"Пираты" залива Терпения
Посвящается Александру Челнокову
В год 75-летия Победы в Великой отечественной войне хочется напомнить, что Вторая мировая закончилась на Сахалине. И в связи с этим рассказать о малоизвестной странице истории. Речь идет о единственной высадке вооруженных сил США на японской территории в период Тихоокеанской войны. И произошло это на южном Сахалине (Карафуто), который был занят японцами с 1905 по 1945 год.
В конце войны в Швеции и Швейцарии вслед за немцами, которые вели сепаратные переговоры с союзниками, этим же занимались и представители Страны восходящего солнца.
Тем временем в июле 1945 года диверсионная группа высаженная с американской подводной лодки USS SS-220 "Барб" пустила под откос грузопассажирский поезд на Карафуто в районе железнодорожной станции Отасаму (ныне Фирсово).
"Последние 5 дней нашего боевого патрулирования были сравнимы для меня с 100-фунтовым (45-килограммовым) мешком картошки на плечах, с которым приходилось жить и работать", — писал о своем состоянии накануне диверсии командир подлодки Юджин Б. Флаки в своей книге Thunder Below (Низкий гром).
Американское мясо для японских псов
В полночь, напутствуя добровольцев, отправляющихся на вражеский берег, Флаки прошептал: "Парни, если застрянете, направляйтесь в Сибирь в 130 милях к северу".
Каждый десантник держал пистолет в правой руке, а стейк или печень — в левой. Классический набор из кнута и пряника. Мясо предназначалось собакам японского патруля, который регулярно обходил железнодорожные пути. Но подобной встречи удалось избежать и японские псы остались без мяса made in USA.
Флаки отмечал, что они не замечали поездов в ночи, так как японцы были "отличными мастерами в области затемнения". Тем не менее, американцам удалось заложить взрывчатку между поездами, идущими вне графика и ретироваться с берега. Они были еще на пути к подводной лодке, подгоняемые командиром, как услышали сильный взрыв.
— "Бум! Бабах!" Вот это зрелище! Заряд взорвался, выбросив огненный шар пламени и яркую вспышку, — описывал Флаки свои впечатления. — Тут же взорвался паровой котел. Обломки паровой машины и отделения машиниста взлетели в воздух на высоту 200 футов (60 метров), выбрасывая клубы белого и черного дыма. Вагоны сбились в кучу и тут же полезли друг на друга, образуя своеобразный Гордиев узел. Занялся пожар. Затем до нас донесся звук взрыва, скрежет крушения, разрушающейся стали и дерева.
Жертвами диверсантов стал паровоз, 12 грузовых, 2 пассажирских и 1 почтовый вагон были серьезно повреждены. Взрыв оставил после себя гору искореженного дерева и металла на полотне.
Позже пленный сообщил, что погибло 150 человек в результате налета вражеской авиации. Уже не в первый раз японцы приписывали заслуги "Барб" их воздушным коллегам. Флаки сетовал: "Наши самолеты снова получили незаслуженный кредит славы".
По британской традиции подводники отметили удачное завершение операции пивом и специально испеченным кексом, а кроме того, переделали известную песню, где прославляли свой подвиг и шутливо величали себя "плохим пиратским экипажем".
Эту операцию Флаки планировал еще в июне того же года, когда подлодка находилась на базе флота Пёрл-Харбор (Гавайские острова). Задачу ему облегчало то, что год назад он уже патрулировал в этих водах. В своих мемуарах он сравнивал Карафуто с кривоногим ковбоем с одной левой рукой, под которой располагается залив Терпения, имеющий форму убывающей Луны, а вместо коня оседлавший залив Анива.
По его расчетам нарушение железнодорожных коммуникаций должно было привести к увеличению транспортного потока на море, где американские подводные лодки могли нанести противнику серьезный урон.
Сахалинский "Везувий"
Флаки интересовали и другие населенные пункты на берегу залива Терпения. "Барб" также выпустил несколько ракетных залпов по городу Сикука (сейчас Поронайск) и Сакаэхама (Стародубское), обстрелял остров Кайхо-То (Тюлений) близ мыса Терпения. На последнем располагались военный отряд обеспечения с базой Соя (север Хоккайдо), полицейский пост и сотрудники компании "Карафуто Кайдзю Синкогё", добывающие мех котиков, использовавшийся для изготовления костюмов летчиков ВВС Японии.
