Томатная каста
Доступность овощей для жителей Сахалина и Курил — один из наиболее волнующих и дискуссионных вопросов продовольственной повестки островитян. Цена томатов или огурцов в магазинах для нас не просто индикатор урожайности или показатель очередного колебания в неустойчивой российской потребительской корзине, а вполне себе индикатор успешности работы областных властей. Дело в том, что в последние годы в "закрытый грунт", то есть овощи из теплиц, вкладывали серьезные бюджетные средства: миллиарды в строительство и расширение, миллионы — в поддержку предприятий с госучастием. Так что "помидоры по 100 рублей" и вкусовые качества сахалинских томатов в сравнении с завозными — не просто вопрос престижа, а настоящий вотум доверия всей политике властей.
Три года назад на "томатном рынке" Сахалина и Курил, на котором до этого в основном были представлены государственные компании и китайские аграрии, появился новый игрок. Компания "Невельский АгроСнаб" из расположенного вблизи райцентра Колхозного ворвалась на прилавки
Корреспондент ИА Sakh.com побывал в Колхозном и попытался понять, на какой почве прорастают частные сахалинские помидоры.
Надутые теплицы на капустном поле
"Невельский АгроСнаб" — детище невельских же угольщиков из компании "Горняк". Своего рода социальные инвестиции в район, где работаешь. 300-метровые теплицы, расположенные на небольшом пригорке в распадке между сопок — безусловная архитектурная доминанта всего одноэтажного Колхозного. К комплексу ведет узенькая грунтовая дорожка, отходящая от не менее узкой асфальтовой полоски по территории села. У подножия — несколько частных теплиц поменьше, дачи с огородиками, магазинчик.
Выглядит уютно и пасторально, не давит какой-то запредельной технологичностью. Даже сами теплицы, в отличие от южно-сахалинских "коллег" из госсовхоза, накрыты не стеклом, а пленкой. Так, рассказывают в "АгроСнабе", безопаснее с точки зрения сейсмики и конструктивно проще. Под двумя слоями материала, раздутыми и поддерживаемыми постоянно нагнетаемым воздухом, греются на осеннем солнце около 80 тысяч усыпанных зеленым и красным томатных кустов.
— Строительство тепличного комплекса зарождалось в кругу семьи — сидели за столом, разговаривали. И договорились до того, что на Сахалине вообще и особенно в Невельске не было качественных помидоров. А если и были — то очень дорогие завозные откуда-то с юга. Решили что-то делать. Сперва были намётки построить маленькую тепличку в 500 квадратных метров. Но аппетит приходит во время еды — из 500 метров доросли до 3 гектаров. Изучали, исследовали рынок, искали какие-то технологии, предложения. В итоге остановились на итальянском оборудовании, наш инвестор слетал в Италию, все посмотрел. За год, я думаю, что это рекорд, весь этот комплекс мы возвели, — рассказывает врио гендиректора "Невельского АгроСнаба" Георгий Алборов.
В лучшие недели сахалинского лета в неделю с трех гектаров удается собрать около 45 тонн томатов, весной и осенью — около 25-30. Главная проблема производства, признаются в компании, отсутствие дорогостоящей системы досветки растений — благодаря ей можно выращивать помидоры и другие овощи закрытого грунта круглогодично. В Колхозном пока серьезно зависят от погоды — урожай собирают с весны и до октября. Экономически, признаются, это менее выгодно — цены на помидоры в сезон значительно ниже, а предложение вальсирует со спросом в достаточно напряженном танце. Тем не менее на перспективы смотрят оптимистично.
— Планы наполеоновские — пока мы сделали только один шажок. Мы начинали со снабжения Невельска и Холмска, а сейчас уже отправляем наши томаты даже на Курилы и Камчатку. Есть куда расти — надо думать, куда и как отправлять томаты. Но вообще это чуть больше чем бизнес для нас. Это то, что хочется делать для людей, — заканчивает врио руководителя.
"У нас тут бабушкин огородик"
Внутри агроснабовской теплицы царит приглушенный свет. Из-за двух слоев пленки бликов солнца практически нет — ровная подсветка, как от низких облаков. Высокие своды теплиц наполнены непрерывным жужжанием. Звуковой эффект низколетящих самолетов создают невидимые воронежские шмели. Жалящих трудяг в теплицы запускают для опыления томатов — коробки с многообещающей надписью "Это не просто шмели" везут с материка самолетами. Значительно проще, улыбается главный агроном Лариса Катренко, было бы с пчелами — поставил улей, и они летают. Но капризные насекомые с томатами не работают — нет нектара, только пыльца, на которую шмели как раз покупаются.
— Наши насекомые более выдержанные, они меньше реагируют на солнце, а пчелы не вылетят в пасмурную погоду. Капризны. Шмели к этому равнодушны и в любую облачность на посту, — вертит в руках румяный томат главная фея местных агрономических наук. На Сахалин Катренко занесло из Черноземья — уроженка Краснодарского края закончила университет в Ростове-на-Дону, работала на производствах по всей стране — выращивала огурцы, помидоры, цветы, "розы в Калуге". В основном работала с закрытым грунтом, поэтому никаких принципиальных новинок "АгроСнаб" не привнес. — Решиться было тяжело. Сначала была в шоке от самой себя... "Два локтя по карте", где Ростов и где Сахалин? Но приехала, осмотрелась, и очень понравилось. Само место, где теплицы, оно не только красивое, тут свой микроклимат — сопки закрывают нас, так что тут теплицы в квадрате можно сказать.
