Мы плакали, но работали, говорят сахалинские компании, которые являются поставщиками услуг по организации школьного питания. Почему они вынуждены были громко заявить о себе? Потому что больше не могли кормить детей в условиях массового подорожания продуктов и всего остального. Выступления на инвестсоветах, обращения в правительство и мэрию — раньше бизнес сидел и молчал, но сейчас молчать — значит умереть, обанкротиться. Кто тогда будет кормить школьников бесплатными обедами? Эта история — про то, что из себя представляет система организации школьного питания и что в ней изменится после долгих просьб подрядчиков.
В течение как минимум двух последних лет предприниматели, которые занимаются организацией питания сахалинских школьников, пытались объяснить чиновникам, что им не хватает денег. На вопрос, как справлялись с февраля, когда все сильно подорожало, бизнес отвечает:
— Мы плакали, но работали. Мы ни разу не сорвали питание, ни разу. Где-то у кого-то заняли денег, как-то справлялись. Мы работаем по меню, которое разработано нами и проверено Роспотребнадзором. Нас постоянно проверяют, мы никогда не расслабляемся, мы уже дрессированные, как в цирке. Качество питания мы не меняли, несмотря на рост цен.
Когда просто говорили, просили, спокойно предлагали что-то изменить, эмпатии и понимания не было. Когда же просьбы превратились в крик о помощи, когда, по словам самих предпринимателей, "начали плакать и истерить", началось какое-то движение. Сах.ком попытался разобраться в ситуации со школьным питанием и узнал, какова цена кормления, почему она больше не актуальна, какие происходят странности с авансированием и в целом с финансированием, почему бизнес берет кредиты, чтобы кормить детей, когда, казалось бы, это дело бюджетное и социальное. И самое главное — что и как должно измениться в этой сфере.
Для ясности.
В школах бесплатно кормят всех учащихся 1‑4 классов. Ученики 5‑11 классов, которые находятся в тяжелой жизненной ситуации или имеют ограниченные возможности здоровья, тоже могут питаться бесплатно. Причем дети-инвалиды питаются два раза: если ребенок учится в первую смену, он завтракает и обедает, если во вторую — получает обед и полдник. Относительно недавно к льготным категориям прибавились многодетные семьи и одинокие родители. Остальные дети покупают себе обеды сами, в школах есть линия раздачи с предельной наценкой 100% или буфет.
Обед по цене завтрака
Первое, что просили сделать предприниматели, — увеличить сумму на питание школьников и распределить деньги так, чтобы у завтрака была цена завтрака, а у обеда — цена обеда. Казалось бы, это логично — завтрак и обед просто не могут быть по одной цене 107 рублей 50 копеек. Завтрак еще способен втиснуться в эти финансовые рамки, а полноценный обед — салат, первое, второе и компот — обходится явно дороже. С 2015 года ничего не менялось и не индексировалось. Предприниматели ежемесячно терпели убытки, им даже пришлось влезть в кредит, но об этом впереди.
С просьбами обратить внимание на стоимость питания бизнес обращался к зампреду ПСО, курирующему этот вопрос, в областное министерство образования, лично к мэру Сергею Надсадину, в департамент образования администрации Южно-Сахалинска. Жаловались предприниматели из Южно-Сахалинска, но и в других районах трудности такие же, денег на себестоимость не хватает, каждый крутится как может, но предпочитает сильно не возмущаться, боясь потерять контракты.
— Раньше учеников и первой, и второй смен кормили завтраками, — рассказывает один из предпринимателей. — Потом, примерно полтора года назад, в СанПиНе произошли изменения и тех, кто учится во вторую смену, обязали кормить полноценным обедом. Правила изменились, а денег не добавили. Предприниматели стали работать себе в убыток. Начались переговоры с минобром, с мэрией, обещали пересчитать, но ничего не менялось.
