Сплав по Сусуе
Сусуя — одна из двух крупнейших рек (наряду с Лютогой) на южном Сахалине. В своем названии происходит от искаженного айнского слова сусунай — "река, поросшая тальником". Ее исток расположен на восточном склоне Мицульского хребта. Сусуя впадает в бухту Лососей залива Анива и имеет всего более 20 притоков, стекающих с окружающих долину хребтов.
Река Сусуя, пересекающая Южно-Сахалинск с севера на юг, дала позднее наименования горному хребту и всей местности, где расположен город.
Путешествие по реке доставляет не только личное удовольствие, но и интересно в научном отношении.
Экспедиция Н. В. Рудановского
Первым проник в долину Сусуи русский исследователь Н. В. Рудановский — сразу же после основания на Сахалине Муравьёвского поста (осень 1853 года). Невельской поручил лейтенанту Рудановскому обследовать берега залива Анива сделать опись западного побережья от мыса Крильон до селения Кусунай, обследовать островные реки и пути, ведущие к северу.
Для выполнения этого поручения Рудановский с октября 1853-го по март 1854 года совершил пять экспедиций общей длительностью 53 дня. Прошел на лодках, собаках, лыжах и пешком более 500 верст, пользуясь пелькомпасом, секстантом, искусственным горизонтом, термометром.
Сусую Рудановский пытался взять дважды: 6-10 и 14-25 октября 1853 года. В первый раз он и его команда попытались сделать это на морской лодке, но вскоре были вынуждены остановиться из-за многочисленных карчей, которые препятствовали продвижению. Во второй раз были использованы айнские плоскодонные лодки, которые позволили экспедиции проникнуть вглубь Сусунайской долины. Часть маршрута была преодолена пешком. Всего Николай Васильевич прошел более 100 км. Последним пунктом этой экспедиции стало место, где ныне располагается село Сокол. Он побывал в айнских селениях Кой — в районе северной окраины современного Южно-Сахалинска, — Экуроки, Такой. Сведения о Сусуе вошли в научный отчет экспедиции, широкому же кругу читателей стали известны после публикации книги руководителя Амурской экспедиции 1849-1855 годов Г. И. Невельского "Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России".
Рудановский, в частности, отмечал, что выше реки Кой (Христофоровка), поднимаясь вверх, "приходится перетаскивать лодку волоком, но если очистить реку от карчей, то плавание на легких лодках, сидящих в воде до 2 футов (1 фут — 0,3048 м), было бы удобно". Исследователь не преминул отметить богатую растительность реки: "Берега Сусуи на 30 верст от устья покрыты строевыми лесами лиственницы и ели, между которыми находятся поляны с превосходной травой, далее же растет по реке преимущественно рощами: вяз, береза, тополь, осина и ольха". И далее: "По качеству почвы, большей частью чернозему, по изобилию леса, превосходных лугов и обилию в реке всякого рода рыбы, долина реки Сусуя весьма удобна для основания земледельческих поселений, особенно между Кой и Экуроки (Луговое), где берега реки ровные, возвышенные и, по словам жителей, никогда не затопляющиеся, и где толщина черноземного слоя на глинистой и песчаной подпочве доходит до 2/2-3/2 аршин (1 аршин = 0,7112 м)".
Важным итогом исследований лейтенанта Рудановского явилась первая карта Южного Сахалина и перепись аборигенного населения. По данным 1854 года, дополненным в 1857 году, на юге острова насчитывалось 95 айнских стойбищ, в которых проживало 2479 человек. Общая картина расселения туземцев выглядела следующим образом: на побережье залива Анива находилось 35 стойбищ, по берегу Охотского моря — 22, по берегу Татарского пролива — 35. Внутренние пространства южной части Сахалина оставались почти не заселенными. Только в Сусунайской долине было три небольших айнских селения, насчитывавших всего 60 жителей. Кроме айнов на юге острова проживало некоторое количество беглых японцев, занимавших в 1854 году 44 пункта, в основном на юго-западном побережье, и 7 в заливе Анива. Эти сведения Рудановского крайне важны, так как они характеризуют население Южного Сахалина в период, непосредственно предшествующий началу русской колонизации. Попутно, изучая туземцев, Рудановский составил словарь их языка, включающий около 400 слов.
Материалы экспедиционной деятельности Рудановского были использованы в первых печатных трудах о Сахалине и Дальнем Востоке.
В далекие времена река Сусуя, несомненно, являлась для сахалинских аборигенов наиболее удобной транспортной артерией для передвижения (прохода) от берега Анивского залива на север. Отсюда ещё одна версия происхождения названия реки По мнению доктора филологических наук К. М. Браславец, "сусу" в слове происходит от айнского "проход", а "я" — от айнского "скалистый берег", и сусуя — это "проход к скалистому берегу". Кроме того, весьма успешно использовали Сусую японцы для перехода с западного берега Сахалина в залив Анива, сначала удобными торными тропинками до селения Кой, затем лодками.
