"Преступления будущего": кино не про людей
Первоначально заголовок выглядел так: "Преступления будущего, расследуемые новой полицией нравов во время конкурса красоты". Но, во-первых, это слишком длинно, а во-вторых, мы, сразу раскрываем весь сюжет. С другой стороны, а что еще можно было бы ожидать от Дэвида Кроненберга — одного из прародителей боди-хоррора как жанра? Над сюжетами у него всегда превалировала эстетика, причем эстетика отвратительного, за гранью фола, иллюстрирующая все ужасное в природе человека. И в этом фильме тоже. При всем уважении к заслугам Кроненберга — смотреть его фильмы нужно так же, как и летать при высокой турбулентности, — с бумажным пакетом под рукой. Тот случай, когда информационного знака 18+ явно мало, а название, которое режиссёр позаимствовал у себя же, никак не отображает сути.
Crimes of the Future
18+
Канада, Великобритания, Греция, 2022
Режиссер: Дэвид Кроненберг
Жанр: фантастика, триллер
В ролях: Вигго Мортенсен, Леа Сейду, Кристен Стюарт, Лихи Корновски, Скотт Спидман, Дон МакКеллар, Надя Литц, Таная Битти, Михалис Валашоглу, Велкетт Бунге
Итак, типичная Кроненберговская история в этот раз повествует о Соле Тенсоре (Вигго Мортенсен) — артисте перформанса, "художнике внутренних ландшафтов", который в мире недалекого будущего, где люди больше не ощущают физическую боль, вместе со своей партнершей Каприс (Леа Сейду) развлекает искушенную публику выступлениями — этакий иммерсивный анатомический театр с хирургическим манипуляциями и лишними органами. По визуальной части к происходящему в кадре ближе всего подходит "Экзистенция", которую Кроненберг явил миру в 1999 году. Только с тех времён его режиссёрский почерк стал еще мрачнее (или, напротив, обратился к своим кинематографическим корням). "Преступления будущего" — почти неонуар, здесь все тянется к формату артхаусной философской притчи в духе легендарной "Седьмой печати" — от внешнего вида главного героя до диалогов, созданных для того, чтобы их разбирали на цитаты.
Одновременно с этим "Преступления будущего" — типичное постмодернистское кино с его сочетанием несочетаемого, отрицанием авторитетов, попиранием общественных вкусов. В какой-то момент режиссёр останавливается, чтобы дать зрителю перевести дух — так появляется ироничный монолог одного из героев — сотрудника "новой полиции нравов": "Как нарост-опухоль может считаться новым искусством? Где эмоциональная форма? Где философское понимание? Что есть основа искусства?" И где-то здесь Кроненберг отпускает вожжи и его аллюзии на современные реалии становятся совсем уж очевидными. Тут и едкий сарказм по поводу разлада системы и "дизайнерского рака", и трагичное о природе материнской любви (точнее, ее отсутствия), немного об экологии, совсем чуть о самоуничтожении и в конце пронзительное: "грубость, уродливость нашего мира просочились изнутри в самых юных и прекрасных — в детей — вот анатомия сегодняшней патологии". Пафосный клеймящий тезис, который существует, кажется, отдельно от всего происходящего в кадре.
"Преступления будущего" нельзя отнести к типично фестивальному кино. Как и к сугубо авторскому — у Кроненберга есть фильмы для него гораздо характернее. В постхоррор и sci-fi фильм тоже никак не вписывается по вышеописанным причинам. И именно жанровая неопределённость мешает ему занять нишу в быстроменяющемся кинематографическом мире. 5/10
Билеты можно приобрести на