"Дом с прислугой": камерный эксперимент Шьямалана
Шон (Тоби Кеббелл) и Дороти (Лорен Эмброуз) — с виду обычная успешная семья. Американская мечта в действии — известный повар на аутсорсе и ведущая теленовостей. В их жизни произошла трагедия, умер сын, и вместо него теперь кукла, которая должна помочь справиться с болью потери, вот только с появлением няни Лиенн (Нелл Тайгер Фри) кукла вдруг становится младенцем, и все делают вид, что так и нужно, особенно Дороти, которая в своем горе уже давно не ощущает реальности. Первый сезон заставил зрителя держать внимание на экране в атмосфере загадочности все 10 серий, и второй, практически не давая новых ответов, удачно продолжил эту линию. И в этом нет ничего удивительного, ведь за проектом стоит М. Найт Шьямалан — главный интриган современного кинематографа.
Дом с прислугой (сериал, 2019‑2021, выходит второй сезон)
Servant
18+
Создатели: М. Найт Шьямалан и Тони Басгэллоп
В главных ролях: Лорен Эмброуз, Тоби Кеббелл, Нелл Тайгер Фри, Руперт Гринт, Мэйсон Белфорд
Где смотреть: Apple TV+
"Дом с прислугой" стал одним из первых в линейке оригинальных продуктов Apple TV+, который был запущен в ноябре 2019-го. Флагманским сериалом он, конечно, не стал — довольно специфический у него жанр (хотя в последнее время именно мистические триллеры во многом диктуют тренды на малых и больших экранах, не боясь экспериментов), но старт дал достаточно мощный. Поэтому воплотить достойное продолжение было уже делом репутации молодого сервиса, который решил составить конкуренцию старшим братьям в виде Netflix и Amazon Prime и начал вещание сразу во многих странах, в том числе и в России, чего не скажешь о HBO Max или Disney+.
Главным достоинством сериала является то, что история, которую вполне можно было уместить в двухчасовой фильм, каким-то чудесным образом тянут уже второй сезон (а будет и третий) и не скатываются в нудные вымученные диалоги. История при этом очень камерная — действие ограничено домом, в котором живет семья Тернеров, его территорией, а если события и выходят за рамки этого пространства, то все равно кто-то из героев продолжает держать оборону оттуда посредством видеосвязи или наблюдая за происходящим по телевидению.
Включается театральность — разбитый по сценам сюжет делает ставку на актеров, которые иногда даже говорить начинают как на сцене. Помимо пары основных персонажей и их няни в кадр с переменчивой частотой заглядывают Дядя Джордж в своих потрепанных одеяниях, олицетворяющий одновременно деспотизм и смиренность с тем, во что он верит; отец Дороти вместе со своей Кортни, которая иронично олицетворяет зрителя — ей тоже очень интересно, но ничего непонятно; наконец, брат главной героини Джулиан, которого играет Руперт Гринт, который в свою очередь очень органично здесь смотрится, несмотря на то, что может показаться, что эта роль ему не подходит. Он же в основном отвечает за грубый юмор, который призван разряжать обстановку.
Авторы не ставят свой целью показать действие реалистичным, и речь даже не про мистический флер, а про поступки героев, которые зачастую кажутся нелогичными. Но здесь это и не нужно. Есть поставленная цель — поместить персонажей в определенные условия и посмотреть, что из это выйдет. Чистый эксперимент, за которым увлекательно наблюдать. И через это все просматриваются болезненные темы, главной из которых становятся отношения в семье после трагедии — они не могут не измениться, горе способно поглощать и сводить с ума, принимая форму массового психоза и заставляя людей идти на многое в поисках призрачной возможности вернуть все на свои места. Проходят здесь и мотивы религии — плоть, боль и смирение, а также проблемы родителей и детей, воплощающиеся в образе матери, который Лиенн проецирует на Дороти, или в болезненном взаимодействии Джулиана с отцом.
Силен проект и своей атмосферой. Нас погружают в неуютную мрачную обстановку — выбранная цветовая гамма порой заставляет буквально вглядываться в кадр. Большое внимание уделяется деталям быта, в кадре всегда есть за что зацепиться глазу. Эстетическая (кухонная утварь Шона, коллекционная кофеварка, устаревшие видеокассеты) и особенно антиэстетическая (смакование некоторых неприятных вещей, в частности, приготовления целебных мазей и разрезания обожженной кожи) составляющие тоже играют на эмоциях зрителя, постепенно нагнетая напряжение в кадре.
Финал второго сезона состоится уже в эту пятницу. Как пойдет дальше, покажет время, а мы будем надеяться, что создатели все же сумеют вовремя остановиться и завершить историю на том же уровне, который удается поддерживать в настоящее время. 8/10