Метаморфозы залива Терпения
Порт даньдунско-поронайский
Известие о том, что премьер Мишустин подписал концессионное соглашение о строительстве нового "Поронайского" ("Поронайского" в кавычках хотя бы потому, что он будет не в Поронайске и даже не в одноименном районе) традиционно раскололо общественное мнение.
Кто-то даже решил, что наконец-то началась реализация гениальной транспортной стратегии губернатора по превращению Сахалина в трансконтинентальный хаб, но большинство тяжело задумалось — что это вообще и для чего?
Автор относится ко вторым, правда, без тяжелых раздумий, ибо со славной и веселой историей этого проекта знаком давно. Впрочем, даже не проекта, а проектов. Пусть и не во всех деталях, но в общих чертах.
Итак, в 90-е годы Поронайский морской торговый порт практически полностью потерял грузооборот. Нет грузов, нет работы, нет зарплаты, есть только территория и кое-какое оборудование. И есть инициативное люди, умеющие убедить и себя, и, главное, других в тех или иных идеях.
И вот в марте 2012-го на Сахалин прибывает мощная делегация китайской провинции Ляонин с предложениями грандиозного сотрудничества, в том числе по реконструкции Поронайского порта.
Масштабы предложения впечатляли. От маяка предполагалось выдвинуть в море огромный, почти пятикилометровый "высокосвайный бетонно-плиточный" причальный комплекс с двумя причалами, способными обрабатывать суда водоизмещением до 100 тысяч тонн (с перспективой до 300 тысяч тонн) и шестью причалами для судов на 10‑50 тысяч тонн, а, кроме того, выносной нефтеналивной причал. Помимо этого, комплекс должен был включить в себя международный логистический центр (с контейнерными площадками и крытыми складскими помещениями на 120 000 кв. м и более), топливный терминал для бункеровки судов, судоремонтный центр, терминалы для обработки сыпучих грузов (уголь, песок, известняк и т.д.), емкости для хранения агрессивных химических веществ.
Но пришли китайцы к этой идее не сами по себе. Ее им подкинули, а затем и убедили в реальности учредители ООО "Поронайский стивидор". И китайская компания "Группа Даньдунский порт" взялась за дело.
На совершенно естественный вопрос — а где для этой громады брать грузы? — авторы отвечали просто — найдем! Например, одновременно построим нефтеперерабатывающий, газохимический, цементный заводы, а там и на алюминиевый замахнемся. Кроме того, как сообщил один из владельцев порта г-н Скварчевский, "он будет очень удобен для обслуживания нефтегазодобывающих платформ и размещения на его базе единой областной системы ЛАРН".
Реализацию проекта партнеры были готовы начать уже в 2013 году и завершить его за два последующих года.
В правительстве области идеям даньдуньцев и поронайцев поаплодировали, но отнеслись весьма скептически. Таковых идей тогда было много. Например, тот же алюминиевый завод. А уж газохимические производства вообще скакали вокруг, как блохи. А инвестиционным блоком правительства руководил тогда Сергей Хоточкин, в своем деле — человек грамотный, один "Байкалфинансгрупп" чего стоит.
Так что инициатива не прошла. Тем более что она была не первая. Ранее публичную заявку на модернизацию сделала другая компания — ООО "САС-Сервис", которая тоже претендовала на права владения портом. В марте 2011-го на официальной церемонии в Пекине ее руководитель г-н Коркин уже подписал соглашение о намерениях с китайской корпорацией Inner Mongolia KingHo Groupe, которая подтвердила "готовность принять участие в реализации проекта модернизации Поронайского порта и вложить финансовые средства в объеме 1,5 миллиарда долларов США".
Ситуация становилась совсем запутанной.
Порт поронайско-непоронайский
Трудно сказать, на каком этапе разошлись интересы братьев Скварчевских и Коркина и кто у кого "сплагиатил проект" (такие обвинения звучали), но в чем они были едины, так это в продвижении по миру идеи о том, что Поронайск — это "единственное место на Сахалине, где можно построить глубоководный порт с выносными причалами", здесь "идеальное географическое расположение: природная бухта, сформированная мысом Терпения" (это слова Коркина). И вся эта радость как раз в центре богатейшего ресурсами острова!
Для сахалинцев, знавших, как на самом деле, это было смешно. Но те, кто на острове не бывал, смотрел географические карты. А там действительно — залив Терпения. На широте Венеции...
