Сахалинские села: недокомплекс недоразвития
В конце декабря правительством области принята новая госпрограмма — "Комплексное развитие сельских территорий Сахалинской области".
"В течение последних семи месяцев рабочая группа под руководством заместителя председателя правительства Антона Зайцева вела работу по разработке структуры и наполнению мероприятиями региональной госпрограммы, охватывающей весь спектр вопросов, который касается жителей села, — то есть более 200 (223, — С.М.) сельских населённых пунктов, где проживает 82 284 человека" — бодро
— Наконец-то наши власти начали уделять внимание развитию села, — скажет на это любой нормальный человек.
Нет, это внимание было и раньше. Как сказано в тексте документа: "В рамках мероприятий отраслевых государственных программ Сахалинской области: "Развитие здравоохранения в Сахалинской области", "Развитие образования в Сахалинской области", "Развитие сферы культуры Сахалинской области", "Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности молодежной политики в Сахалинской области" за период с 2014 по 2018 годы в сельской местности создано 27 учреждений здравоохранения (ФАПов и амбулаторий, — С.М) и 5 учреждений культуры, построено 12 детских садов, ведется работа по строительству новых школ и реконструкции действующих образовательных учреждений, введено в эксплуатацию 108 спортивных объектов".
Все это было. Но как-то разбросано, не состыковано, фрагментарно. Стоит, например, красивый дом культуры, а к нему культурно просто не подойти — все тонет в грязи. Словом, все, как в известной репризе Райкина о пошиве костюма: "К пуговицам претензии есть? К пуговицам претензий нет, пришиты крепко".
А потому давно уже шла речь о том, чтобы подходить к развитию сел комплексно, с учетом всех факторов, в том числе, перспектив с работой, ведь если не будет работы, село обречено.
Как минимум пять лет этот вопрос постоянно поднимался в областной думе, на что правительство всякий раз отвечало — работаем.
И вот теперь итоги этой работы вылились в конкретный документ. Причем, обеспеченный финансированием. За период действия программы, а это 2022-2027 годы, на развитие сельских территорий предполагается направить 23,4 миллиарда рублей, и, что немаловажно, 13,6 миллиарда придут из федерального бюджета.
Все это славно, важно и нужно. Именно так думал автор, когда решил более подробно ознакомиться с конкретикой светлого будущего наших сел.
***
После первого достаточно поверхностного прочтения возникло чувство некоторой тревоги.
Вроде все как и должно быть — перечислено все, что и где будет построено за эти годы: дороги, системы водоснабжения и водоотведения, газификация, школы и детские сады, учреждения культуры и спорта — всего 99 объектов государственных капитальных вложений.
Вопросы могут быть только по некоторой избыточности их на той или иной территории. Например, в Буюклы одновременно будут построены быстровозводимый спортзал, хоккейный корт и футбольное поле (стадион). На Шикотане, при наличии неплохого спорткомплекса в Малокурильском, здесь же построят еще один многофункциональный спортивный центр, современный стадион с искусственным покрытием, в Крабозаводском — крытый хоккейный корт и, очевидно, здесь же спортивный комплекс с плавательным бассейном.
Пусть, конечно, строят, не жалко. Главное, чтобы другим тоже досталось.
А вот с этим, как раз и не получается, и в глаза начинают бросаться различные несостыковки.
К 2028 году планируется "ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к объектам, расположенным (планируемым к созданию) в сельских населенных пунктах, — 19,48 км".
Всего 20 километров. Но это же ничтожно мало!
Или вот — "Обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих на сельских территориях, — не менее 497 человек в 2027 году". И это на 82 284 сельских жителей?
Обращает на себя внимание и полное отсутствие в программе строительства в селах учреждений здравоохранения, а они нужны.
Можно предположить, что и жилье, и ФАПы будут строиться в рамках других госпрограмм. Но тогда уберите из названия этой слово "комплексное", ибо комплексного здесь ничего нет. Например, ни слова, практически о благоустройстве.
Да, есть упоминание о том, что "количество реализованных проектов обустройства объектами инфраструктуры и благоустройства сельских территорий — не менее 133 ед. в 2027 году". Но выше уже было сказано, что в конкретном перечне госкапвложений объектов, подтвержденных финансированием, только 99.
"Отличительной особенностью госпрограммы комплексного развития сельских территорий является инициативный характер заявляемых проектов, что предполагает активное участие населения, предпринимательского сообщества, а также органов местного самоуправления в определении направлений реализации проектов", сказано в вышеупомянутом релизе минсельхозторга.
То есть "хорошо освещённые улицы, что для села очень важно, нормальные тротуары и автобусные остановки" — это будет делаться исключительно в инициативном порядке? Звучит не очень убедительно...
Словом, при первом прочтении можно сделать вывод, что качество подготовки госпрограммы, несмотря на руководство самого (!) заместителя председателя правительства Антона Зайцева, хромает.
Однако читаем дальше.
***
При более детальном же рассмотрении документа рефреном в сознании автора этих строк почему-то зазвучало известное высказывание нашего министра иностранных дел Лаврова о людях с ограниченными умственными способностями.
