Зимняя гора Луга
Эту гору, находящуюся на Сусунайском хребте к северо-востоку от Южно-Сахалинска, предпочитаю посещать в бесснежное время, о чём ранее рассказывал в статье, которая так и называется: "
В очередной раз я посетил гору Луга в сентябре 2019 года. Нашёл ту табличку и обломки самолёта, спрятанные в густых зарослях курильского бамбука.
Но снег растает на хребтах ещё не скоро, тем не менее ту гору можно посещать и зимой — ранней весной. В упомянутой статье "Гора Луга" я описывал своё восхождение в марте 2013 года, когда наблюдались сложные условия, поэтому подъём занял 5 часов, а спуск — 3 часа.
***
Понятно, что ходить зимой предпочтительно по дорожкам, укатанным снегоходами. Многие туристы передвигаются по таким дорожкам чисто пешком, без использования снегоступов или лыж. Но всегда ли такие передвижения комфортны?
Так, 31 января мы с группой туристов ходили чисто пешком по старой дороге, которая некогда вела в Холмск через село Ожидаево, до бывшей железнодорожной станции Перевал. В связи с функционированием несколько лет назад карьера на горе Почтовой та дорога была значительно расширена. Снегоходы ездили по ней параллельно друг другу в несколько полос, поэтому их накаты были рыхлыми, что затрудняло наше передвижение: от конца прочищенной дороги возле дач до бывшей станции мы кое-как доплелись за 3 часа, но вернулись за 2 часа.
На следующий день я прогулялся по долине реки Уюновки в окрестностях Южно-Сахалинска. Там накат снегоходов на дорожках был довольно твёрдым, ведь они ездили один за другим, и идти также чисто пешком было комфортно.
Начиная со второй половины января культовым местом в южной части Сахалина стала бухта Тихая и её окрестности, где благодаря припаю стали доступными многочисленные натечные льды и ледопады на береговых склонах. Так, 7 февраля мы с группой туристов туда отправились, при этом ранее один из нас там не бывал. Впечатление было смазано огромным количеством посетителей, их было несколько сотен, как бы не под тысячу! Также туда интенсивно ездили снегоходы, вроде по принципу "след в след", но всё равно их накаты были местами довольно рыхлыми. Снегоступы мы не брали, да и толку от них не было бы: местами лёд был довольно мокрым, что неизбежно привело бы к налипанию снега на снегоступы. У кого была резиновая обувь или хотя бы с прорезиненными подошвами по щиколотку, у тех ноги оставались сухими, а чисто кожаная обувь при посещении тех мест представляется малопригодной.
Не удивительно, что из-за обилия посетителей по пути встречалось множество знакомых. На мысе Красном, конечном пункте маршрута, встретились с моим старым знакомым Владимиром, с которым не виделись несколько лет. Он рассказывал:
— Сегодня я здесь не потому, что воскресенье, а потому, что у меня скользящий график работы, и сегодня просто выпал выходной день. Следующие выходные у меня будут в ближайшие четверг и пятницу. Может, сходим куда-нибудь на снегоступах, например, на гору Луга?
Я уже знал прогноз погоды на предстоящую неделю и предложил сходить туда в пятницу, 12 февраля. Как раз в тот день ожидалось потепление: в Южно-Сахалинске до +1 градуса. Но "слишком хорошо — это не совсем хорошо", поскольку при переходе температуры через 0 начинается налипание снега на снегоступы. Известна закономерность: при наборе высоты на 200 метров температура воздуха понижается на 1 градус Цельсия. Если так, наверху, на высоте около 800 м над уровнем моря, должно было быть не выше -3. К тому же прогнозировались небольшая облачность и переход ветра с северного на южный при безветрии в середине дня. В общем погода представлялась идеальной, что и имело место.
***
12 февраля мы выехали на автомобиле Владимира из города в 9 часов утра и вскоре повернули с проспекта Мира на улицу Лесную в восточном направлении. Не доезжая до поворота на базу "Уюн", известную в обиходе со времён правления А. В. Хорошавина как "губернаторскую дачу", повернули на карьер, первый по счёту от города. Высадившись на проходной, сообщили охраннику, что мы хотим пройти через территорию карьера на гору Луга, и он нас пропустил — никакие работы там тогда не велись (в противном случае поднимаются по обходной тропе вдоль забора базы "Уюн" с восточной стороны).
По названиям в той местности наблюдается ряд путаниц. Во-первых, ищут базу "Уюн" вдоль реки Уюновки, хотя на самом деле она расположена над правым берегом реки Буреи. Во-вторых, путают карьеры, которых в той местности два. Дальний от города, расположенный восточнее базы "Уюн", называется "Луговое", о чём указывает табличка на его проходной. А вот у карьера, находящегося ближе, с которого мы поднимались на гору Луга, название неизвестно широкой публике, и иногда его в обиходе именуют "Уюн". Таблички с названием карьера мы не обнаружили, но охранник сказал, что тот карьер называется "Калашников", именно так. Прав ли он, не знаю.