В итоге столь перспективной идеей заинтересовались уже не китайские — те, ознакомившись с сахалинскими реалиями, быстро свернули в сторону — а отечественные "инвесторы".
Летом 2015 года Сергей и Виктор Сварчевские были отстранены новыми владельцами (петербургский холдинг "Развитие транспортных проектов") от руководства ООО "Морской порт Поронайск" и ООО "Поронайский стивидор". Со скандалом. Но их попытка не допустить на территорию нового генерального директора порта Алексея Ферта провалилась.
Новые собственники объявили свою программу модернизации порта. Она оказалась много скромнее "китайской": "В ее рамках планируются ремонт и реконструкция имеющейся портовой инфраструктуры, причальных сооружений, кранового хозяйства, а затем поэтапное проектирование и строительство складских помещений, холодильников для нужд рыболовецких судов, затем доведение их до уровня полноценного рыбного терминала, терминала генеральных грузов, терминала навалочных грузов, бункеровочного терминала, пассажирского вокзала для обслуживания персонала морских нефтегазовых производственно-добывающих платформ, судоремонтных мощностей. Параллельно со строительством будут проведены дноуглубительные работы в акватории порта, которые позволят увеличить тоннаж и осадку принимаемых судов. В результате реализации программы объем перевалки грузов должен вырасти с текущих "нулевых" показателей до 3 миллионов тонн в год".
На следующий год на конференции "Нефть и газ Сахалина" г-н Ферт подтверждает эти намерения. Но потом наступает определенный период затишья.
А тем временем другой автор модернизации г-н Коркин отмежовывается от Поронайска в принципе.
— Нас пытаются "приплюснуть" к бывшему Поронайскому порту, хотя мы никакого отношения к нему не имеем, — заявляет он в 2015 году. — В советское время Поронайск был полноценным морским торговым портом с плавучими кранами, корпусами производственных зданий, дизельным цехом. В 1990-е порт пришел в плачевное состояние, и сейчас, по моему мнению, существует лишь формально — от него практически ничего не осталось. Например, много лет уже не проводились дноуглубительные работы, поэтому суда не могут в него заходить. Кроме того, Поронайск находится в устье реки, у него причальная стенка всего 110 метров — в яхт-клубе и у лодочной станции и того больше, и глубины там в пределах трех метров, что портом, согласитесь, никак не назовешь. Плюс порт ограничен городом. Соответственно, проводить реконструкцию в рамках этой площадки невозможно — рядом жилая зона. Мы говорим не о восстановлении морского порта, а о строительстве нового порта в Поронайском районе...
А далее он говорил о перспективах грузооборота: все тот же уголь ("если бы у нас был терминал, мы бы его отгружали на 10 млн тонн в год"), лес ("тем самым толчок получит лесная промышленность, которая была остановлена на Сахалине 25 лет назад"), контейнеры ("у Корсаковского порта ограниченная площадка, где контейнерный терминал не поставишь, и глубины маленькие для подхода контейнеровозов. То же самое с Холмском. Остается — Поронайск"), ну и, конечно, углеводороды — ("У нас на горизонте проекты "Сахалин-3", "Сахалин-4" — им нужны новые мощности, где можно осуществлять отгрузку").
И эти перспективы также заинтересовали материковских "инвесторов". "САС-Сервис" был, естественно, отодвинут в сторону, в дело вступила компания "Многофункциональный грузовой район", возглавляемая, как не трудно догадаться, уже известным нам Алексеем Фертом.
Но он был только представителем от собственников, крупнейшим из которых называют контролирующего акционера и председателя совета директоров Петербургского нефтяного терминала Михаила Скигина.
Порт совсем не поронайский
Как сообщают, нынешний проект готовился три года, рассматривались разные варианты. Сейчас выбран самый "острожный": "Порт сможет обслуживать суда с полной грузоподъемностью до 80 тыс. т. Годовой объем перевалки нефти составит 5,5 млн т, угля — 5 млн т и еще до 2,8 млн т газового конденсата. Кроме того, на территории порта будут построены база снабжения и бункеровочный (заправочный) комплекс".
А вот терминала по отгрузке СПГ не будет — эксперты МГК оценили эту идею г-на Лимаренко о тотальной газификации отдаленных местностей преждевременной.
Вроде бы здравый подход. Но насколько реальный?