Вот цитата из паспорта программы: "Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы составит 23 378 010,9 тыс. рублей, в том числе:
- на 2022 год — 156 252,6 тыс. рублей;
- на 2023 год — 0,0 тыс. рублей;
- на 2024 год — 18 144 824,4 тыс. рублей;
- на 2025 год — 5 076 934,0 тыс. рублей;
- на 2026 год — 0,0 тыс. рублей;
- на 2027 год — 0,0 тыс. рублей.
Смотрим внимательно.
Итак, на этот год денег — 0. На следующий, когда, собственно программа начнет работать — 156 миллионов. 153 миллиона из них это "Развитие сети автомобильных дорог, ведущих к общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции".
Но на 2023 год — опять ни рубля. Это более чем странно, ведь надо хотя бы проектно-сметную документацию под будущие стройки готовить. Но — ничего нет.
Зато в 2024 году вал денег и строек — сразу осваиваем 18,1 миллиарда, в 2025 году еще 5 миллиардов.
А затем все — программа перестает финансироваться, мы решили все многолетние проблемы комплексного развития сельских территорий островов за два года! Оказывается, это просто!
Любой, кто связан с бюджетными инвестициями, скажет — так не бывает!
И что там произойдет в 24-м году, откуда вдруг такие деньги? А этого опять же никто сказать не может, потому что и федеральный и областной бюджет имеет ориентиры только на период 21-23 годов. А 24-й... Новый губернатор сменит приоритеты распределения средств областного бюджета? В ходе выборов президента всех зальют деньгами? Прилетят инопланетяне и окажут гуманитарную помощь?
Ответ прост. Разработчики новой госпрограммы просто понадергали пунктов из других программ (например, газификации), собрали "хотелки" наиболее инициативных муниципалитетов и иных лоббистов, свели все воедино, причем, довольно неряшливо, и забросили за горизонт бюджетного планирования. А там, за этим горизонтом, может что и получится (смотрите вышеприведенные варианты, или придумывайте собственные)...
Главное тут — назвать все это госпрограммой.
***
При этом совершенно не решен концептуальный вопрос — какие села у нас будут жить, а какие нет.
Тут понятно начнутся возражения — мол, мы должны сохранить все села, поскольку они основа России и ее продовольственной безопасности.
Но дело в том, что статус села на Сахалине — понятие достаточно условное. После 2003 года в ходе странной реформы местного самоуправления его присвоили всем населенным пунктам, кроме райцентров и Шахтерска — вне зависимости от того, чем там традиционно занимались жители.
Для примера Александровск-Сахалинский район. Село Михайловка, это село в прямом понимании этого слова, там крестьянствовали еще с каторжных времен. А вот село Дуэ, которое на другой стороне берегового хребта — не село, а рабочий поселок горняков. Он зажат в узком распадке, где нет возможности для товарного сельхозпроизводства. Да, на склонах дуэнцы разбивали огороды. И даже выращивали великолепную клубнику. Но сейчас это никому не нужно, как не нужно и Дуэ.
Села, где есть земли сельхозназначения, пашня, советские мелиоративные системы, должны быть сохранены безусловно. Их ценность в связи с потеплением климата будет только повышаться. В такие села обязательно должны быть заведены и газ, и асфальт.
Но Михайловки в программе нет. Зато есть село Хоэ — это на севере все того же Александровск-Сахалинского района.
Опять же, это не село в традиционном понимании этого слова. Это созданный в 30-е годы прошлого века поселок лесозаготовителей. Когда работал Северо-Сахалинский комплексный леспромхоз, таежный поселок процветал, в нем жило более 2-х тысяч человек. Но лес закончился, и сейчас там около 200 человек, в основном пенсионеры. Пять лет назад он был внесен в неофициальный список неперспективных и подлежащих переселению.
А в этом году зазвучал вновь. Хоэнцы благодаря свой разбросанной по стране диаспоре выиграли свой проект инициативного бюджетирования по реконструкции системы водоснабжения села. Нужное дело? Нужное. Но стоимость проекта — 143 миллиона рублей. Это уже начало вызвать дискуссии — стоит ли вкладывать такие деньги в населенный пункт, которого вскоре вообще, может быть, не будет?
И вот вам еще один повод для подобных размышлений.
В рассматриваемой программе есть пункт о строительстве дополнительного корпуса хоэнской школы. По сути дела это новая школа, поскольку деревянная старая уже не отвечает современным требованиям. Но — в этой новой школе будет заниматься только 20 учащихся, а ее стоимость — 200 миллионов рублей.
Вопрос — а не проще ли семьям этих школьников раздать по 10 миллионов рублей, чтобы они переехали туда, где детям будут обеспечены, действительно, нормальные условия для обучения?
Кто-то, может быть, подумает, что таким образом разработчики программы борются за сохранение каждого сахалинского села?
Ничуть не бывало.
Напомним, что в нашей области 233 сельских населенных пункта. Однако основные государственные капвложения (свыше 21 миллиарда рублей) согласно программе пойдут только в 53 села.
Что с остальными — непонятно.
Зато как пафосно звучит — госпрограмма "Комплексное развитие сельских территорий Сахалинской области"!
P.S. Чтобы не было претензий по поводу того, что автор все выдумал найдите постановление правительства области №616 от 25.12.2020 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Комплексное развитие сельских территорий Сахалинской области".
А в качестве приложения — файлы двух основных ее документов. Смотрите сами.
Госпрограмма docx, 62.23 КБ
Капвложения docx, 192.15 КБ