Несмотря на природные особенности Колхозного, на самотек климатические вопросы в теплицах не пускают — небольшая угольная котельная, расположенная рядом, усердно гонит сразу по пяти контурам теплую воду. Ее используют для общего обогрева теплиц, а также специально отапливают нижнюю часть посадок. Есть еще отдельная "труба роста" — небольшая трубка на уровне основной зоны роста томатов, с помощью которой ускоряют созревание плодов. К теплу от котельной добавляются автоматические форточки, система вентиляторов — они позволяют снизить влажность. Есть и система искусственного орошения: скрытые где-то наверху форсунки готовы в любой момент наполнить все тепличное пространство шипением мельчайших капелек.
— Выращиваем с помощью гидропоники, на кокосовом субстрате. Это общее место для большинства таких теплиц. К корешкам подаем раствор питательный, который делаем сбалансированным, не добавляем ничего лишнего. Его основа — дождевая вода, которую мы собираем с территории предприятия. Она проходит обеззараживание, в нее добавляются полезные вещества, готовится маточный раствор, который питает растения. Мы пользуемся органическими одобрениями, у нас бабушкин огородик и работа на отечественных сортах. Это, я думаю, наша фишка. Да, наши томаты не хранятся месяцами, но зато в них есть вкус. Они не как мячик или яблоко, они сочные, — поделилась агроном.
По неширокому коридорчику, оставшемуся между ровной стеной кустов с одной стороны и 162 уходящими в томатный лес просеками, с утробным гудением проносятся небольшие электрические погрузчики, на которых перевозят собранный урожай. От аккумуляторов питаются и снующие туда-сюда среди листвы и стеблей рабочие тележки — устройства, способные возносить работающих с томатами на высоту верхушек. Устройства без выбросов, признаются создатели комплекса, выбирали специально.
Да, стоят дорого. Зато не дымят.
Собрал — подними
Жизненный цикл выращиваемых в "АгроСнабе" помидоров начинается в декабре. В небольших "яслях" высаживают семена томатов. Под искусственными солнцами ламп досветки, несколько месяцев они набираются сил, а потом, с приходом несмелого мартовского солнца, отправляются в большую теплицу. Здесь начинается полугодичная череда цветения, завязи и созревания.
После того, как урожай собирают с одного уровня, томаты особым образом опускают, освобождают стебли от листьев и укладывают отдавшие свое людям части стеблей длинными плетями у подножия подвязанного восемьюдесятью тысячами веревочек леса. В результате, к октябрю каждый томат в теплице достигает длины приблизительно в 30 метров — приблизительно 5 стоят вертикально и дают плоды, остальные, свернувшись клубочком у собственного корешка, ждут глубокой осени.
С высадки и до уборки теплиц, с томатами бок о бок живет Татьяна Ульянова. Улыбчивая невысокая женщина трудится овощеводом — заботится о саженцах, руководит бригадами, которые ухаживают за растениями, и, признается, просто любит помидоры.
— Фамилия у меня простая — как у Ленина, — улыбается она, стоя на высоте трех метров среди поля пахнущей дачей зелени. — У нас всегда идут подвязка, подкрутка, борьба с болезнями, они всегда существуют. Болезней, слава Богу, немного, такой стандартный набор. Это же то же самое тело, только не человека, а растения, и болезни те же самые — от хирургических, когда присутствует неправильная подвязка, до терапевтических.
Сейчас работы практически завершены — у томатов уже прищипнули верхушки, чтобы растения больше не тянулись к солнцу. Осталось собрать урожай — на веточках еще довольно много зелени. Набирают цвет розовые томаты Киото, подставляют солнцу бока кругляши "Таганки Баловня", поблескивает в листьях "Т-34", колышет гроздьями черри "Бонбон". Все сорта, несмотря на названия, родом из России — на производстве используют творения российской фирмы "Гавриш".
В теплице работает около 30 человек — две команды, первая в основном мужская, вторая — главным образом женская. Мужчинам доверяют сбор — все-таки таскать тяжелые ящики с томатами — это почти как мешки ворочать. А вот подвязку, уход и "лечебные" операции все-таки делают женщины — они обходятся с хрупкими листочками более бережно.
Кроме помидоров, во власти которых отданы все теплицы, в "АгроСнабе" экспериментируют и с другими культурами. Например, восстанавливают историческую справедливость, выращивая в открытом грунте огурцы. В советское время, рассказывают здесь, огурцы "колосились" чуть ли не на каждом колхозном поле. Садят также кабачки, зелень, салат, редьку-дайкон, капусту — всего по чуть-чуть, чтобы понять спрос. Пока на эксперименты покупатели отзываются охотно — огурцов уже планируют высадить раза в два больше нынешней половины гектара.
Выращенные в Невельске помидоры уже продаются во всей области. Пока у "АгроСнаба" нет собственных стационарных точек, торгуют в основном с автолавок или на ярмарках.