Река не разделяла, а соединяла территории.
Памятник путешественнику, картографу, исследователю Сахалина, Нижнего Амура, Приморья Николаю Васильевичу Рудановскому (15 (27) ноября 1819-го — 2 (14) января 1882 года) установлен в сквере его имени у кинотеатра "Комсомолец" в Южно-Сахалинске. Есть памятный знак и сквер в Невельске. Именем Рудановского назван полуостров и мыс в заливе Владимира Японского моря (Приморский край России), протока в районе села Красногорск Сахалинской области и река в Томаринском районе, залив и высочайшая вершина хребта Шренка — гора (924 м) в Долинском районе, а также улица и сквер в Южно-Сахалинске, улица в Корсакове.
Сплав по Сусуе
27 июля 2020 года. По приглашению Сергея Макеева — сахалинского эколога, ихтиолога, краеведа — я принимаю участие в сборе свежей информации о состоянии Сусуи и её биоты для составления экологического паспорта реки.
Такого рода документ, отражающий экологическое состояние реки в соответствии с нормами охраны вод и требованиями к рекреационным зонам, необходим для оперативного прогнозирования экокризисных ситуаций и раннего предупреждения об экологической опасности.
***
Сергей Макеев рассказывает о себе:
— Родился в Углегорске в семье переселенцев с материка, жили в Охе и в Красногорске, последние 40 лет — в Аниве. В детстве увлекался рыбалкой и аквариумистикой, но, как часто бывает, потерял несколько лет — в старших классах увлекся другими предметами. В результате получил образование физика-математика в Южно-Сахалинском пединституте, три года преподавал физику в школе. И только случай вернул к жизненному предназначению — попал на работу ихтиологом "Сахалинрыбвода". Первое время удивлялся — как за такое удовольствие еще и деньги платят? Обучался профессии в основном путем самообразования, со временем обнаружил множество "белых пятен" в отечественной науке и практике. Все время тянуло к общественной работе в области охраны природы, прошел и партию "зеленых", и кампанию "Живое море", и детский экологический центр, и некоммерческий фонд "Дикая природа Сахалина", и Анивский бассейновый совет. На работе нашел и личное счастье, сейчас во всех делах и проектах с Людмилой Ивановной вместе.
Самым большим достижением считаю совместную работу с крупной международной НКО Wild Salmon Center ("Центр дикого лосося"). К сожалению, проекты завершились, и обратить внимание властей на проблемы лососей стало гораздо трудней. Например, прошлый год был объявлен Международным годом лосося, был создан посвященный ему сайт и 15 "зеркальных" сайтов в странах, где обитают тихоокеанские и атлантические лососи на всех языках, кроме русского.
На Сахалине нам удалось провести несколько "Недель лосося", разработать новую программу "Проведи день с лососем" и открыть экспозицию "Лосось — достояние Дальнего Востока" в "Сахалинском музее медведя".
***
Старт в 9:30 в районе объездной дороги от поворота на Ново-Троицкое до села Мицулевка Анивского района. Задача на сегодняшний день — пройти участок реки длиной 15 км на легких резиновых лодках. Одна из важных составляющих экипировки — рыбацкие сапоги (в народе — заброды). В холодное время года они позволяют максимально беречься от холода, дождей и ветра.
— До темноты дойдем, не промахнемся.
Участок средней извилистости, достаточно быстрый по скорости течения, особенно на перекатах и поворотах. Лодки легко скользят над корягами — сидят неглубоко, остойчивые, прочные. Плещется вода под бортом. Скрипят уключины.
Наблюдается сильная береговая эрозия, происходящая под воздействием водных потоков.
Стволы упавших и затонувших деревьев образуют преграды. Причудливые малые и большие архитектурные формы из гигантских стволов, веток и веточек. Лазы — тоннели... При проходе таких мест весла не нужны, чтобы пробраться через завалы, помогают деревья. Достаточно ухватиться за подходящую ветку и, подтянувшись, выправить лодку. Необходима концентрация внимания на своих действиях, чтобы не наколоться на сучки и не повредить глаза. Коленом неожиданно наезжаю на подводный обломок дерева. Больно... Иногда завалы так велики и труднопроходимы, что приходиться переносить лодки по берегу.
— Коряги, карчи — жизнь для лососевых рыб. Завалы образуют ямы, перекаты, тень. Осторожная большая рыба в карчах укрывается, прокорм с деревьев слетает. Зверькам укрытие...