В результате обстрела был уничтожен наблюдательный пост, три люггера или сампана, радиолокационная и радиостанция, сгорел склад горючего из 30 бочек, многие крупные строения на острове горели. Часть сооружений взлетела на воздух, объятая пламенем. Один из снарядов угодил в амбразуру дота. Снимавший все это на пленку старшина Зингер прокомментировал ситуацию на острове: "Прямо-таки Везувий какой-то".
"…Идеальная бомбардировка с борта подводной лодки. Мы вывели из строя остров. Нет связи, нет радара, нет сил, нет сооружений, нет плавсредств. Все в руинах и пламени. Хорошая работа", — писал Флаки и назвал Кайхо-То "нашей маленькой Иводзимой".
Упорное сражение за остров Иото (Иводзима) в Тихом океане было первой военной операцией США против Японии на суше. Императорская армия Японии соорудила на острове мощную линию обороны, благодаря которой на протяжении месяца удавалось отбивать атаки противника.
"Герои и Нероны" Сиритори
Флаки полагал, что Сиритори (Макаров) был идеальной целью с большим количеством фабрик с дымовыми трубами.
"Три ракетных залпа в полночь в мгновение ока перевернул город с ног на голову. Вспышки взрывов разрывали фабрики на части. Огонь — наш самый разрушительный фактор на берегу",- отметил Флаки.
На берегу бушевал сильный пожар. Были слышны многочисленные сильные взрывы среди пламени, в разные стороны разлетались горящие обломки.
Южная сторона городка была сильно разрушена, там раздавались взрывы и все было затянуто клубами дыма.
По послевоенным показаниям полицейского Нара Кацумаса, бомбы поразили склад бензина на заводе Оодзи Пайпер в Сиритори, одного из крупнейших бумагоделательных предприятий в Японии.
Флаки разрешил команде подняться на палубу посмотреть на эффект от действий ракет. Пожары распространялись на фоне продолжающихся взрывов. "Мы смотрели на это и чувствовали себя героями и Неронами одновременно", — вспоминал подводник.
Радио Токио сообщило о бомбардировке "Барб" поезда, обстреле Сиритори и ещё одного небольшого поселка к югу. По замечанию адмирала флота Честера У.Нимица, американские репортеры "устроили ему истерику", пытаясь добиться комментария.
"Барб" получил сообщение от командования подводными силами на Тихом океане с сердечными поздравлениями Флаки и приказом возвращаться на базу.
27 июля на следующий день после принятия Потсдамской декларации, где США, Великобритания и Китай (Гоминьдан) призвали Японию капитулировать, "Барб" в надводном положении вышла Кунаширским проливом (пролив Екатерины) из Охотского моря в Тихий океан и направилась к атоллу Мидуэй.
"На прощание" подводная лодка обстреляла японскую судостроительную верфь и уничтожила строящиеся 35 японских сампанов в поселке Сибэторо (Рыбная, Кунашир) на берегу пролива Немуро (Измены). А также потопила японский траулер.
По итогам рейда Флаки выиграл пари со своим помощником, что "Барб" потопит 15 судов. Общее количество потопленных и сожженных судов составило 53 единицы.
Вот примеры того, что стоит за этими цифрами. Рано утром 23 июня 1945 года. В нескольких милях от юго-восточного побережья Карафуто обнаружен японский тяжелый двухмачтовый двухпалубный дизельный траулер. Из дневника Флаки: "Боевая тревога! Артиллерийская атака! Артиллеристы вылетают из верхнего люка человеческим гейзером. Такая скорость существенно помогает выживанию в бою подводных лодок, являясь своеобразным проявлением уникального братства подводников в опасной боевой обстановке. Фактически огонь в упор смел с палубы всё живое и разрушил конструкции японского судна. Черный дым поднимался в небо, обозначив место перехвата траулера для воздушного патруля".
Подлодка пришвартовалась к траулеру. Высадившаяся абордажная команда быстро забрала все, что было нужно, и вернулась на "Барб". Японское судно вскоре перевернулось и затонуло. Из воды выловили японца, плававшего в холодной воде на пробковом матрасе. Он стал военнопленным и ценным источником информации для американских моряков.
