили о воскрешении интереса к маэстро ужаса в рамках кинорецензий к "
События "Чужака" развиваются в традиционном для Стивена Кинга захолустье, где за приличными фасадами скрывается самое страшное зло. Впрочем, создатели сериала на зрителя это все сразу и обрушивают. Найден зверски убитый мальчик, все улики, вплоть до отпечатков, ведут к местному тренеру — добропорядочному семьянину, уважаемому члену местного сообщества. И вскоре обнаруживается, что тренер во время убийства был в другом месте. Следствие заходит в тупик, один из детективов прибегает к помощи частного сыщика Холли Гибни, а серия кровавых убийств продолжается.
Как вы уже можете догадаться, "Чужак" происходит в той же книжной вселенной, что и "Мистер Мерседес". У них один общий герой — та самая Холли Гибни, общая атмосфера безысходности, тихой пригородной мистики и падения нравов маленького городка. На этом общее у этих двух экранизаций и заканчивается. "Мистер Мерседес" динамичнее и более понятнее аудитории, там много держится на противопоставлении двух главных героев — колоритного детектива Ходжеса (в исполнении Брендана Глисона) и непосредственно мистера Мерседеса — Брейди Хартсфилда, антагониста с четко прописанной до мелочей историей, характером, философией. В "Чужаке" такого противопоставления нет. Здесь несколько сюжетных линий, линейное повествование нарушается флешбэками, а "особенная" Холли Гибни из персонажа второстепенного и трагикомического становится глубокой и сложной фигурой, через которую проходит вся кульминация и развязка. Медитативное развитие сюжета и вся эта тоска, сломанные судьбы и тотальное разочарование на каждую минуту хронометража серии роднит этот сериал с первым сезоном "Настоящего детектива". Особенно, если учесть, что кинговское потустороннее не проявляет себя в первой половине серий.
На самом деле, "Чужак" не вызывает однозначного восторга. И отнести его к списку самых удачных экранизаций тоже сложно. У сериала, безусловно, есть сильные стороны и много, но все-таки он специфичен. Не так, как психоделически-оккультный "Касл-Рок", но в нем есть вся эта созерцательность, акценты на деталях, замудренные диалоги, которые неподготовленного зрителя могут утомить. Да и шибкого разнообразия в персонажах нет (за исключением Гибни в исполнении на этот раз Синтии Эриво) — усталые полицейские, их замученные бытом жены, трагедии в семьях, ни за что осужденные люди. Даже когда сериал входит в ту фазу, когда в центре повествования оказываются поочередно разные персонажи, они не раскрываются, не излагается их мотивация и не прописывается их необходимость для этой истории. То же самое с финалом, к которому у большинства зрителей возникнут вопросы. Конечно, в нем нет явной спекуляции на второй сезон, и его нельзя считать отрытым, но даже те, кто смог проникнуться стилистикой "Чужака", рассчитывали на несколько иное.
Тем не менее данный сериал как отдельно взятое произведение, вне контекста кингомании и прочих "очень странных дел" в жанре хоррора, достойно зрительского внимания. Особенно, если прийти к его просмотру подготовленным и настроиться на правильную волну. 7/10