На мелководье действую веслом, как шестом, чтобы не "прилипнуть" к песчаному дну и выбраться на глубину. На дне суденышка куски ила и травы, занесенные забродами. Иногда лодку разворачивает течением или неудачными действиями, и я иду спиной или боком к фарватеру.
Экологическое состояние реки плачевное. Автомобильные шины, кабельные бухты, пробитый ружейными выстрелами бензобак грузового автомобиля, занесенные сюда течением со свалок.
На ветках тальника висят рваные куски покрывного материала, снесенные с полей половодьем. Что-то похожее на священные деревья у древних народов для задабривания духов местности (воды), связка из рваных воздушных шаров.
В соответствии со справочным материалом, водный режим Сусуи характеризуется половодьем и паводками. Питание реки смешанное, в основном снеговое (талые воды составляют 50-60% годового стока). Грунтовое питание реки составляет 15-20% объёма стока и устойчиво в течение года. Половодье проходит с середины апреля до конца мая — начала июня; пик приходится на первую декаду мая. Летне-осенняя межень продолжается лишь 20-30 дней, часто прерывается паводками.
Зимняя межень продолжается со второй половины ноября — начала декабря, средняя длительность — от 120 до 140 дней. Зимняя межень характеризуется низким устойчивым стоком.
Оледенение реки начинается в верхнем течении реки во второй половине ноября; на этом участке лёд устанавливается в начале декабря. К середине декабря ледостав происходит по всей реке, а также на прилегающей акватории залива Анива. Однако часть русла на территории областного центра не замерзает вовсе — причиной тому тепловое загрязнение.
Узенькие полусухие ручейки с черной поволокой поверху, другим своим концом соприкасающиеся со свалками, сельскохозяйственными фермами. На выходах из проток ил черный, что свидетельствует о несакционированных сбросах, в том числе в районе Ново-Троицкого.
— Река не может служить только как очистная сточная канава, она должна быть местом рекреации, восстановления здоровья. Когда же в реку текут стоки, какая может быть рекреация... Сделать это элементарно просто — остановить эти стоки. Необходим общественный контроль сброса нечистот. Есть и другие способы.
Время от времени выходим, чтобы размяться, рассмотреть следы птиц и животных. Птицы поражают своим разнообразием: зимородок, крохаль, трясогузка, кулики-перевозчики, ласточки-береговушки. Словно японские иероглифы, следы серой цапли. Неподалеку отметилась выдра.
След медвежонка — одного, следов мамаши не видно.
Ровный участок, где могут стоять лососевые пары. Уметь "читать" реку — важно для путешественника-исследователя.
Кусочки угля на берегу. В период Карафуто в верховьях Сусуи находилась первая японская шахта Каваками (в районе современного Синегорска), который вывозила уголь железной дорогой в Тоёхару и Отомари (Корсаков) для отправки в метрополию. Этому периоду посвящена одна из интереснейших экспозиций Синегорского краеведческого музея.
В 14:00 достигаем места слияния Хомутовки и Сусуи. Над головой с пронзительным криком пролетела серая цапля — крупная сильная птица. Делаем получасовую остановку. Пьем чай с лимонником и печеньем. На противоположном обрывистом берегу реки неожиданно появляется небольшой черный зверек и тут же исчезает в густой растительности.
— Итатси, может быть, — оживился Сергей Макеев. — Впору ставить фотоловушку, чтобы убедиться. На приваду кусок рыбы бросить — придет.
Фотоловушка, или лесная камера — разновидность цифрового или плёночного фотоаппарата, предназначенная для съёмки без участия человека с автоматическим запуском от датчика движения.
Итатси — колонок, эндемик Хонсю, был завезен японцами на Сахалин 28 марта 1932 года. Своим появлением на Сахалине обязан сельскохозяйственной катастрофе, возникшей в результате значительного увеличения численности серой крысы в южных районах острова. Итатси завезли для её уничтожения и выпустили около крупных населенных пунктов — Отомари, Маока, Тойохара. До 1940 года здесь было расселено около 200 зверьков. Склонность итатси к околоводному образу жизни делает его сходным с американской норкой и выдрой. В 1960-е годы ареал итатси на Сахалине занимал значительную территорию южной половины острова. Оказавшись на Сахалине, он успешно приспособился к продолжительным снежным и ветреным зимам, перемещаясь вслед за крысами поближе к жилью человека. В последующие годы под влиянием антропогенных факторов и прессом, создаваемым американской норкой и количественно увеличившимся после реаклиматизациии соболем, площадь, занимаемая итатси, сократилась. К началу 1990-х годов основным районом обитания зверька на Сахалине оставалась Сусунайская долина. В питании кроме крыс представлены земноводные и рыбы, кроме того, он нападает на птиц. Места, где его еще некоторое время можно было встретить, — это осушительные канавы среди лугов, полей, мелкие ручьи и заболоченные участки, необлесенные вырубки и гари на склонах гор. Встречи с итатси начиная с 2000-х годов не фиксировались.
