16+

"Дорогие товарищи!": завтра будет лучше, чем вчера?

В кино, Weekly, Южно-Сахалинск

Андрей Кончаловский продолжает анализировать нашу с вами историю, переходя на более конкретные примеры. Хотя непросто отделаться от мысли, что и "Рай", и "Дорогие товарищи!" не являются частями какого-либо диптиха, будущей трилогии и так далее. Эти фильмы похожи и по техническим параметрам — ч/б и характерное соотношение сторон кадра, и по своему посылу. Вновь режиссер через героев и события рассуждает о смысле бытия, вере и процессах в обществе, в его сознании.

"Дорогие товарищи!"

16+

Россия, 2020

Режиссер: Андрей Кончаловский

Жанр: драма, исторический

В ролях: Юлия Высоцкая, Владислав Комаров, Андрей Гусев, Сергей Эрлиш, Юлия Бурова

И в этом плане фильм "Дорогие товарищи!" очень хорош, убедителен и гармоничен. Кончаловский легкими мазками рисует советский быт 60-х годов, так хорошо знакомых нам по рассказам более старшего поколения, по постоянному потоку ностальгии и бережно хранимым кадрам в семейных альбомах. В этом плане черно-белое решение здесь себя оправдывает как нельзя лучше. Хотя здесь есть и другая смысловая нагрузка.

Для главной героини — работницы новочеркасского горкома КПСС, бывшей фронтовички Людмилы — есть только "черное" и "белое". Коммунизм, который необходимо построить, Страна советов, которую нужно защитить от врагов, несознательные товарищи рабочие, с которыми нужно (было) провести просветительную работу. Людмила очень тщательно выстроила свой мир, где каждая составляющая на своем месте, где все имеет объяснение, где все четко, оправданно — "а как иначе?". Но эта четко выстроенная схема быстро начинает рушиться, когда в ее родном Новочеркасске начинается бунт рабочих, спровоцированный повышением цен и урезанием зарплаты.

Здесь, наверное, стоит внести небольшое лирическое отступление про сам Новочеркасский расстрел. Странно, что даже обнародованные данные про эту трагедию уже лет тридцать как отклика в современности не находят. Хотя параллелей можно провести великое множество (особенно сейчас). Но увы — лишь несколько документальных фильмов, упоминаний в литературе и песня Laibach — Eat Liver! К слову, этот опус Хрушева про ливер, созвучный с высказываем, приписываемым Марии-Антуанетте, такой емкий циничный и, опять же, актуальный до сих пор, сам по себе — яркий символ. Но его все равно упорно игнорируют творцы и деятели. Примечательно, что конкретно этого момента в фильме Кончаловского нет. Но сам факт, что взгляд режиссера упал именно на эту тематику, импонирует.

Равно как и то, что здесь у режиссера нет оценочных суждений, нет правых и неправых, хороших или плохих. Напротив, на пути главной героини, которая точно знает, кто виноват и что нужно с ними делать, встречаются исключительно в каких-то моментах даже фантастически понимающие, душевные, бескорыстные люди. Но даже не это попирает ее прежние убеждения. И даже не рассказ ее отца про жестокое расказачивание начала 20-х годов. Кризис у главной героини наступает только со словами "Вот на войне было понятно, кто враг. А сейчас?".

На самом деле, метаморфозы происходят не только с главной героиней. Здесь все персонажи описаны подробно и глубоко, насколько хватает повествования и хронометража. Даже реальные исторические личности, которые призваны показать безапелляционность решений действующего строя, не выглядят здесь декорацией или говорящими головами. Интонации, паузы, мелкие детали делают такие сцены, как, например, собрание в штабе правительства, небольшими шедеврами.

В чем еще несомненный плюс фильма — у него нет великой амбициозности, пафоса и призраков высокого стиля. Даже по сравнению с предыдущими работами режиссера. Лаконичность и в хорошем смысле приземленность дают "Дорогим товарищам" простор для размышлений. Здесь нет железобетонной морали, кроме абстрактного "мы будем лучше". Хотелось бы все российское кино видеть таким. Но это утопия. 8/10

Билеты на показы — на bilet.sakh.com.

ООО "Сах.ком". Юридический адрес: Южно-Сахалинск, Ленина, 317б.

ОГРН: 1046500642264.

16+

Узнавайте новости первыми!
Подписаться на новости
Telegram Подписаться в Telegram WhatsApp Подписаться в WhatsApp

Обсуждение на forum.sakh.com

andrsen 19:50 13 ноября 2020
Хотелось бы все российское кино видеть таким
Все не надо, кроме экранизации черных страниц в истории нашей родины нужны и светлые.
Читать еще 17 комментариев