Почему ипотека для переселенцев это не ок
Сахалинские правительство поставило людей перед фактом — если вы живете в аварийном жилье, то чтобы переехать из него и не потерять право собственности, вам придется доплатить. Как так? Пруфы в статьях Sakh.com:
Изучили матчасть, почитали земляков и не нашли ответа на вопрос? Давайте рассмотрим комментарий с форума Sakh.com.
Объясните, пожалуйста, кто-нибудь, почему вообще кому-то должны давать новые квартиры взамен старых? Вот построил я дом, через 80 лет он пришёл в негодность, мне же никто новый дом вместо старого строить и давать не будет, то же самое, как заметили в статье, и с машиной, почему люди считают, что квартиру кто-то должен давать?
Можно, пожалуйста, вразумительное объяснение вместо минусов?
То есть если человек построил дом, а через 50‑80 лет дом стал разрушаться, можно везде писать, какой у меня плохой дом, жить невозможно, дайте новый? Машину новую брал, через 20 лет на ней ездить невозможно, дайте новую?
Почему с домом и машиной так нельзя, а с квартирой это норма?
Здесь все просто — если человек построил дом, а через 50‑80 лет он развалился, то это проблемы этого человека. Если же дом построило государство (аварийный фонд построен в Советском Союзе и принадлежит муниципалитетам), то это уже проблема государства. Противники возражают следующим: "Так квартира же приватизирована!".
Многие квартиры в Сахалинской области приватизированы (значит, являются частной собственностью), но находятся они внутри общедолевой собственности (делят муниципалитет, юридические и физические лица). Мне удавалось бывать в аварийных домах, где квартиры (место ответственности жильцов) выглядят отлично (насколько это возможно). Только вот жильцы не влияют на состояние конструктивных частей здания — у них нет на это денег.
Каждый из нас может заплатить свою часть в фонд капитального ремонта, но самостоятельно сменить инженерные сети, починить протекающую крышу, утеплить фасад или провести сейсмоусиление мы не можем. Жилец, даже если ему принадлежит квартира, не может повлиять на общее состояние здания.
В 2021 году деньги у фонда капремонта многоквартирных домов закончились. Взносами, которые платят далеко не все, покрыть все расходы практически невозможно. Для выплаты денег подрядчикам организации приходилось брать кредиты. Не самый лучший расклад.
На вопрос №1 мы ответили — новая квартира сахалинцам-переселенцам положена. Вопрос №2: а нужно ли за неё доплачивать и сколько? Государство пошло на это не от хорошей жизни — у него нет денег, чтобы раздавать квартиры. Вернемся к прошлой программе и вспомним, как работала она и какие там были проблемы.
Горожанам давали либо новую квартиру, аналогичную по площади (иногда с расширением), либо выкупную стоимость старой квартиры. На примере Южно-Сахалинска можно увидеть проблемы в этой системе. Островитян в основном ссылали в Дальнее или в 25 микрорайон. Не все были рады такому варианту.
Выбор в пользу квартиры был из-за того, что выкупная стоимость по меркам Южно-Сахалинска оказалась мизерной. За двушку могли предложить
Но вернемся к вопросу. Тут все зависит от площади помещения. Если жильцы хотят расширения, они должны заплатить за дополнительные квадратные метры и залезать в ипотеку по рыночной цене на свой страх и риск. Если жильцам дают те же "квадраты", то о доплате не должно идти речи. То же самое касается принудительного расширения.
Избежать этой проблемы можно было в прошлом веке, когда панельная Россия/Советский Союз только строилась. На эту тему есть
Её вы видели в сериалах и фильмах. США решили пойти по пути однократного выделения домов семьям. Да, им пришлось вложиться в постройку этих районов, но теперь, если дом разваливается, это не проблема государства. СССР пошли по панельному пути и обрекли себя на постоянное переселение людей из аварийного жилья.
Вопрос №3. А что говорит Верховный суд Российской Федерации? Здесь можно обратиться к последней публикации на эту тему на сайте органа. Она была в 2020 году и гласит о том, что
Проблема в Архангельской области была такой же, как на Сахалине, но с одной поправкой: местные власти не прописали в своей региональной программе доплату за разницу между новым и ветхим жильем (Сахалин это сделал). Фемида встала на сторону человека, и здесь есть важная цитата из Конституции.
Верховный суд напоминает, что в соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно его лишен", — говорится в пресс-релизе суда.
Попадает ли ситуация на Сахалине (лишение собственности, если не доплачиваешь разницу) под эту статью? Видимо, решить это может все тот же суд.
Добавим, что гендиректор фонда содействию реформирования ЖКХ (федеральная организация, которая дает деньги на переселение. Сахалину достанется 30 миллиардов от него до 2026 года) Константин Цицин в феврале
Вопрос барнаульского журналиста: У нас муниципалитеты зачастую занижают выкупную стоимость ветхого жилья. В результате переселенцы на полученные деньги не могут приобрести равноценные по площади квартиры. В Барнауле много подобных случаев.
Ответ Константина Цицина: Понимаете, стоимость аварийного жилья нельзя приравнивать к стоимости нового жилья. Это неправильно, в том числе и по отношению к налогоплательщикам. Естественная разница между стоимостью аварийного и нового жилья покрывается из бюджета, по сути, из наших налогов. Здесь надо находить иные решения, устанавливать экономически обоснованную стоимость жилья, которое уже исчерпало свой ресурс. А если людям нужна финансовая поддержка, то ее нужно оказывать. Но это уже другая статья расходов — социальная поддержка, дополнительные соцвыплаты.
***
Таким образом, даже федеральные чиновники, которые дают деньги Сахалину, говорят, что граждан нужно поддерживать. В России не каждый может позволить себе ипотеку без особых проблем. Переселенцы явно не попадают в этот круг — им бы найти деньги, чтобы просто жить. Дополнительная кабала им ни к чему.
Что делать в этой ситуации? Для начала сахалинцам необходимо определиться, пойдут ли они в очередной раз на поводу у правительства или нет. Пока последнее делает все, чтобы поставить островитян перед фактом — берите ипотеку и все. Лимаренко и его подчиненные молчат, не разъясняют новое положение.
Может ли правительство пойти на уступки? Конечно, но для этого нужна организованная работа от сахалинцев, которых собираются переселять. Нужно собирать подписи, отправлять обращения в прокуратуру и идти в суды. В России все решается просто: чем больше шума, тем больше шанса на успех. Если ты не тот, кого по фамилии не называет президент.