Месторасположение. Необходимых глубин для столь масштабного проекта в Поронайском районе не оказалось. Ближайшую глубоководную "яму у берега" удалось найти только напротив села Нового Макаровского района. Там и будут строить "Поронайский порт".
Из плюсов — рядом железная и автомобильная дороги. Все остальное — минусы: туманы, шторма, льды. Но, похоже, не перевелись у нас любители мужественно преодолевать трудности.
Грузооборот. Это, как всегда, самое важное. Можно построить пятикилометровый причал. Но каким образом он себя окупит?
Тут, наверное, стоит привести небольшую статистику по нашим портам.
Исключим экспортные, узкоспециализированные, отрабатывающие свою нишу и не собирающиеся ни с кем ее делить. Это, в частности, порт "Пригородное" — 16,4 миллиона тонн в прошлом году; Шахтерский порт вкупе со своими морскими терминалами — почти 12 миллионов тонн; а также "Сахалинский западный морской порт", сосредоточенный на снабжении шельфа.
Из универсальных портов, работающих в том числе и на прием грузов для области, остаются Невельский (хотя с осторожностью, поскольку из 1,55 миллиона тонн обработанных в прошлом году грузов 1,25 составил уголь на экспорт), Холмский — порядка 1,3 миллиона тонн, из которых 0,9 миллиона дают паромы и Корсаковский — до 1,7 миллиона тонн.
Данный объем грузооборота нынешние потребности области и ее экономики в принципе удовлетворяет полностью. А если эти порты реконструировать, будут закрыты и будущие потребности.
Для тех, кто любит мыслить глобально, существует известный проект превращения Корсаковского порта в нечто грандиозное — с увеличением грузооборота до 30 миллионов тонн в год, обработкой до 1 миллиона контейнеров в год и т. д.
Для этого, правда, надо увеличить глубины в гавани с 8‑10 метров до 21, а для начала найти где-то 90 миллиардов рублей. Где? Это проблема проблем. В правительстве области ломают головы.
А, оказывается, в федеральном бюджете деньги есть. Только не для Корсаковского, а для совершенно непонятного Поронайского порта.
Согласно подписанному премьером документу ему дадут 3,96 миллиарда рублей прямой федеральной субсидии на обустройство инфраструктуры. И 31,9 миллиарда рублей привлекут инвесторы под федеральную концессию, что, будем откровенны, тот же кредит, только вид в профиль, поскольку федерация в той или иной форме возместит инвестору его затраты, если сам он это будет сделать не в состоянии.
А возместить эти затраты он сможет только грузооборотом.
Еще раз напомним, годовой объем перевалки нефти в этом порту должен составить 5,5 миллиона тонн, газового конденсата — до 2,8 миллиона тонн, угля до 5 миллионов тонн.
Но таких объемов на Сахалине просто нет, и в ближайшую пятилетку их не просматривается.
Ладно, уголь. Это может быть Лахская площадь (Охинский район), хотя никаких поползновений на освоение этого дикого края никто предпринимать не собирается.
Но таких объемов углеводородов на суше просто нет. Шельф? А кто-нибудь слышал о планах строительства нефтепроводов в Макаровский район? Или нефть пойдет по трубе "Сахалина-2". А почему тогда не в Пригородный, как сейчас?
Впрочем, подобных вопросов можно задавать огромное множество, ответов все равно нет. Судя по всему, или мы действительно что-то не знаем, или здесь действительно что-то не так.
Единственное, понятен ответ на вопрос — а как относиться к данному проекту? А никак. Точно так же, как к даньдунскому 5-километровому "высокосвайному бетонно-плиточному причальному комплексу". Вот начнут строить — тогда и поглядим.
Кстати, большая стройка в том районе не помешает. Только давайте так, чтобы денег из областного бюджета в это сомнительное пока предприятие не вкладывать. Под него подписалось правительство страны — вот пусть и несет все риски и издержки. А то понравилось — кто-то что-то придумает, а потом расплачиваться всем нам...
P.S.
Если же спуститься с облаков на землю, то наконец-то началась долгожданная реконструкция Холмского порта. К концу года должны завершить модернизацию первого причала. Реконструкцию третьего и четвертого причалов планируют завершить к декабрю 2022 года. Одновременно предусмотрены дноуглубительные — 8,5 до 9,5 метра — работы. Деньги, а это порядка 2,4 миллиарда рублей, федеральный центр уже выделил. Хорошая новость. И главное — реальная.