Что ж, нам после высадки предстоял путь 7 км в одну сторону с набором высоты 550 м. Но путь не всё время проходит вверх, имеется чередование подъёмов с локальными спусками, такое явление в обиходе именуется "качелями".
Пройдя около километра по прочищенной дороге, мы вышли к началу лесной дорожки на выходе с территории карьера. Дорожка была укатана снегоходами, вроде накат представлялся плотным, но мы всё же надели снегоступы — не тащить же их с собой в рюкзаках! Ладно, снегоступы Владимира марки TSL весят 2 кг, но
Владимир моложе меня, так что, если захочет, и на подъёмах может развить приличную скорость. Я всё сокрушался: может, буду ему обузой? Хотя у нас был опыт нескольких совместных походов. Он ответил:
— Вчера я ходил на гору Быкова, та повыше будет, так что подустал, и слишком быстро никак не пойду. К тому же снегоходный накат туда был настолько плотным, что снегоступы не понадобились, вот я их и тащил за спиной.
Прикинули, что, стартовав в 9:30, мы не позже 14:00 должны будем оказаться наверху, Световой день удлинился, так что в его течение мы хоть как обернёмся.
Приступили к подъёму.
Владимир никакие палки не брал — говорит, ему ходить на них неудобно.
То ли дело я — в последнее время использую сплошные палки, которые, в отличие от складных, имеют большую надёжность.
По ходу наблюдались изумительные пейзажи. Хорошо просматривался пик Чехова, а справа — гора, расположенная к северо-западу от него, с лёгкой руки покойного Андрея Клитина получившая обиходное название "Налимов Камень".
Показалась гряда, слева на которой находится сама гора Луга.
Доходим до поворота дороги на север. Глядим — по склонам расположились какие-то тропки.
Подойдя ближе, убедились, что это следы маленьких снегоходов, ведущих в сторону горы Пушкинской.
— Нет, туда не пойдём, — заявил Владимир. Гора Пушкинская расположена оттуда слишком далеко, он там не был, и его туда не тянет, а меня и подавно. В самом деле, чтобы обернуться туда за день, надо даже на подъёмах развивать приличную скорость, так что она доступна разве что спортсменам. Ну бывают и экстремалы, которые идут на ту гору вроде не спеша, а ночуют там в снежных пещерах или палатках.
Повернули налево. До хорошо знакомой площадки на горе Луга, в обиходе известной как "вертолётная" благодаря своим размерам, оставался один километр.
Природа продолжала нас радовать своими видами.
Если до поворота дороги следы снегоходов были довольно плотными, то далее они разделились, и не все из них ездили по дорожке. Так что снегоступы нам очень даже пригодились.
Прибыли на площадку в 13 часов. Вот это да! Особо никуда не торопились — значит, было комфортно идти на снегоступах, и усилия затрачивались разве что на подъёмах. Вершина горы раскинулась над нами, а тропы туда не было — да и ладно!
С площадки, помимо дорожки, по которой мы пришли, ведут ещё две дороги. Одна из них, круто спускаясь на запад, выводит к реке Рауте, далее к дачам и в планировочный район Ново-Александровск. Её преимущество состоит в полном отсутствии "качелей", так что в бесснежное время я всегда по ней возвращаюсь.
На ней угадывались старые следы снегоходов, присыпанные свежевыпавшим снегом. Мы бы в принципе по ней прошли, но нам надо было возвращаться к автомобилю на карьер.
Другая дорога идёт на восток, пока что только до перевала, разделяющего бассейн рек Мги и Очепухи. Её пробили с целью доступа транспорта на случай лесных пожаров. Немного по ней прошлись — во всей красе открылась гора Августиновича, слева просматривалась гора Быкова.
Находились на площадке до 13:45. Ветра совсем не было. И температура воздуха явно не достигла ноля, поскольку снег на снегоступы не налипал.
Через два с половиной часа, довольные, спустились к карьеру, откуда и уехали. Но "качели" на обратном пути как-никак изрядно отняли силы, поэтому по возвращении домой я добрых два часа лежал на диване, затем приступил к обработке фотографий с маршрута.
***
Представляется перспективным в бесснежное время подняться по дорогам до упомянутого перевала перед горой Августиновича, откуда спуститься бездорожьем вдоль реки Мги. Но это лучше осуществить в конце мая — начале июня, уловив момент между спадом паводка на реках и возникновением травостоя. В конце октября может не хватить светового дня. Получится так пройти или нет, покажет будущее.