Или описание другой операции: "Духи моря нам улыбнулись и аплодируют из глубины. Торпеда попала! Судно разламывается пополам, и звук такой, как будто он опускается прямо на нас. На поверхности, в нескольких ярдах от выброшенных на поверхность обломков и части груза, мы были окружены угольной пылью и водоворотом, образованным уже затонувшей кормой корабля и засосавшей на дно членов экипажа судна", — писал Флаки. С тонущего корабля удалось поднять семнадцать морских карт, что очень пригодилось американцам.
Но не всегда все обходилось так гладко. "Вместе с потоплением судна мы получили хорошую порцию авиационных и глубинных бомб с сопутствующими повреждениями освещения и приступами клаустрофобии, — вспоминал Флаки. — Мы вместе с "Барб" танцевали пляску святого Витта. Организовав бурлящий котел, мы имитировали гибель подводной лодки на перископной глубине, выпустив воздух и топливо из 9 торпедных аппаратов".
"Счастливчик Флаки" и приоритет России
Флаки гордился тем, что командовал первым американским подводным ракетоносцем и произвел первый ракетный удар. Произошло это в ходе того же рейда на севере части острова Хоккайдо. Для ракетного обстрела был выбран поселок Сяри в заливе Абасири на охотском побережье. Ракеты, по мнению командира — коммандера, настолько хорошо себя зарекомендовали, что он предложил командованию флота США вооружить ими ещё 15 подводных лодок.
Для сведения: больше ста лет назад, 29 августа 1834 году первый ракетный залп сделала подводная лодка русского инженера-конструктора, генерал-адьютанта Карла Андреевича Шильдера. Русскими же ракетами генерал-майора Александра Дмитриевича Засядько. Лодка сделала несколько залпов 102-мм пороховыми боевыми ракетами по учебным целям на Неве — парусным шаландам, стоящим на якорях в 40 километрах выше Санкт-Петербурга — в присутствии императора Николая I.
Кроме того, в ходе рейда "Барб" была придумана новая тактика использования торпед разного типа в условиях распресненных прибрежных акваторий, где торпеда двигается в условиях неоднородной среды и вследствие этого меняет глубину хода и скорость движения, преодолевая слои воды разной температуры и плотности. Таким образом, увеличивалась точность попадания торпед, что очень важно для эффективного использования боеприпасов в отрыве от баз снабжения.
При всех успехах рейд "Барб" на самом деле был операцией прикрытия прорыва группы подводных лодок США из Охотского в Японское море и обратно через противолодочный барраж в проливе Лаперуза. И эта главная задача также была выполнена.
"Барб" по результатам рейда был удостоен благодарности ВМС США. А его командира-коммандера за подрыв поезда наградили Военно-морским крестом. Впоследствии после войны ему была вручена медаль Почета (высшая военная награда США) и ряд других. Он командовал подводными флотами на Тихом и Атлантическом океанах, был помощником начальника ВМС США, военно-морским атташе в Португалии, директором военно-морской разведки США. Занимал другие ответственные должности и в итоге дослужился до звания контр-адмирала. Недаром моряки его называли "Счастливчик Флаки".
Справка
Длина "Барба" — 94 метра, скорость более 20 узлов. Вооружение — 6 носовых и 4 кормовых торпедных аппаратов; 24 торпеды; 127-мм. реактивная система залпового огня для стрельбы реактивными снарядами, применение которых являлось новшеством в подводной войне. Подлодка имела высокочастотный поисковый гидролокатор. Экипаж 59 человек, в том числе 5 офицеров. Считается одной из выдающихся субмарин США. В январе 1945 провела удачную атаку сразу на 6 японских кораблей, стоявших в бухте Нанкуанг Чианг (Китай). Уходя от преследования, установила мировой рекорд скорости для подводных лодок (23,5 узлов (44 км/час). За эту операцию удостоена благодарности президента США.
При подготовке статьи использовались следующие источники: "Сахалин и Курильские острова в годы Второй мировой войны. Краткий энциклопедический справочник"; сост. Н.В.Вишневский, Москва, 2016.
А.С. Челноков. "Тайна мыса Анастасии. Литературно-художественный сценарий к одноименному фильму", Южно-Сахалинск, 2010 (рукопись).
Тема статьи была подсказана А.С. Челноковым.
Даниил Панкстьянов.