16+

"Дивный новый мир": секс, сома и рок-н-ролл

В кино, Weekly, Южно-Сахалинск

Роман британца Олдоса Хаксли "О дивный новый мир" — жесткая сатира на общество потребления и переосмысление тех обещаний, которые в 30-е щедро раздавали молодая советская Россия и выходящие из великой депрессии США. Идеальные люди, идеальное общество, удовлетворение всех потребностей и желаний, массовое производство, евгеника, психология, ракеты, самолеты. Одним словом — всеобщее счастье, для всех, каждого, пускай никто не уйдет обиженным. Пожалуй, из больших антиутопий ("Мы" Евгения Замятина, "1984" Джорджа Оруэлла, "451 градус по Фаренгейту" Рэя Бредбери) прошлого столетия прогноз язвительного британца оказался ближе всего к истине сегодняшнего дня.

"Дивный новый мир" (сериал, 2020, вышел 1-й сезон, закрыт)

Brave New World

США

Шоураннер: Дэвид Уинер

В главных ролях: Олден Эренрайк, Джессика Браун-Финдли, Гарри Ллойд, Нина Сосанья, Джозеф Морган, Кайли Банбери, Сэн Мицудзи, Ханна Джон-Кэймен, Софи Макинтош, Мэттью Обри

Где смотреть: "Кинопоиск HD"

Постер с сайта kinopoisk.ru
Постер с сайта kinopoisk.ru

Далекое будущее (2541 год), город Новый Лондон, населенный бесконечно счастливыми людьми. С рождения они разделены на касты, с рождения каждый бесконечно любит то, к чему предназначен, знает, что нужно почитать высшие касты и презирать низшие, созданные для удовлетворения различных базовых потребностей (есть в романе даже слово "пневматичная" по отношению к дамам, с которыми приятно скоротать вечерок). Индивидуализм порицается, потребление поощряется, браков нет, дети рождаются из бутылок (в оригинале) или пробирок (в сериале), а тот, кто не меняет партнеров как перчатки, рискует нарваться минимум на осуждение, а максимум — на добровольно-принудительное перевоспитание или ссылку куда-нибудь на остров к таким же индивидуалистам.

Не нужна полиция нравов и преследование за мыслепреступление, не нужны сжигающие книги бригады. Достаточно внушить человеку психологию идеального потребителя ("прорехи зашивать — беднеть и горевать"), отбить в погоне за модой охоту к копанию в старом и рефлексии по поводу пережитого и заранее определить для каждого место в мире (пускай даже, ради этого кое-кому придется добавить спирта к эмбрионам). Приправить все это чудаковатой религией, главным святым и единственным богом которой становится Генри Форд (он же Зигмунд Фрейд — у Хаксли два этих деятеля слились в нечто психолого-промышленное, единое и неделимое), дополнить синтетической музыкой и звуками сексофонов (да, именно так). А если что-то вдруг пойдет не так — есть сома, универсальный наркотик без особых побочных эффектов. Разве что вызывает смерть в полном расцвете сил лет эдак в 60. Но кого это волнует, когда "сомы грамм — и нету драм".

Неудивительно, что такой материал решили перевыпустить в сериальной упаковке (без красителей, консервантов, употреблять по инструкции). "Дивный новый мир" позиционировался как хит и главный козырь молодого стриминга Peacock (он принадлежит NBCUniversal, которая уже дважды делала по "Миру" ТВ-картины). Шоураннер Дэвид Уинер смело взялся за исходный материал — из него оказались вымараны чудаковатый фордизм, львиная доля исходной философии и цитаты из "Гамлета", "Ромео и Джульетты", "Короля Лира" (Шекспир у Хаксли — символ правильного "старого мира", противовес тому, что предлагает людям общество будущего). Зато добавились жутковатый искусственный интеллект "Индра", вызывающие практически физический дискомфорт линзы с острыми щупальцами для объединения всех в единую сеть и размышления о том, что люди имеют право быть несчастными. Ну и бунт, конечно же, как угнетенные свергают угнетателей, скидывают оковы и рушат дивный мир в угоду своему праву быть собой. А не просто функцией в обществе, обозначенной буквой греческого алфавита — от альфы до эпсилона, от высокоинтеллектуальных правителей до низшей обслуги, которая не имеет даже собственной личности, деля одно лицо на целый "выводок" близнецов.

В отличие от романа Хаксли, сериал не про конфликт идеологий, высокого и низкого, духовного и потребительского. В книжном "О дивном новом мире" персонажи были набросками ради сюжета — герой, выбирающий между чувством и долгом, проводник, как Вергилий у Данте, прекрасная дама, безмолвная, покорная и дающая себя спасать, резонер, несущий мысли автора, и так далее. У Дэвида Уинера они все-таки стали людьми — не всегда достоверными, с не всегда ясной мотивацией, но все же. И Джон-Дикарь (Олден Эренрайк из "Звездных войн") скинул трагический плащ Гамлета XXV века, превратившись в бегущего от ответственности прожигателя жизни, воспитанного на классическом роке и всегда бьющего первым, философа, не готового отвечать за последствия своих слов. И Ленина Краун (Джессика Браун Финдлей из "Аббатства Даунтон"), ставшая вдруг из безвольной беты — предельно объективизированной и созданной для развлечения высших альф, чуть ли не главным борцом со стирающим личность и индивидуальность Дивным миром. И Бернард Маркс, (Гарри Ллойд) поверх книжной жалкости вдруг оперившийся неоднозначностью, из мерзкого трансформировавшийся в трагичного. Даже гамме и эпсилону здесь внезапно дали слово, конфликт и развитие личности. Обидно, что экранного времени практически не досталось Деми Мур, сыгравшей мать Джона Линду. Раскрыть героя в тех сценах, что ей отмерили, было просто невозможно.

Добавляет сериалу ламповой прелести обилие отсылок на другие произведения — от классики кинематографа вроде "Заводного апельсина", "Матрицы" или неонового "Бегущего по лезвию" до относительно нового "Мира Дикого запада". С другой стороны, это же обилие отсылок делает сериал несколько вторичным — каких-то грандиозных откровений от него ждать не стоит. Вся его философия и визуальный язык уже жеваны-пережеваны и до изобретательного "Черного зеркала" здесь безумно далеко. Этим же страдает и визуальный язык — все это все уже видели. Возможно, некоторые зрители к тому же упрекнут создателей в излишней откровенности — просто секса и даже оргий здесь хватает. Впрочем, как иначе изобразить мир, где личное сжалось до неприличного и моральные устои являются пережитком прошлого.

Но, пожалуй, главный недостаток сериала — то, что его создатели рассчитывали на второй сезон, который в итоге отменили. Из-за этого в последней серии мы видим умирающий мир и героев, застывших в полушаге — без логичной развязки и даже открытого финала. Просто брошенных на полуслове с прицелом на продолжение. Из-за этого не вышло ни драмы, ни трагедии, ни на худой конец кровавого хэппи-энда. Просто мостик, перекинутый к продолжению, которого нет.

И еще перед просмотром, пожалуй, все-таки стоит прочитать книгу — на рассказ о том, чем и как живет Новый Лондон, сериального времени все-таки не хватило. 7/10

Узнавайте новости первыми!
Подписаться на новости
Telegram Подписаться в Telegram WhatsApp Подписаться в WhatsApp

Обсуждение на forum.sakh.com

РыбкаЗолотая 21:34 23 ноября 2020
Джессика Браун Финдлей из "Аббадства Даунтон". Это от слова аббаД или просто нос у кого-то заложен?😳
Читать еще 5 комментариев