Между тем зверек появляется вновь, позволяя рассмотреть себя. Это американская норка (в просторечии — "американка"), замечательная пловчиха и ныряльщица. Начался дождь. Вода пузырится от падающих капель — сначала мелкими расходящимися кругами, затем крупными. Сергей Степанович останавливается под навесом из веток дерева, чтобы переждать дождевой заряд и записать результаты наблюдений.
Небо чистое, и дождь вскоре стихает. Островки и старицы красивы и обогащают ландшафт.
За линией высокого берега, невидимая с реки, идет заготовка торфа.
Фермерское хозяйство охраняют собаки. В поле работает трактор. Долина защищена с севера, запада и востока горами, создавая благоприятные условия для сельского хозяйства.
Над рекой время от времени низко пролетают в сторону аэропорта Южно-Сахалинска пассажирские самолеты.
Лосось
Следы браконьерства. На повороте короткий заиленный пляж. Куски рыболовных сетей — коричневые от мусора — стоят стенкой у берега и кажутся заброшенными. В качестве поплавков — пластиковые бутылки.
В одной из пяти обнаруженных в этот день сеток крупный лосось, взявшийся тленом, и второй — поменьше.
Браконьеров не видно. Выше в лесных зарослях тайное пристанище рыбаков. Старые разбросанные вещи, обломки печи и посуды. Тропа идет в глубинку леса, которой они приходят сюда. На берегу два металлических стула со свалки для наблюдения за рекой. Деревянные колотушки поверх сидений — глушить пойманную рыбу. Людей не видно. Рыбы нет, и браконьеры, вероятно, переместились ближе к устью, выстраивая свои преграды и ловушки. Сергей Макеев скрупулезно фиксирует местоположение незаконных орудий лова.
К слову, айны использовали для лова лосося тальниковые неводы. У коренных народов Сахалина лосось был обязательным персонажем мифов, легенд, сказок и преданий. В настоящее время лосось обеспечивает занятость населения Сахалина, хотя рыбодобывающие компании предпочитают нанимать приезжих с материка, руководствуясь коммерческой выгодой. Лосось — пищевой продукт и отдых населения. Немало сахалинцев любят ловить лососей на удочку. Ко всему прочему лосось — это идеальный индикатор качества экосистем. Если в реке не страдает ни одна из популяций лососевых, значит, все в порядке.
— Лосось является крупным источником доходов для Сахалинской области. Если правильно проводить промысел, то лососевые рыбы (горбуша, кета и пр.) — это такой ресурс, который может работать бесконечно долго, но который при чрезмерном использовании может потерять эту способность. На Дальнем Востоке России популяциям лососей угрожают многие факторы. Вырубка лесов, нарушение гидрологического режима рек, загрязнение водоемов, плохо управляемый промысел — это основные угрозы для лосося. Главный из них — браконьерство. Давно пора делать что-то решительное для сохранения, восстановления и рационального использования популяций лососевых. Ключевое слово здесь — сотрудничество. Необходимо выработать такие правила пользования ограниченным ресурсом, которые бы добровольно применяли все пользователи.
Нездорово, когда в обществе желание получить личную выгоду за счет других слишком велико, а расплата за нее слишком ничтожна. Немало людей не знают и не хотят думать о рациональном природопользовании и сохранении биоразнообразия для будущих поколений. Рыба практически всюду перестала приходить на нерестилища. Необходимо по-настоящему воспитывать в подрастающем поколении уважение и любовь к лососям. Для этого надо возродить зарекомендовавшие себя просветительские программы, разработать новые.
Помимо основной работы, Сергей Макеев является педагогом дополнительного образования в СОШ №2 Анивы.
— Организую кружковую работу — фестивали, викторины экологической направленности, знакомлю с сахалинской природой. Сколько прошли пешком и на лодках, нанесли на карту болевых точек с детьми и их родителями. Дети заряжают, хотя с ними порою и устаешь. Все одинаковые, нормальные, им всё интересно. Дети должны больше узнавать о лососе, о профилактике браконьерства через экскурсии, выставки, презентации. В наших планах — создание сахалинского лососевого парка, развитие движения "Хранители живого серебра" и др. Все материалы об этом и многом другом, размещены на
***
При подходе к Мицулевке река становится более спокойной, а растительность — разнообразной: не только ива, но и ильм, тополь...
Около 18:00 высаживаемся у моста.
Лодки выполаскиваем от ила и сушим, пока за нами не приходит машина. Сворачиваем снаряжение и отправляемся по домам.
Впереди кропотливая работа по оценке полученных результатов, и главное — поиск решений того, как возвратить лосося в реку...
До свидания, Сусуя.