16+

"Дракула": мертвый, циничный и довольный

В кино, Weekly, Южно-Сахалинск

Немного отвлечемся от традиционного формата с эпизодами и сезонами, попробуем для разнообразия рассказать вам о самом спорном мини-сериале за недавнее время. Да, это "Дракула" от Стивена Моффата и Марка Гейтисса, тех самых, кто явил миру "Шерлока" с Камбербэтчем. И мы не знаем, что произошло такого страшного в творческой жизни этих шоураннеров, чтобы после всего этого снять столь... Впрочем, обо всем по порядку.

"Дракула" (мини-сериал, 2020)

Dracula

США

Шоураннеры: Стивен Моффат и Марк Гейтисс

В главных ролях: Клас Банг, Долли Уэллс, Морфидд Кларк, Джонатан Арис, Джон Хеффернан, Лидия Уэст, Мэттью Бирд, Саша Дхаван, Марк Гейтисс, Джоэнна Скэнлэн

Постер с сайта kinopoisk.ru
Постер с сайта kinopoisk.ru

"Дракулу" экранизируют с завидной регулярностью, цитируют и вдохновляются этим образом всюду и все. Даже с учетом того, что интерес ко всей этой вампирской тематике давно спал (впрочем, всю современную историю массовой культуры эта тема переживает то взлеты, то падания интереса к себе). Сюжет раскрыт со всех сторон, каких только не было трактовок и прочтений бессмертного романа Брэма Стокера! Начиная от каноничного монстра Universal в исполнении Бела Лугоши, заканчивая пронзительной историей Фрэнсиса Форда Копполы о том, что любовь никогда не умрет. Где-то в этом временном промежутке был харизматичный Кристофер Ли, с которым "новый Дракула" Клас Банг имеет некоторое портретное сходство. Затем — великое множество вампирских фильмов самых разных категорий в 90-00-хх. На короткий промежуток в 10-15 лет про трансильванского колосажателя как-то подзабыли, потом резко вспомнили безликим экшеном с Люком Эвансом в главной роли и фантастически унылым сериалом с томным Джонатаном Риз Майерсом в стимпанк-сеттинге. И вот теперь трилогия от Моффата и Гейтисса. Их "Дракула" живет неживой жизнью по принципам постмодернизма — когда все так плохо, что даже хорошо.

Начнем с того, что мини-сериал обладает той же картинкой, что и хорроры категории Б конца 90-х. Ничего нового, никаких головокружительных спецэффектов и потрясающего грима. Но, с другой стороны, весь этот ламповый уют замка графа Дракулы как-то цепляет. Как и то, что первая серия — это классическая экранизация оригинальной истории Стокера. То есть — молодой юрист отправлен в командировку к загадочному аристократу, который оказывается древним вампиром в плаще с красным подбоем, с невестами в недрах замка, детьми ночи и вот этим всем. Но чем ближе к развязке первой серии, тем больше зритель чувствует подвох. Мистика стремительно переходит в гротеск. Откуда-то появляется орден боевых монашек, графа Дракулу накрывает приступ эксгибиционизма — он, в принципе, здесь представлен не без юмора персонажем, которому ничто человеческое оказывается не чуждо. Совершенно не тот образ, к которому мы привыкли в кинематографе почти за столетие. Впрочем, и доктор Ван Хельсинг здесь заменен на монахиню Агату Ван Хельсинг. Но погодите выть про феминизм. Благодаря этому отступлению от канона зритель получает достаточно интересный конфликт и противопоставление. И интересный тезис о том, что истинное бессмертие — это вовсе не жить долго. Впрочем, это все будет в третьей части. А до нее — совершенно восхитительная вторая часть. Морское путешествие графа в Новый свет, где Клас Банг раскрывает своего персонажа больше, чем это позволяет оригинальная история. Тонкий румынский юмор, тяга к изучению иностранных языков (это был достаточно смешной момент), очаровательная непосредственность в своем злодействе. Сюжет морского путешествия выстраивается по принципу "десять негритят", и оно могло стать захватывающим детективом, если бы мы не знали, кто убийца. Помимо этого, именно во второй серии есть предпосылки к слэшеру. На третьей серии, которая носит название "Тёмный компас", создатели пускаются во все тяжкие. Здесь и тайные лаборатории, и абсурдные убийства, и Дракула в "Тиндере", и лютый хоррор побочных последствий воскрешения. И как мы уже отмечали — совершенно неожиданная развязка, основанная на многовековом противостоянии других главных героев. Складывается впечатление, что сценаристы наспех вписали в финал какую-то философию, чтобы объяснить, что это вообще было.

Не то, чтобы новая версия "Дракулы" вышла провалом из провалов, все-таки от этого ее отделяют опыт Моффата и Гейтисса в адаптации британской литературы в сериальный метр и крайне удачный выбор актера для главной роли. Но и стопроцентного хита для рекомендаций к просмотру (как было с "Шерлоком") из хроник трансильванского дворянина тоже не вышло. Здесь все крайне специфично, спорно, а местами и слишком сумбурно. Хотя вектор для развития повествования был задан верно, и все это сюрреалистически-абсурдное обрамление было к месту, но в какой-то момент создатели, что называется, "не дожали" его, не вывели проект на новый уровень. А жаль. Все возможности для этого были. 6/10

Узнавайте новости первыми!
Подписаться в Telegram Подписаться в Telegram Подписаться в WhatsApp Подписаться в WhatsApp

Обсуждение на forum.sakh.com

Ильйа 23:47 20 апреля
Так на одни раз можно глянуть в 3 сериях. Мне больше понравился турецкий фильм Бесстрашные, где есть доля истории. Христианство (Влад) против мусульманства (Мехмет)
Читать все обсуждение