16+

"Новый папа": вставай, понтифик, мы там все уронили

В кино, Weekly, Южно-Сахалинск

Выход сериала "Молодой папа" Паоло Соррентино с Джудом Лоу в главной роли почти четыре года назад был сродни взорвавшейся бомбе. Потому что никто до созерцателя и художника Соррентино не осмеливался показать католическую церковь именно такой — без купюр, но с любовью и вниманием к деталям. Паоло Соррентино не издевается, не троллит и не критикует, но при этом он сосредотачивает все, что должно было быть асексуальным и табуированным в данной истории, в персонаже Джуда Лоу, в его поступках, харизме. И самое забавное, что подобная фривольность не оскорбила чувств верующих католиков. Наоборот, это стало чем-то похожим на рекламную кампанию "переходи на нашу сторону — у нас красивый молодой папа в ослепительно белой сутане".

"Новый Папа" (сериал, 2020)

The New Pope

Италия, Франция, Испания, США, Великобритания

Режиссер: Паоло Соррентино

В главных ролях: Джуд Лоу, Джон Малкович, Сильвио Орландо, Сесиль Де Франс, Хавьер Камара, Людивин Санье, Генри Гудман, Маурицио Ломбарди, Нора фон Вальдштеттен, Рамон Гарсия

Постер с сайта kinopoisk.ru
Постер с сайта kinopoisk.ru

Десять серий "Молодого папы", увенчанные исчерпывающим финалом, представляли собой стильное, целостное, логически завершенное произведение. Но не тут-то было.

И нельзя сказать, что "Новый папа" не состоялся как продолжение или спин-офф (к чему именно отнести данный сериал — споры не утихают до сих пор). По сути, создатели сохранили и атмосферу повествования, и львиную долю актерского состава (к которому мы вернемся чуть позже). Более того, выгодное приобретение — блистательный Джон Малкович. Но в этом и таится главная проблема "Нового папы" — как-то резко стало много всего. Одна сюжетная линия разветвилась на несколько. Стало больше остроактуальных тем — от коррупции до терроризма. Стало больше гротеска и сцен на грани фола. К умеренной роскоши Ватикана добавились туманные предместья Лондона, ландшафты провинции Лурд, опустевшая в зимний сезон Венеция. Открывающие титры и те почти к каждой серии свои. Приволокли, иначе не скажешь, приглашенных звезд — Мэрилина Мэнсона и Шэрон Стоун, которые друг за другом, в 4 и 5 сериях, в роли самих же себя вели диалоги с новым папой. Оно даже смотрелось неплохо, местами было забавно ("надо сделать так, чтобы меня знал даже Мэнсон"), но влияния на сюжет от них никакого. И слишком нарочито и притянуто за уши. И вот таких моментов очень много.

Конечно, никто не сомневается в чувстве прекрасного у Паоло Соррентино. "Молодой папа" поставлен отчасти на созерцательных сценах, некоторые кадры там — как шедевры раннего Ренессанса или вторящие им произведения прерафаэлитов. Музыка для Соррентино — полноценное действующее лицо, без которого многие сцены не состоялись бы вовсе. И "Новый папа" унаследовал всю эту эстетику и внешнюю красоту, однако все здесь подано в более постмодернистском ключе. Внезапно появились дикие пляски в духе нашумевшего "Экстаза" Гаспара Ноэ, саундтрек расширился c тревожно торжественных неоклассических этюдов, электросимфоний Леле Маркителли и наследия "Гаттаки" до lofi/trip hop тем и коммерческих поп-хитов, персонажи стали более эпатажными в своих действиях — будь то дендизм (с панковским прошлым) сэра Брэннокса, радикальность и бунт монахинь или моральное разложение Эстер и отсутствие логики у религиозных фанатиков. Все это несет какой-то сюрреалистический налет, которого почти не было в сериале ранее, — редкие случаи обыгрывались либо флешбэками, либо подавались как сны главного героя Ленни Белардо. С другой стороны, такие экстремальные условия — благодатная почва для раскрытия характеров, некоторые из которых в новом сериале претерпели существенные изменения.

В начале истории "Молодого папы" Пий XIII показан исполнителем этой роли Джудом Лоу как личность склонная к психопатии, но при этом абсолютно обезоруживающая своей непосредственностью и обаянием. Не можем не отметить сцену, где привозят папскую тиару и, что называется "в тему", играет обычно раздражающая песня Sexy and I Know it как квинтэссенция того, что представляет из себя Ленни Белардо. К концу первого сезона мальчик, который всю жизнь пытался в Боге компенсировать отсутствие родительской любви, становится мужчиной, отпускает призраков из прошлого, а во втором сезоне возвращается уже фигурой многогранной, противоречивой, сомневающейся: "Я не творю чудеса, я просто по совпадению оказываюсь в нужном месте". Зато ближе к финалу зритель уже почти не сомневается в божественном происхождении Белардо.