Из обращения Сергею Надсадину от одной из компаний, которая является поставщиком услуг по организации школьного питания с 2010 года:
С января 2021 года, по постановлению от 27.10.2020 года №32 главного санитарного врача Российской Федерации, изменились правила и нормы СанПин 2.3./2.4. 3590‑20 и по постановлению администрации г. Южно-Сахалинска от 21.10.2020 года №3134-па, в которых указано, что дети, которые обучаются в первую смену, должны питаться завтраком (горячее блюдо, напиток, фрукты), а дети, которые учатся во вторую смену, должны получать полноценный обед (салат или овощи, 1 блюдо, 2 блюдо, напиток). Но при этом на разные приемы пищи выделяется одинаковая сумма (постановление правительства Сахалинской области от 30.12.2014 года №659). В 2021 году министерство образования разрабатывало формулы по ценообразованию на питание, где подразумевалось, что завтрак и обед не могут стоить одинаково. Но в последующем формулы отправили на доработку. А мы с прежними ценами проработали весь 2021 год и до мая 2022 года. И вот в мае 2022 года анонсировали, что в постановлении правительства Сахалинской области от 30.12.2014 года №659 "Об установлении размера стоимости питания, осуществляемого за счет средств областного бюджета Сахалинской области" внесены изменения.
Проанализировав данное постановление и проведя анализ расчетов выделенных средств (для анализа просчитали 1‑4 классы обучающихся по программе начального общего образования), можем пояснить следующее.
Суммы, выделенные исключительно на сырье, а именно на 1 ребенка в месяц, завтрак — 1200 рублей, обед — 1900 рублей, не покрывают сырьевой набор продуктов.
Нами были просчитаны два варианта меню по предельному уровню цен министерства по развитию контрактной системы от 11.05.2022 года. И оба варианта меню превышают себестоимость.
При этом мы обязаны учесть выход порций, разнообразие блюд и энергетическую ценность, согласно нормам СанПина (все расчеты прилагаются к обращению).
А также мы просчитали действующее меню, в котором на сырье выделяется областью 1365 рублей на 1 ребенка в месяц и на завтрак, и на обед. В связи с этим компания только по данной категории теряет свои средства в пределах 1 000 000 рублей при полном рабочем месяце. В настоящее время, учитывая областные и городские средства, выделенные на питание, получается, что обед стоит 107,5 рубля. За такие деньги получить полноценный обед возможно только в ущерб предприятию. По нашим подсчетам, завтрак должен стоить 130 рублей, обед — 160 рублей.
Чтобы убедиться в добросовестности расчетов, предлагаем обратиться к независимым экспертам и технологам, которые просчитают рацион питания, учитывая себестоимость и все затраты с учетом рентабельности.
А также на момент рассмотрения вопроса о субсидии в 2015 году минимальная заработная плата в Сахалинской области с применением районного коэффициента и процентных надбавок для жителей южных и центральных районов Сахалинской области составляла:
— 2015 год — 13 250,00 рублей;
— 2022 год — 29 410,50 рубля;
— с 1.06.2022 года — 32 085,9 рубля.
Электроэнергия:
— 2015 год 1 кв/ч — 6,25;
— 2022 год 1 кв/ч — 8,45.
В связи с учетом инфляции и нестабильности цен просим вас рассмотреть вопрос об увеличении средств, поступающих из городского бюджета. По нашим расчетам, это не менее 660 рублей дополнительно на одного ребенка.
Подножка в виде налога
Городская дума еще с 2005 года приняла решение о пониженном коэффициенте, так как мы были на ЕНВД, рассказывает предприниматель. Потому что питание в школах относится к социальной сфере. С 2021 года ЕНВД отменили, поставщики услуг по школьному питанию перешли на упрощенную систему налогообложения, но там идет по нарастающей: в первый год бизнес платил 1%, в этом году — уже 4%, на следующий год будет 6%.
В суммах понятнее. В 2020 году плата составляла 4,5 тысячи в квартал, в 2021-м — 160 тысяч, в этом году — 650 тысяч, в следующем будет 1 миллион.
— Для нас это неподъемные суммы, потому что мы же в рамках, мы же не можем лавировать своими наценками, — говорит представитель компании, которая кормит школьников. — У нас льготное питание, оно идет вообще без наценки. А то, которое за родительскую плату, — там наценка не выше 100%. Но мы, в отличие, например, от Долинска, платим еще за электроэнергию. Раньше не платили за нее, но потом нас обязали. Мы готовим на пищеблоках в школах и платим за коммунальные услуги: вода, электроэнергия.
На вопрос, что у вас в расходах, предприниматель отвечает — сырье, оборудование, медосмотры, санминимум, дератизация, дезинфекция, разные сантехнические засоры, перевозка продуктов, зарплата, налоги, содержание офиса, потому что административные работники сидят в офисе (бухгалтерия и прочие), покупка тарелок и кружек взамен разбитых школьниками… Затрат много, поэтому и написали обращения с просьбой пересмотреть налоговую ставку. 4 июля от уполномоченного по правам предпринимателей в Сахалинской области Андрея Коваленко пришло письмо. В нем говорится, что вроде бы решение о снижении налоговой ставки принято, но этот вопрос пока еще рассматривается, окончательный ответ дадут к 1 сентября.
— Когда мы были на рабочей группе с зампредом ПСО, там как раз письмо наше рассматривалось, и он говорил — ну вам сейчас добавят деньги и вам тогда хватит заплатить налоги. А мы же те деньги, которые область выделяет, просчитываем и видим, что себестоимость сырья больше, нам не хватает этих денег. И когда был инвестсовет при губернаторе, мы не выдержали, встали и сказали — нам этих денег даже на сырье не хватает. Мы имели льготную налоговую ставку, верните ее нам. Мы не ресторан, не кафе, мы не можем наценками рулить. Основная масса — это у нас льготное питание, на которое вообще невозможно сделать наценку, — рассказывает представитель бизнеса.
Влезть в кредит, чтобы выжить
Пандемия, дистанционка, каникулы и прочие вынужденные паузы больно бьют по предпринимателям, которые кормят детей. Пока школьники по разным причинам не учатся, нужно все так же платить зарплату поварам, кухработникам и прочим, платить за аренду помещения, в котором сидит бухгалтер, и т. п.
— У нас стало модно на дистанционки уходить, когда пандемия, карантин. Но мы же не можем поваров на две недели уволить, потом обратно принять на работу. У нас выпадает много дней, и это все за наш счет, это допзатраты. Вообще этот вопрос должен был пересмотреться уже давно, но не пересмотрелся. Мы уже во все двери начали стучать, вроде сейчас нас услышали, — говорит предприниматель.
Мы работаем себе в минус, продолжает он, но ни разу не срывали питание. Недавно пришлось взять в кредит 14 миллионов под 3%. Деньги пошли на зарплату, налоги, закупку продуктов. Без кредита выкрутиться не получилось бы, потому что были простои, после них надо было как-то начинать. Сейчас к остальным проблемам прибавилась выплата этого кредита.
Когда пандемия только разгуливалась, поставщики услуг по школьному питанию обратились в департамент экономического развития городской администрации. Попросили о помощи. Дело в том, что однажды компании простили кредит. Он был выдан для выплаты зарплаты сотрудникам с условием, что коллектив должен сохраниться. Это было на старте ковидной истории. Компания отработала кредит, и государство ей его простило. Но волна ковида была не одна, начались дистанционки, пришлось снова влезать в долги ради питания детей, иначе — банкротство. И на этот раз отдавать приходится самим.
Из обращения Сергею Надсадину:
Также, учитывая, что в этом году в связи с карантином и дистанционным обучением мы отработали 8 дней в январе, 11 дней в феврале, но при этом сохраняя свой штат сотрудников, которому выплачиваются все дни простоя в полном объеме, у компании образовался кассовый разрыв. В связи с образовавшийся задолженностью перед поставщиками мы были вынуждены взять в банке кредит. Не для модернизации компании, чтобы обновить автопарк, увеличить заработную плату сотрудникам, а для урегулирования задолженности перед поставщиками.
В случаях полного и частичного перевода обучающихся, осваивающих программы начального и среднего образования, на карантин и (или) дистанционный формат обучения, введения дополнительных каникулярных периодов с целью профилактики инфекционными и вирусными заболеваниями происходит экономия средств, предусмотренных на обеспечение питанием обучающихся, которые могли быть направлены на повышение качества рациона питания и покрытия расходов по заработной плате сотрудников в дни простоя предприятия, от нас не зависящих.
Учитывая специфику нашего производства, просим вас рассмотреть вопрос о выплатах средств, поступающих из городского бюджета, в полном объеме в дни простоя предприятия (за исключением средств из областного бюджета на сырьевой набор).