Возможно, создатели решили, что при отсутствии какого-либо внятного антагониста контраст все равно нужен, да и продолжение без такой интриги не развить, поэтому ввели персонажа — сэра Джона Брэннокса, которого невероятно сыграл Джон Малкович. Новый папа Иоанн Павел III получился гораздо противоречивее Пия XIII, хотя по сюжету он должен был выступить компромиссной фигурой, продвигаемой группой кардиналов. Да, сэр Джон Брэннокс — яркий представитель британской аристократии, более уравновешен, более гибок, привержен центристской идеологии, что прямо противоположно бескомпромиссности Пия XIII, сироты из итальянского монастыря, становление которого происходило под присмотром влиятельного американского кардинала Спенсера. То есть, извечное противопоставление — старый и новый свет. Пий всю жизнь искал любви и признания, а Иоанн Павел это имел по праву рождения — хотя там не все так чопорно и предсказуемо, как кажется на первый взгляд. Молодой папа хотя бы понятен в своих амбициях, а новый папа — это целый лабиринт из психотравм, рефлексий, зависимости, подавленной ярости, изысканных манер. А еще он находится и действует на грани, и его срывы несут куда более страшные последствия, чем эксцентричные выходки молодого папы. И вряд ли бы кто-то лучше Малковича сыграл такой сложный, состоящий из множества взаимоисключающих деталей характер. Браво.

Что до остального состава актеров — приятно удивила Сесиль Де Франс, которая в первом сезоне только что со стенами не сливалась. Самая яркая сцена с ней, когда ее героиня приходит к папе обсудить сувенирную продукцию Ватикана, а он ей толкает пламенную речь, опираясь на примеры Сэлинджера, Кубрика и Daft Punk, о том, что понятие "лицо бренда" — на самом деле миф, а его загадочность заинтересует паству больше. В этом сезоне у Де Франс больше запоминающихся эпизодов, а ее героиня становится важной частью сюжетных поворотов. Романтическая линия, правда, выглядит несколько искусственно, но в контексте общей истории — вполне терпимо.

Еще одно старое-новое открытие — кардинал Войелло в исполнении Сильвио Орландо. Если в первом сезоне это был почти отрицательный, хотя и комедийный персонаж, то во втором он оказывается единственным, кто способен на христианское смирение и прощение. А далее выясняется, что все его интриги обусловлены тем, чтобы система, частью которой он является, исправно и эффективно работала. И он искренне верит в то, что Ватикан важен и делает важное дело. У него у единственного нет сомнений в Боге и нет претензий к нему. И ему не присущ эгоцентризм, он не строит иллюзий насчет себя. Плюс все самые смешные шутки, в том числе и про футбольный клуб, за ним.

Остальные герои в массе своей переживают вполне предсказуемый путь развития. Появился колоритный и беспринципный посол Святого Престола Бауэр. С неожиданной стороны показан кардинал Вильетти — крайне удачный пример того, что не стоит недооценивать тихих, впечатлительных и кротких. Порадовала Юлия Снигирь, которая оказалась крайне органична в своей небольшой второстепенной роли. А предыдущий страдающий женский характер — Эстер в исполнении Людивин Санье — показан в процессе нисхождения, распада — от кротости и богобоязненности до аморальности и в конце концов преступления.

Несколько смазанным выглядит финал. Хотя он довольно доходчиво передает основную суть того, что миру не нужны хрупкие грешники, а тем более благородные святые. Мир для приземленных посредственностей, таков уж он. Другие же сюжетные арки закрыты по принципу "все будет хорошо", не для всех, но все же. Умилил небольшой реверанс Стэнли Кубрику в самом конце, не будем раскрывать, какой именно, чтобы не спойлерить, но внимательный зритель определенно его заметит.

И все равно остается какая-то недосказанность и неоднозначность. Нет ответа на главный вопрос — нужно ли было продолжение такому самодостаточному произведению, как "Молодой папа"? Однако оно есть, как и есть опасения, что сериал продолжится. 7/10

Узнавайте новости первыми!
Подписаться в Telegram Подписаться в Telegram Подписаться в WhatsApp Подписаться в WhatsApp

Обсуждение на forum.sakh.com

непейвинаГЕРТРУДА 14:52 11 мая
Оба сезона понравились. Вот такое правительство и у нас - иногда обаятельное, иногда "святое"
ВераК 12:28 11 мая
Хороший фильм с глубоким смыслом. Не для обывателей.
С удовольствием смотрели. Дождались второго сезона. Первый сезон смотрели дважды, он удачнее второго.
Bogdaha 12:16 11 мая
Я не знаю чем может этот сериал зацепить
radio 11:48 11 мая
И даже Джуд Лоу и Джон Малкович не могут спасти галиматью.
Читать еще 6 комментариев