Странное авансирование
Если бы авансирование было своевременным и достаточным по объему, было бы легче. Раньше, рассказывают предприниматели, предоплата за продукты была 25%. Это примерно 3 миллиона в месяц. А выкармливать детей должны на 13 миллионов. В связи с пандемией многие оптовые поставщики продуктов стали требовать 100-процентную предоплату. А по контракту предусмотрено всего 25. К тому же бюджетные деньги компаниям, которые обеспечивают школьное питание, поступают только во второй половине месяца. На что кормить школьников в первой половине?
— Я знаю, что есть такая практика — давать оптовым поставщикам продуктов питания предоплату раз в квартал. Это очень даже хорошо, мы бы как раз смогли все закупать, а потом дожидаться окончательного расчета. Мы предложили департаменту образования авансировать нас по такому же принципу, они сказали, что подумают над этим вопросом, — говорит предприниматель.
Из обращения мэру:
Мы, конечно, понимаем, что это не тот бизнес, где можно заработать большие деньги, но все-таки прибыль должна быть, чтобы можно было развиваться дальше. В сложившейся ситуации получается так, что мы ничего не зарабатываем, а только покрываем сырье и расходы по компании. У нас даже нет 5% рентабельности, чтобы мы могли зарабатывать прибыль для оптимизации предприятия. В период пандемии нам как малому и среднему бизнесу Правительство Российской Федерации оказало помощь, и мы сохранили все рабочие места. А сейчас мы, это около 100 человек, просим поддержать нас и не оставлять без внимания наше обращение.
И это еще не все, с чем сталкивается бизнес. В сфере школьного питания сложная схема формирования тарифа. Часть денег дает область, часть — город, часть — на сырье, на возмещение затрат. Как высчитывать, если цены меняются постоянно? Калькуляция крайне запутанная. А между тем в общепите есть нормальная практика: себестоимость сырья плюс наценка, предельный индекс которой можно менять в зависимости от экономики. Компания выставила себестоимость блюда, наценку, количество блюд — и столько денег и дали. Это было бы проще. А сейчас, не скрывают эмоций предприниматели, просто ногу сломишь. Они хотели бы уйти от этой действующей системы, чтобы было четкое и понятное формирование стоимости завтрака и обеда.
— Мы всем инстанциям написали письма. Уже месяц лета прошел, в августе по идее надо авансы давать, а они ничего конкретного не говорят. Ну что ж… Если они не рассмотрят наши вопросы, нам не будет смысла выходить на конкурсы. Вы сходите, найдите в Южно-Сахалинске место, где вас покормят за 100 рублей нормальным обедом, — говорит один из предпринимателей.
***
Пока готовился этот материал, руководители департаментов и министерств собрали поставщиков услуг по питанию на совещание, где озвучили, что правительство области добавляет на питание 22%, которые распределили на разные категории учащихся, а мэрия добавляет 18%.
Теперь бесплатный завтрак для учеников 1‑4 классов будет стоить 113 рублей 38 копеек, обед — 146 рублей 24 копейки. Для учащихся старших классов, которые находятся в тяжелой жизненной ситуации, завтрак будет стоить 139 рублей 59 копеек, обед — 180 рублей 95 копеек.
Предпринимателям также рассказали, что аванс будет составлять теперь не 25, а 30% и выплачиваться он будет перед наступающим месяцем. Вопрос поквартального авансирования пообещали рассмотреть.
По вопросу, связанному с посудой, из которой едят школьники и которая бьется. Раньше предприниматели покупали ее за свой счет, теперь им частично обещают покрыть затраты.
Про снижение налоговой ставки пока сказать нечего. ПСО выражает готовность рассмотреть вопрос, хочет обратиться в налоговую, потом в минфин… На сколько это все затянется и решится ли в итоге, сложно сказать, но предприниматели надеются. Иначе процент, растущий с каждым годом, загонит их в совсем сложное положение. Если льготную налоговую ставку вернут, бизнес сможет направлять больше денег на модернизацию, обновление техники и прочее.
Вопрос зарплат поварам и кухработникам в периоды карантина, удаленки, каникул тоже пока без ответа. Поставщики услуг по школьному питанию надеются и здесь быть услышанными, тем более ковид никуда не делся и снова грозит нам. Пусть пока издалека, но все же.